Temple stay. Первый день

Jul 01, 2010 16:53

Первый день. Второй день

Temple stay - это специальная программа, действующая по всей Корее, дающая возможность воочию увидеть жизнь буддийских монахов в монастырях и даже поучаствовать в ней. Мы уже давно собирались отправиться на temple stay, но то грипп нам не позволял, то зимние холода. И вот, наконец, в прошедшие выходные мы это сделали.
Выбрали мы монастырь Донгваса - самый первый монастырь, в который нас водили практически сразу после приезда, один из крупнейших корейских монастырей с 500-летней историей.
«Техническая» информация: заказать temple stay можно на сайте templestay.com, в Донгвасе это стоит 50 000 вон за 1 ночь и 80 000 вон за 2 ночи. Мы выбрали первый вариант, решив, что суток нам вполне будет достаточно.
Донгваса встретила нас, как и в тот первый раз, изумрудной зеленью, влажным воздухом, в котором вода, кажется, стояла, облаками, тонувшими в горных вершинах.




На входе нас ждал отвечавший за temple stay кореец. Он проводил нас в дальний уголок территории монастыря, где мы до этого не были. По пути, когда мы начали пытаться общаться с нашим сопровождающим, поняли, что нашим единственным спасением в эти сутки будет наш корейский друг Джеми, который любезно согласился провести все это время с нами, - работники монастыря по-английски практически не говорили, и Джеми пришлось в прямом смысле слова работать переводчиком. Не представляю, как справлялись другие иностранцы с языковым барьером до нас.
Для temple stay в монастыре выделена отдельная с несколькими домиками - в одном из них мы спали (прямо на полу, на матрасах, на подушках, набитых зерном), в другом - проводились церемонии, в третьем - готовилась еда. Но это все мы узнали и поняли позже, а сначала…
Сначала нас переодели. Не совсем в монашеские одежды, конечно, но в традиционные корейские, причем мужские. Выглядело это вот так:



Обратите внимание на обувь - в такой ходят монахи. Она резиновая, очень мягкая, но немного жаркая.
Итак, чтобы по всем правилам пребывать в буддийском монастыре, нужно уметь правильно здороваться со всеми монахами, правильно входить в храмы, класть поклоны Будде - этому нас, собственно, и учили на самом первом «уроке». Здороваться нужно, сложив две ладошки друг к другу на уровни груди и с легким поясным поклоном. В храм входить - только в боковую дверь с правой ноги (центральной дверью могут пользоваться только монахи). Поклоны класть - вообще целое искусство. Когда нужно делать поклон вам подсказывает стук специального деревянного музыкального инструмента моктхак. Минимально поклонов должно быть три. Перед вами лежит мат. Монах начинает медленно стучать, а затем, когда постукивания ускоряются, вы становитесь сначала на колени, кладете руки перед собой на мат, касаетесь лбом пола, переворачиваете руки ладонями кверху, еще несколько секунд пребываете в такой позиции, дожидаетесь одного легкого удара. И так три раза. В последний раз, вставая, вы должны сложить ладони друг к другу и приложить к лицу.



Кроме того, нас научили правильно сидеть в позе лотоса на медитации. Конечно, от нас никто совершенно четкого соблюдения правил не требовал, все-таки сложновато с непривычки сидеть так. А монахи относятся к себе со всей строгостью, если кто-то во время медитации сгорбит спину - безжалостно бьют бамбуковой палкой. Нам ее продемонстрировали, а кто-то даже и на себе испытал:



После мы отправились в главный храм Донгвасы, который расположен на одной площадке с 17-метровой статуей Будды. Там проходила церемония иногурации нового главы монастыря, храм был заполнен людьми - и мирянами, и монахами, поэтому, к сожалению, внутрь нам попасть не удалось, мы постояли немного у входа и отправились обедать.
(На входе в храм обязательно снимать обувь. Слева - обувной "склад" на входе в храм, справа - то, что удалось заснять внутри храма через дверь)



Обедали мы в первый раз не по традиционному монашескому укладу, который нам только предстояло узнать, а вместе со всеми - и мирянами, и монахами, в общей столовой, где подавали бибимбаб (рис с овощами) и суп с морской капустой и водорослями. Посуду за собой мыли сами:



Отдохнув и немного побродив по территории монастыря, мы отправились в другой храм на молитву. Всего в буддизме принято молится четыре раза в сутки: в три утра, в шесть утра, десять сорок и шесть вечера. Мы приняли участие как раз в вечерней молитве. Вступив в храм, как и положено, с правой ноги, мы прошли к матам, предварительно расстеленным для нас. Храм оказался очень маленьким, половина молящихся были монахи, половина - мы. Читали мы знаменитую "Сутру сердца", и еще одну молитву, названия которой я не запомнила (книг, в которых были эти молитвы с переводами, нам почему-то не оставили). Фотографий я делать не решалась - все-таки храм, и звуки фотоаппаратного затвора были бы явно лишними в равномерном ритме молитвы. Читать нам удавалось с трудом, все время приходилось кланяться - в конце каждой строчки. Убранство храма невероятно красивое - три золотые статуи, перед которыми все украшено цветами, потолок в лотусах, в каждом из которых висит записка с именем человека, пожертвовашего монастырю деньги, на стенах - маленькие свечи, свечи, свечи.

После молитвы мы отправились в наш "домик" где нас принялись учить… церемонии ужина.
Во время еды настоящие буддийские монахи не должны проронить ни словечка, издать как можно меньше звуков (последнее нас приятно удивило, учитывая, как корейцы не стесняясь чавкают за обедом). Они обязаны доесть все до последней крошки, миски, в которых ели дочиста отмыть водой, а воду с остатками еды выпить.
Помимо всего прочего, существует определенный порядок действий, которому нужно следовать. Итак.
Сначала перед вами появляется вот такая связка из полотенца, 4-х мисок, палочек и ложки, вложенных в чехол:



Определенным образом вы все это развязываете,, вынимаете полотенце и чехол с палочками, раскрываете салфетку, специальным бесшумным способом вытаскиваете одну миску из другой. Затем отдельно назначенные участники трапезы раскладывают еду: разливают воду, кладут рис и суп с морской капустой, самостоятельно вы накладываете себе только закуски-панджамы (у нас в качестве панджамов подали сушеные морские водоросли, корень лотоса, кимчи, грибы, тофу и какую-то маринованную травку с кунжутом). После сервировки ваш «стол» выглядит примерно так (слева поднос с закусками):



Принимать пищу нужно не спеша, прикрывая рот миской, чтобы окружающие не видели, как вы жуете. Смешивать еду нельзя - то есть, например, подкладывать рис в суп. Все только по отдельности, но зато в любом порядке. Палочки, если не используются, должны лежать в верхней правой миске, ложка - в нижней правой.
После еды нужно тщательнейшим образом вымыть посуду. Из миски с водой вы отливаете чуть-чуть в миску с рисом, берете кусочек кимчи (капусты), им водите им по стенкам, собираете все мелкие остатки, затем переливаете эту же воду в миску из-под супа, так же, тем же листочком кимчи все собираете, переливаете воду в миску с панджамами, повторяете процедуру, выпиваете воду с остатками еды. И так три раза. Звучит, это конечно, не очень приятно, но на деле все не так страшно. После сухого риса, супа, который почти вода и кусочков закусок крошек остается не так много. Мои миски уже после первого раз стали достаточно чистыми, так что наблюдавший за нами монах подошел и восхищенно прокомментировал: «Professional!».
Помыв все, вытираете миски полотенцем, складываете в определенном порядке, завязываете так, как вам принесли весь набор.
Прежде чем действительно есть, мы долго репетировали, около полутора часов. Затем 15 минут отдыха - и долгожданный ужин, который тоже затянулся минут на сорок - пока завяжешь, развяжешь, наложишь, съешь, воду перельешь, помоешь. И все это время нужно было сидеть в позе лотоса. Спина отнималась, а ноги казались не своими. Монахи, когда замечали, что кто-то из нас неправильно сидит, делали замечание. Хорошо бамбуковой палкой по спине нам-таки не досталось.

После ужина по плану у нас была медитация - а значит опять час сидения в позе лотоса. Монах пытался нам объяснять нам основные принципы медитации - о чем мы должны думать, что должны чувствовать. Поскольку, он мог говорить только по-корейски, то переводил нам Джеми, который не очень был к этому готов, все-таки философские вещи понять сложно, не то что перевести. Возможно и с нашей стороны было ошибкой ничего не почитать о буддизме перед поездкой на temple stay, чтобы больше понимать и воспринимать все более осознанно. (Зато теперь у меня появилось желание наверстать упущенное и я потихоньку штудирую научно-популярные книги по буддизму). Монах говорил нам о многих вещах. Во-первых, относительность. «Что ближе, - спросил он, - Пусан или Сеул?» - «Конечно, Пусан!». «А если идти в Пусан пешком, а в Сеул ехать на поезде?» Все наши чувства относительны, потому что исчезнут, едва возникнув, так что в масштабах вечности их нельзя воспринимать всерьез. Здесь подходит второе - раз чувства относительны и по сути не существуют, внутри нас ничего нет, пустота, emptiness (о чем говорится в буддийском «Отче наш» - «Сутре сердца»). Получив такие, достаточно поверхностные идеи к размышлению, я попыталась ощутить эту пустоту внутри себя, превратить колеблющуюся кривую эмоций в ровную линию, поймать себя на состоянии, когда ни о чем не думаешь. Достаточно сложно впасть в такую глубокую сосредоточенности, но на некоторые мгновения это даже получалось, как мне казалось. Все-таки самым сильным отвлекающим фактором были ноги, затекшие от сидения в позе лотоса.
После медитации нас ждал сладкий арбуз, рисовый напиток сикхе и сладкая печеная картошка.
В девять вечера мы отправились спать на полу в нашей комнате. Девчонки признались, что как только коснулись головой подушки - тут же провалились в сон. Я еще долго слушала шум дождя за окном и обдумывала все, что увидела за этот долгий день.



Продолжение следует...

temple stay, Донгваса, Корея, фото

Previous post Next post
Up