Я, наверное, тоже отношусь к "серединному" пути. Я очень жестко планирую первую половину книги, хотя оставляю себе свободу импровизаций - всегда в процессе написания осеняют неожиданные идеи, добавляют книге "мяса". Я примерно знаю, чем и как книга кончится, в общих чертах представляю будущую кульминацию, но пока оставляю финал "открытым". А в зависимости от того, как написалась первая половина и что в ней прибавилось к моему изначальному плану, сажусь и заново планирую с нуля вторую половину. План есть всегда, но в процессе написания неизбежно к нему добавляются новые персонажи и сцены, новые конфликты и второстепенные линии. Если бы я писала всю книгу по исходному плану, она бы получилась формальная и одномерная. А если бы писала совсем без плана, получилось бы нечто невнятное, "в огороде бузина, а в Киеве дядька".
И мне его слова понравились так, что не поделиться был невмочь.
Ваш метод интересный: жесткое планирование первой половины, остальное в общих чертах и открытый финал.
Я делаю не жесткий план для всей книги, чтобы выверить структуру (потому что замечена навязчивая склонность комкать кульминацию), и расписываю эпизоды, в несколько предложений буквально. И вот в эпизодах уже даю себе полную свободу. Потому что во время работы приходят идеи, которые интереснее и лучше, и пусть для них всегда будет место.
Совсем без плана я не могу: я утону в этой аморфной массе, и мысль о том, сколько придется писать зря, не вдохновляет совсем.
Не, я уже один раз дрейфовала. Расхлебываю уже давно и мучительно. :) Правда, все детали прописать заранее у меня не получилось. Конечно, какие-то решения приходят по пути. Так что, наверное, я тоже серединка.
Наверное, нужно попробовать разного, чтобы выбрать оптимальный вариант. Видишь, как у моей тезки, тоже Рины, в комментарии выше, получился некий гибридный вариант: жестко распланированная первая половина и свободное относительно плавание во второй. В этом есть свой смысл: дойдя до половины, ты яснее видишь, что выходит, и тогда уже можешь планировать дальше. И здорово вот так опытом делиться: можно найти какие-нибудь варианты для себя, чтобы было что пробовать.
У меня распланированы начало и концовка, а также основные линии. По ходу у меня кардинально изменились пара моментов, но я остаюсь в рамках сюжета, и очень благодарна своей таблице-смете, что меня несет в нужном направлении, а не в никуда. :)))
В этом вся ее прелесть - она не дает сбиться с курса. А насколько жесткой ей быть, каждый выбирает сам. Где-то читала когда-то, что к жестким схемам склонны люди с математическим складом ума. Не знаю, насколько это так, но в моем случае работает. Я лирик - от и до.
Лена, мне думается, его никто не может видеть/предвидеть, даже жестко планирующие. Можно предполагать, полагать и смутно догадываться. А там, по дороге, еще столько всякого случиться может. Это как в жизни: нам не дано предугадать...
Рина, допускаю, что кто-то видит. Все мы - разные. Не раз слышала, что автор чётко видит начало и конец, т.е. две точки. А как соединит, прямой линией или кривой, воля автора)))) По большому счёту, интересен сам путь. Представь себе, что проведён эксперимент - ста авторам даны начало и концовка романа (одинаковые, конечно). Забавно было бы посмотреть, что получилось бы))))
Конечно, могут видеть, и нужно видеть даже, чтобы знать, куда идти. И кто-то может прийти именно к увиденному, а кто-то обнаружит, что оказалось не совсем то и не совсем так, как виделось. Только в этом смысле нельзя предугадать на сто процентов. И самое интересное, неожиданное, ты права, происходит в пути, в процессе.
С другой стороны, и подогнать под заданные условия можно все что угодно. При желании. Но тут уже больше намерения, чем спонтанного творчества.
Я тоже, видимо, середнячек) Общий план есть, но продумывать его детально, на мой взгляд, нет смысла. Каждый раз настроение разное, а если детали проработаны это уже не творчество получается, а сплошная механика))
Для меня тоже так: задать слишком строгие рамки, значит очень себя стеснить. Механика будет, если человек отказывает себе в праве от запланированного отступать. Если же он дает себе свободу, и детальное планирование для него лишь способ запустить процесс, начать работать, то и в таком режиме останется место для творчества.
Comments 18
Я, наверное, тоже отношусь к "серединному" пути. Я очень жестко планирую первую половину книги, хотя оставляю себе свободу импровизаций - всегда в процессе написания осеняют неожиданные идеи, добавляют книге "мяса". Я примерно знаю, чем и как книга кончится, в общих чертах представляю будущую кульминацию, но пока оставляю финал "открытым". А в зависимости от того, как написалась первая половина и что в ней прибавилось к моему изначальному плану, сажусь и заново планирую с нуля вторую половину. План есть всегда, но в процессе написания неизбежно к нему добавляются новые персонажи и сцены, новые конфликты и второстепенные линии. Если бы я писала всю книгу по исходному плану, она бы получилась формальная и одномерная. А если бы писала совсем без плана, получилось бы нечто невнятное, "в огороде бузина, а в Киеве дядька".
Reply
Ваш метод интересный: жесткое планирование первой половины, остальное в общих чертах и открытый финал.
Я делаю не жесткий план для всей книги, чтобы выверить структуру (потому что замечена навязчивая склонность комкать кульминацию), и расписываю эпизоды, в несколько предложений буквально. И вот в эпизодах уже даю себе полную свободу. Потому что во время работы приходят идеи, которые интереснее и лучше, и пусть для них всегда будет место.
Совсем без плана я не могу: я утону в этой аморфной массе, и мысль о том, сколько придется писать зря, не вдохновляет совсем.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
С другой стороны, и подогнать под заданные условия можно все что угодно. При желании. Но тут уже больше намерения, чем спонтанного творчества.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment