Две истории тех, кому повезло

Apr 01, 2021 22:50


Я неравнодушна к историям про то, как кому-то повезло. Повезло не в картах и даже не в любви, а в том, что мог и даже обречен был пропасть - а вот не пропал. Я прекрасно понимаю, что эти единичные истории о чудесном спасении посреди войны, глада и мора не делают погоды, но все равно каждый раз, когда такая история мне попадается, я ей радуюсь, и откладываю про запас, и пересказываю потом, если представится случай.

Истории обнаруживаются, бывает, в самых неожиданных местах. На эти две я наткнулась, собирая материал про чернильницы и перочистки. Обе они про мальчиков, которым повезло выжить там, где были все шансы погибнуть - и не удивительно, что они потом, через много лет, передали в музей невзрачные с виду вещицы, оставшиеся на память о пережитом.

История первая. Чернильница Владислава Спирова.

(воспроизвожу текст за подписью младшего научного сотрудника А.С. Черепанова с сайта Красноярского краевого краеведческого музея)



Чернильница В.В. Спирова. Фото с сайта музея http://www.kkkm.ru/o-muzee/kollekcii/istoriya-odnogo-eksponata/proekt-chto-rasskazhet-nam-predmet-chernilnica-v-v-spirova

«...На первый взгляд обычная чернильница черного цвета фирмы «Pelikan»: резервуар в форме призмы с закручивающейся крышкой наверху, дно - плоское, с небольшим углублением в виде дуги у одного края. На одном боку резервуара трещина. Что здесь может быть удивительного?

Во-первых, это немецкая чернильница времен Второй мировой войны. А во-вторых, она принадлежала Владиславу Викторовичу Спирову, который, будучи школьником, пользовался ей до десятого класса. Каким образом она попала в руки советского мальчика? И здесь начинается история.



Владислав Викторович родился в Ленинграде 4 сентября 1934 г. В возрасте 7 лет его застала война. Вместе с мамой попал в плен. Прошел ужасы нацистских концлагерей. Последний лагерь был в Северной Норвегии близ Киркенеса.

Там, за несколько дней до освобождения, в одном из мусорных баков он нашел выброшенную чернильницу. Чернильница была целая, и Владислав ее подобрал.

В ноябре 1944 г. пришло долгожданное освобождение. Вместе с мамой Владислав Викторович отправился на родину. Чернильница была с ним.

Пойдя в школу, он брал ее с собой на занятия. И, наверное, данный предмет, как и его обладатель, сильно выделялся на фоне прочих. Дело в том, что советские чернильницы не имели закручивающейся крышки и их содержимое можно было легко пролить. Чернильница Спирова не промокала.

Однако прослужив более семи лет, чернильница сломалась. Не то во время драки, не то сам Владислав Викторович по случайности надавил на чернильницу, и та дала трещину. Так или иначе, но чернильницей пользоваться было уже нельзя: чернила протекали. Тем не менее, Владислав Викторович не выбросил ее, а бережно хранил у себя дома, пока не передал ее в наш музей.»

История вторая. Перочистка Джозефа Шадура

(текст с сайта Мемориального музея Холокоста США)



Перочистка Джозефа Шадура. Фото с сайта музея https://collections.ushmm.org/search/catalog/irn517559

«Перочистка, сделанная для одиннадцатилетнего Джозефа (Йошпе) Шадура госпожой Торель, руководительницей пансиона Home Diliges в Остдюнкерке (Бельгия), принимавшего детей на время каникул. Джозеф и его сестра провели там лето 1938 года. Отец Джозефа Майкл (Миша) уехал из Германии в 1935 году, потому что жить там стало опасно из-за антиеврейской политики нацистского правительства. Его жена Маня с двумя детьми, Джозефом и его четырехлетней сестрой Бенитой, и его мать Доба присоединились к нему в Антверпене (Бельгия) в январе 1936 года. Когда в мае 1940 года немцы оккупировали Бельгию, семье снова пришлось бежать. На автомобиле они сумели добраться до Лиссабона в Португалии и 22 февраля 1941 года отплыли в Нью-Йорк на пароходе «Эксетер».»

«Эксетер», бывший до войны комфортабельным океанским лайнером, в то время брал на борт столько пассажиров, сколько мог увезти - Лиссабон оставался единственным европейским портом, откуда можно было уплыть в Америку. Позже в 1941 году пароход мобилизовали для перевозки войск, а в 1942 в него попала немецкая торпеда, и он затонул недалеко от Касабланки.

Джозеф Шадур в конце 1990-х передал в музей многие вещи, связанные с их путешествием через Бельгию, Францию, Испанию и Португалию, а также воспоминания отца и свои собственные. Шадуры сначала собирались доехать до Дюнкерка и оттуда переправиться в Англию, но встреченные по дороге английские солдаты отговорили их от этого плана, посоветовали пробираться на юг Франции и даже поделились бензином - у беглецов его было в обрез…

Другие истории про тех, кому повезло:

На полях мемуаров - 47. Спасение депутата Дульсе Луи Гюстав Ле Дульсе де Понтекулан

На полях мемуаров - 33. Братья Ламеты (продолжение) Теодор де Ламет

На полях мемуаров - 32. Братья Ламеты (продолжение) Дженни (Мари-Луиза) де Ламет

Ну и, конечно, история того, как маркиза де Ла Тур дю Пен с мужем и детьми выбралась из Бордо во время революционного террора, тоже об этом. Это одна из самых захватывающих глав ее мемуаров.

А еще есть опубликованный на «Горьком» наш с Галиной Нестеровой перевод отрывка из романа Джорджа Генти «Во времена террора. Приключения юноши из Вестминстера» (ориг. «In the Reign of Terror: The Adventures of a Westminster Boy») - прочитать можно вот здесь

чернильница, перочистка, повезло, ХХ век

Previous post Next post
Up