Как же можно без Александра Сергеевича в разговоре о рукописях, перьях и чернилах? Кого мы первым делом представляем с пером в руке, как не его? И он, конечно же, упоминал в стихах не только перо («И мысли в голове волнуются в отваге, и рифмы легкие навстречу им бегут, и пальцы просятся к перу, перо к бумаге, минута - и стихи свободно потекут.»), но и чернильницу. Ей посвящено целое стихотворение 1821 года. Текст стихотворения, факсимиле авторской рукописи и ссылка на аудиозапись в хорошем исполнении - в конце поста.
Иллюстрация В. А. Фаворского к стихотворению А. С. Пушкина «К моей чернильнице». Второй предмет - не солонка и не перечница, а песочница. 1948 г.
https://xn----7sbb5adknde1cb0dyd.xn--p1ai/img/show/6161.htm#h1 Как на самом деле выглядела пушкинская чернильница 1821 года, неизвестно. Музейная, с фигурой арапчонка, была подарена поэту его другом Павлом Воиновичем Нащокиным в 1832 году. Отправляя подарок, тот писал: «Посылаю тебе твоего предка с чернильницами, которые открываются и открывают, что он был человек à double vue». «Очень благодарю тебя за арапа», - писал в ответ Пушкин.
Чернильница, принадлежавшая А.С. Пушкину.
http://www.museumpushkin.ru/nauchnaya_zhizn/poslednij_god_zhizni_pushkina/maj_1836/14_maya_2_maya_po_st._st.-_subbota.html Когда в 1937 году в СССР торжественно отмечалось столетие со дня смерти Пушкина, было изготовлено множество сувениров разного рода. Среди прочего Ленинградский фарфоровый завод выпустил скульптурную чернильницу «Пушкин за работой», созданную в 1936 году Натальей Яковлевной Данько (1892-1942). После 1937 года чернильница неоднократно повторялась с разными вариантами росписи и даже без нее, но наиболее удачной считается роспись, выполненная сестрой скульптора Еленой Яковлевной Данько (1898-1942) в 1937 году. За эту чернильницу, расписанную Л.И. Лебединской, на парижской выставке 1937 года Н.Я. Данько была удостоена золотой медали (информация с
https://www.antik-forum.ru/forum/showthread.php?t=23300&page=12).
Тот самый удачный вариант, расписанный Е.Я. Данько. Надглазурная полихромная роспись, золочение. Здесь на разбросанных рукописях даже видны пушкинские рисунки.
https://www.dvaveka.ru/chernilnica-pushkin-za-rabotoj-/ Этот экземпляр сделан не позже 1937 года (на нем есть дарственная надпись, датированная 25 марта 1937 г.), но кто делал роспись, неизвестно. Форма тоже чуть-чуть отличается - присмотритесь к стопке книг на диване.
https://www.sov-art.net.ru/antikvariat/farforovaya-skulptura-20kh-30kh-gg/chernilnitsa-pushkin(2)#next-photo Здесь вместо текста на странице книги помещено клеймо завода.
http://russianartsfoundation.com/files/1571/3b_1_inkstand__pushkin_at_work__1936_1937-7523.jpg После войны выпуск чернильницы восстановили в 1949 году, к 150-летию со дня рождения Пушкина. Но расписывать так же виртуозно черты лица, узоры на ткани и рисунки на рукописях было, увы, уже некому - обе сестры Данько были вывезены из блокадного Ленинграда в конце февраля 1942 года, но Елена Яковлевна, художница и писательница, умерла от истощения по дороге в эвакуацию, а скульптор Наталья Яковлевна - едва добравшись до места назначения. На заводе сначала использовали старую форму, делая роспись попроще, часто в один цвет, а потом из формы даже убрали «лишние» детали - разбросанные листы и книги под диваном.
Это еще старая форма, с книгами и рукописями, но уже без полихромной росписи. Видно, как устроена чернильница - верхняя пара книг в стопке представляет собой крышку, а под ней помещается резервуар для чернил, который можно вынуть.
https://b.itemimg.com/i/34098472.1.jpg Форму упростили: перо в руке уже совсем невозможно различить, книг на полу больше не осталось.
https://www.google.com/url?sa=i&url=https%3A%2F%2Fomsk.au.ru%2F7961468%2F&psig=AOvVaw2cT1jk6S3Q_wuDt8hRrQr0&ust=1616439969945000&source=images&cd=vfe&ved=2ahUKEwiX8fiiisLvAhVKyyoKHeihCrYQjRx6BAgAEAc Здесь роспись поудачнее, но с довоенной не сравнить.
https://b.itemimg.com/i/222160467.0.jpg?1 Крупным планом чернильница. Что за стихи, разобрать не удается.
https://b.itemimg.com/i/222160467.8.jpg?1 Фарфором в 1937 году, конечно, не ограничились. Еще в 1916 году в России начали производить разную продукцию из карболита - пластмассы на основе фенола и формальдегида, аналога изобретенного Лео Бакеландом материала под названием бакелит. Среди прочего новый материал пригодился и для изготовления чернильниц. В отличие от стеклянных или фаянсовых, они не разбивались, а технология позволяла придавать изделиям разную форму и, если надо, делать завинчивающиеся крышки. Производители пластмассы откликнулись на круглую дату выпуском настольной чернильницы с рельефным портретом Пушкина и датами 1837-1937.
Карболитовая чернильница 1937 года.
https://forums-su.com/viewtopic.php?t=675902 А начиналось все, наверное, с совсем простой чернильницы - в 1821 году Пушкину было 22 года, и вряд ли он успел обзавестись чем-нибудь особенно вычурным.
Авторская рукопись стихотворения «К моей чернильнице».
https://xn----7sbb5adknde1cb0dyd.xn--p1ai/%D0%BF%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD-%D0%BA-%D0%BC%D0%BE%D0%B5%D0%B9-%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B5-%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%B0-%D0%B4%D1%83%D0%BC%D1%8B-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B9/#5521 А. С. Пушкин. «Подруга думы праздной...»
К моей чернильнице (1821)
Подруга думы праздной,
Чернильница моя;
Мой век разнообразный
Тобой украсил я.
Как часто друг веселья
С тобою забывал
Условный час похмелья
И праздничный бокал;
Под сенью хаты скромной,
В часы печали томной,
Была ты предо мной
С лампадой и Мечтой. ―
В минуты вдохновенья
К тебе я прибегал
И Музу призывал
На пир воображенья.
Прозрачный, легкой дым
Носился над тобою,
И с трепетом живым
В нем быстрой чередою
………
Сокровища мои
На дне твоем таятся.
Тебя я посвятил
Занятиям досуга
И с Ленью примирил:
Она твоя подруга.
С тобой успех узнал
Отшельник неизвестный…
Заветный твой кристалл
Хранит огонь небесный;
И под вечер, когда
Перо по книжке бродит,
Без вялого труда
Оно в тебе находит
Концы моих стихов
И верность выраженья;
То звуков или слов
Нежданное стеченье,
То едкой шутки соль,
То Правды слог суровый,
То странность рифмы новой,
Неслыханной дотоль.
С глупцов сорвав одежду,
Я весело клеймил
Зоила и невежду
Пятном твоих чернил…
Но их не разводил
Ни тайной злости пеной,
Ни ядом клеветы.
И сердца простоты
Ни лестью, ни изменой
Не замарала ты.
Но здесь, на лоне лени,
Я слышу нежны пени
Заботливых друзей…
Ужели их забуду,
Друзей души моей,
И им неверен буду?
Оставь, оставь порой
Привычные затеи,
И дактил, и хореи
Для прозы почтовой.
Минуты хладной скуки,
Сердечной пустоты,
Уныние разлуки,
Всегдашние мечты,
Мои надежды, чувства
Без лести, без искусства
Бумаге передай…
Болтливостью небрежной
И ветреной и нежной
Их сердце утешай…
Беспечный сын природы,
Пока златые годы
В забвеньи трачу я,
Со мною неразлучно
Живи благополучно,
Наперсница моя.
Когда же берег ада
Навек меня возьмет,
Когда навек уснет
Перо, моя отрада,
И ты, в углу пустом
Осиротев, остынешь
И на всегда покинешь
Поэта тихий дом…
Чадаев, друг мой милый,
Тебя возьмет унылый;
Последний будь привет
Любимцу прежних лет. ―
Иссохшая, пустая,
Меж двух его картин
Останься век немая,
Укрась его камин. ―
Взыскательного света
Очей не привлекай,
Но верного поэта
Друзьям напоминай.
Здесь можно послушать пушкинские стихи в хорошем исполнении:
Click to view
Про Наталью Яковлевну Данько можно прочитать вот здесь:
https://www.dvaveka.ru/spravochnik/skulptory-i-khudozhniki/danko-natalya-yakovlevna/ и вот здесь:
http://irbit.info/history/biograf/artists/6048/ Про Елену Яковлевну Данько можно прочитать вот здесь:
https://fantlab.ru/autor10752