Где мы еще не бывали - 2. Музеи с музыкой

Jul 26, 2021 22:35


Продолжение поста о фисгармониях (« Забытые вещи - 16»)

Музеев, в которых можно посмотреть и послушать фисгармонии (не в единственном экземпляре, а несколько или даже много разных), обнаружилось не четыре, а больше, но я выбрала те, которые выкладывают в сеть фото и записи музыки, исполняемой на инструментах из их коллекций. Россия с прошлого года может гордиться двумя такими коллекциями, причем обе они частные.

В коллекции Давида Якобашвили представлены «самоиграющие» фисгармонии - на них можно было играть, как на обычных инструментах (для этого есть клавиатура), а можно было слушать музыку с программных носителей - бумажных перфолент или картонных дисков.

В коллекции Татьяны Колесовой - инструменты, выкупленные и восстановленные усилиями энтузиастов на средства, собранные краудфандингом. Татьяна Колесова сама играет на них.

Музей органов Эсти в Батлборо (Вермонт, США) устроен в помещениях фабрики музыкальных инструментов Estey Organ Company, закрывшейся в 1860 году. Инструменты этой фабрики сохранились и в России (см. « Забытые вещи - 16. Фисгармония»). Экскурсию по музею (на английском языке) записал энтузиаст органов и гармониумов канадец Родни Джантзи, который исполняет музыку на старинных инструментах.

Музей «Органеум», посвященный всевозможным органам, и фисгармониям в том числе, расположен в небольшом саксонском городке Венер на реке Эмс возле границы с Нидерландами. Почти для всех фисгармоний из коллекции музея на сайт выложены записи музыки.



Музей "Собрание" Давида Якобашвили

Начнем с музея, который совсем рядом, но я там никогда еще не была - надо как-то исправить это упущение. Это частный музей, но по предварительной записи туда вроде бы можно попасть. Сайт музея сообщает:

«Основа коллекции - самоиграющие музыкальные инструменты и механические редкости, в том числе музыкальные шкатулки, органы, оркестрионы, шарманки, механические пианино и рояли, граммофоны и фонографы, аккордеоны, часы и автоматоны. Фонды музея также объединяют предметы декоративно-прикладного искусства, живопись и графику, и обширную коллекцию русской бронзы, в том числе и мелкую пластику лучших мастеров XIX-XX веков, коллекцию старинного русского и зарубежного серебра, стекла и хрусталя.»

Сайт музея сделан очень хорошо, и многие экспонаты можно там не только посмотреть, но и послушать.

Среди «самоиграющих музыкальных инструментов» есть и четыре прекрасных фисгармонии, которые годятся как для самостоятельного исполнения музыки - для этого есть клавиатура, так и для прослушивания в автоматическом режиме - для этого применяются картонные программные диски или перфоленты.

По ссылкам можно посмотреть подробные фото и послушать записи.



Фисгармония автоматическая "Reform-orgel" фирмы J.P. Nyströms Orgel & Pianofabrik (Швеция). На правой стороне корпуса находится привод картонного программного диска с прижимной планкой и ряд из двадцати четырёх считывающих рычажков. Пневматическая система фисгармонии работает при нагнетании воздуха, создаваемом поочерёдным нажатием на педали. https://mus-col.com/collection/mmp/wind-instruments/harmonium/4811/



Фисгармония автоматическая дисковая “Reform - Orgel”, фирма J.P. Nyströms Orgel & Pianofabrik (Швеция). В автоматическом режиме используется картонный программный диск. https://mus-col.com/collection/mmp/wind-instruments/harmonium/4820/



Фисгармoния автоматическая "Aeolian Orchestrelle model W" фирмы The Orchestrelle Company (Великобритания, 1908 г.). Бумажная перфолента проходит мимо считывающей духовой линейки, отверстия в ленте открывают доступ воздуха к соответствующим язычкам, и звучит мелодия. В комплект входит 146 перфолент. https://mus-col.com/collection/mmp/wind-instruments/harmonium/17175/



Фисгармония автоматическая "Aeolian Grand" фирмы Aeolian Company (США), 1908 г. Инструмент проигрывает перфоленты расширенного диапазона в 58 нот. На ленту нанесена красная линия экспрессии, служащей указанием для исполнителя. В комплект входит 150 лент. https://mus-col.com/collection/mmp/wind-instruments/harmonium/4822/

Музей «Возвращение фисгармонии» (Галич)

Этот музей самый молодой из всех. В Галичском краеведческом музее (это филиал Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, расположенный, как нетрудно догадаться, в городе Галиче Костромской области) с осени 2020 года работает выставка «Возвращение фисгармонии», где можно не только посмотреть, но и послушать четыре отреставрированных инструмента разных моделей. Это коллекция галичанки Татьяны Владимировны Колесовой, которая не только коллекционирует фисгармонии, но и играет на них, а также проводит мастер-классы.



Экспозиция Галичского краеведческого музея размещена в здании бывших лавок купца Нешпанова http://kosmuseum.ru/filials/galichskiy-kraevedcheskiy-muzey/

Когда-то в Галичский музей попала старая фисгармония, сильно попорченная мышами. Нашелся местный умелец, который смог ее отремонтировать, а в 2008 году администрация музея обратилась к преподавателю музыкальной школы Татьяне Колесовой с предложением попробовать на нем поиграть. Как рассказывает сама Татьяна Колесова в газете «Галичские известия», «не было информации, как на этом играть. Не было ни нот, ни вообще какого-нибудь материала. «Методом тыка» всему училась: приходила, садилась за инструмент и искала путь к его душе. Тяжело было даже физически: очень болели ноги. На ней ведь не играл никто лет пятьдесят, а кожаные меха - как сапог, знаете, который лежит без дела: кожа сжимается, дубеет. Звук шел толчками, играла она только медленно - чтобы одна нота прозвучала, приходилось немало ногами поработать. Так я ее раскачивала-раскачивала, пока вдруг в один прекрасный день не почувствовала, что фисгармония «задышала», стала приятней звучать, и играть мне стало легче.»

Чтобы найти информацию об игре на этом инструменте, Татьяна Колесова выучила английский и отыскала в интернете другого энтузиаста старинных музыкальных инструментов - канадца Родни Джантзи, который много помогает ей советами (его видео будет в разделе об американском музее).



Коллекция фисгармоний в зале Галичского краеведческого музея. https://kostromaturs.ru/places/vlyublennaya-v-malenkij-organ-s-chelovecheskim-golosom/

Потом Татьяна уже сама стала искать инструменты, по возможности выкупать их и восстанавливать; деньги собирала и продолжает собирать краудфандингом. Сегодня в коллекции три инструмента обычных размеров и один миниатюрный.



Миниатюрная гармоника рядом с фисгармонией. Как на ней надо играть, пока непонятно. https://kostromaturs.ru/places/vlyublennaya-v-malenkij-organ-s-chelovecheskim-golosom/

Подкаст про коллекцию: https://kostromaturs.ru/podcast/gde-v-rossii-uslyshat-fisgarmoniyu/

Страница музея «Возвращение фисгармонии» на сайте Ассоциации частных музеев России: https://privatemuseums.ru/o-proekte/geografiya/kostromskaya-oblast/muzej-vozvrashhenie-fisgarmonii/

На странице в фейсбуке можно найти ссылки на записи музыки в исполнении Татьяны Колесовой: https://www.facebook.com/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9-%D0%92%D0%BE%D0%B7%D0%B2%D1%80%D0%B0%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%84%D0%B8%D1%81%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B8-103551291321889

.Музей органов Эсти (Братлборо, США)

В Братлборо (Brattleboro) в штате Вермонт со второй половины XIX до середины ХХ века работала крупная фабрика компании Estey Organ Company, где выпускали как «обычные» органы с трубами, так и язычковые органы, которые в России называли фисгармониями (хотя это не совсем одно и то же). Фабрика еще успела поработать с электроинструментами, в которых подача воздуха осуществлялась не ручными или ножными мехами, а электромотором, но эпоху электроники бизнес уже не пережил, и в 1960 фабрика закрылась. К счастью, сохранились и старые отделанные сланцевыми плитками фабричные здания, теперь переоборудованные под офисы, и многие предметы производственного назначения, и прекрасная коллекция образцов продукции предприятия.



Так выглядела фабрика в пору своего расцвета. https://www.esteyorganmuseum.org/

Основатель компании Якоб Эсти (1814-1890) не был ни музыкантом, ни изобретателем музыкальных инструментов - он начинал учеником сантехника, потом дорос до партнера в компании, занимавшейся сантехникой, пиломатериалами и плиткой, а в 1852 году приобрел долю в небольшой компании, выпускавшей мелодионы. Это были модные тогда клавишные инструменты, в которых звук производился не струнами (как в фортепиано) и не язычками (как в фисгармонии), а металлическими палочками; воздух подавался ручными или ножными мехами. Постепенно Якоб Эсти выкупил всю компанию, а с 1863 года начал выпускать уже не только мелодионы, но и язычковые органы - гармониумы, которые покупали и для небольших церквей, и для дома.



Реклама компании «Якоб Эсти и Ко.». https://www.esteyorganmuseum.org/estey-heritage/jacob-estey-founder/

Ассортимент продукции постоянно расширялся и обновлялся; за время своего существования компания построила около 3000 «обычных» органов и более полумиллиона (!) язычковых органов разных видов. Ее изделия встречались и встречаются на всех континентах. Много лет компания Estey Organ Company была самым крупным работодателем в штате Вермонт (штат, конечно, не самый большой и не самый промышленный, но все-таки…).

Сайт музея: https://www.esteyorganmuseum.org/

Видеоэкскурсию по музею (на английском языке) записал Родни Джантзи, канадский энтузиаст реставрации старинных музыкальных инструментов и игры на них; во время экскурсии он играет на многих инструментах из коллекции музея. https://www.youtube.com/watch?v=1DqAPg6G5lA

Сайт Родни Джантзи https://www.rodneyjantzi.com/

По ссылкам на сайте можно послушать исполнение музыки на язычковых органах. Там есть не только традиционные фуги и токкаты, но и, например, танго «Компарсита» - звучит прекрасно. На сайте можно посмотреть и на мелодионы.

Танго «Компарсита» на гармониуме в исполнении Родни Джантзи https://youtu.be/ICskk9IW23w

Родни Джантзи играет на мелодионе 1840-х годов (правда, не Этси, а другой компании, но зато можно рассмотреть этот необычный инструмент, который держали на коленях и прижимали меха локтем). https://www.youtube.com/watch?v=2RGymeVUcj8

«Органеум» в Венере (Германия)

Венер (Weener) расположен в земле Нижняя Саксония, у самой границы с Нидерландами. Город старше не только американского Баттлборо, но и нашего Галича - он упоминается в хрониках с Х века, а Галич стал городом в 1159 году.



Город Венер в Нижней Саксонии. Фото 2013 г. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Luftaufnahmen_Nordseekueste_2013_05_by-RaBoe_tele_56.jpg



Старая гавань в Венере (он стоит не на море, а на реке Эмс). https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Weener_-_Am_Hafen_%2B_Alter_Hafen_20_ies.jpg



«Заготовительницы торфа» в Венере. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Torfwieven-Weener.jpg



«Органеум» располагается в отреставрированном особняке второй половины XIX века. https://www.organeum.org/Haus

Английская версия сайта музея ничего интересного не содержит, а вот в немецкой версии можно посмотреть чуть ли не все экспонаты и прочитать уйму подробностей - про особенности конструкции, регистры, тональности, звучание и т.д.



Основные разделы экспозиции: органы, гармониумы (сюда относятся и фисгармонии), клавиры, клавикорды, чембало и разборная модель органа, на которой можно посмотреть, как там все устроено. https://www.organeum.org/Sammlung



Отдел гармониумов начинается с инструмента, который в Германии назывался «фисгармоника», но в России все инструменты такого типа в конце концов стали называть «фисгармониями». https://www.organeum.org/Sammlung/Druckwindharmonien

Что особенно ценно, в разделе гармониумов почти для каждого инструмента есть записи музыки, которые можно послушать.

Physharmonika https://www.organeum.org/Sammlung/Druckwindharmonien/Physharmonika

Фисгармоника середины XIX века, оформленная в виде столика в стиле бидермейер.

Mustel Kunstharmonium https://www.organeum.org/Sammlung/Druckwindharmonien/Mustel_Kunstharmonium

Schiedmayer zweimanualig https://www.organeum.org/Sammlung/Druckwindharmonien/Schiedmayer_zweimanualig

Schiedmayer einmanualig

Hoflieferant Rudolph https://www.organeum.org/Sammlung/Druckwindharmonien/Hoflieferant_Rudolph

Debain transponierbar https://www.organeum.org/Sammlung/Druckwindharmonien/Debain_transponierbar

Инструмент работы самого Александра-Франсуа Дебена (1809-1877), который в 1842 году запатентовал в Париже музыкальный инструмент своего изобретения, названный «гармониум».

Wilhelm Emmer https://www.organeum.org/Sammlung/Druckwindharmonien/Wilhelm_Emmer

забытые вещи, музеи, где побывать, фисгармония

Previous post Next post
Up