Мы тоже старшую специально не учили читать. Она лет с 2-х начала спрашивать "что это?" и тыкала в букву А на картинке, где ослик эту букву то ли хотел укусить, то ли удивлялся так. Ей сказали, что это буква А. Потом еще спрашивала, и еще. Потом около 3-х деткиных лет нам психолог сделал выговор, что у ребенка переизбыток информации. И, дорогие родители, прекратите пичкать деточку ненужными знаниями! А то потом удивляетесь, что это она так плохо и мало спит. Ну, ОК. Перестали. А потом через какое-то время идем домой, а ребенок говорит:"КолбасЫ!" Мы не поняли. Она опять:"КолбасЫ!" Спрашиваем:"Ты есть хочешь?" А она нам показывает на вывеску на магазине:"Вот же написано - колбасЫ!" Так мы узнали, что наша дочь научилась читать.
Странная вот эта концепция, которую психолог озвучил! Нет, я понимаю, если родители бешено таскают ребенка с кружка на кружок, не давая времени поиграть и побыть с собой - там будут проблемы. А если ребенок сам интересуется - это же означает, что у его мозга хватает всасывающей способности для этого?
С точки зрения психолога ребенок получал слишком много информации, которую мозг не успевал переваривать, слишком возбуждался, и поэтому были проблемы со сном. На самом деле проблемы со сном пропали после того, как детка пошла в детский сад. Это случилось в 3 года как раз.
Мне тоже кажется, что четыре года - оптимальный возраст для начала чтения. У нас в расширенной семье девочки обычно так и начинали читать (включая меня) - без особых усилий, быстро, "сами" (неожиданно для взрослых). С младшей дочерью мы из любопытства позанимались (по кубикам Зайцева) пару недель в её 3,5 года - и она сразу начала читать. Но всё равно до 4 лет это было просто умение расшифровывать сочетания значков, а не осмысленное чтение.
С мальчиками, правда, у нас всё сложнее складывалось - не так однообразно :-). И даже если они знали все буквы уже годам к трём, это никак не влияло на возраст начала чтения.
А вот когда я встречаю людей, которые начали читать в 2-3 года, я испытываю смешанные чувства. С одной стороны, все люди разные и всякое бывает. С другой стороны - мне по моему опыту кажется, что в 2-3 года ребёнок ещё не готов понимать текст, который он читает сам. Конечно, было бы интересно понаблюдать за таким ребёнком - поговорить с ним о том, что он прочитал и как понял. Но у меня никогда не было такой возможности.
Марина, ты же помнишь мой эксперимент! Я всегда подозревала, что люди приписывают сюжеты другому возрасту - и кстати, именно потому, что в детстве вот такие стремительные изменения происходят
( ... )
Но я могу представить вундеркинда, который на самом деле очень быстро развивался и поэтому рано начал читать.
(Потому что, например, я видела такие отклонения с умением говорить. Один из моих детей в год уже говорил фразами. И это не ложные воспоминания, потому что я записывала. До года он говорил отдельные слова, а потом начал ловко складывать их в предложения. Кроме него, я не видела детей, которые бы в год так "по-взрослому" говорили. Чисто теоретически такой ребёнок мог бы и читать по-настоящему раньше среднего.)
Так что я думаю, что вполне могут существовать дети, читающие в три года. Просто мне такие не попадались :-).
А я так всю жизнь - не понимаю смысла, если читаю незнакомый текст вслух. Но я глазами читаю очень быстро и не проговаривая текст про себя. Это, как мне кажется, не "не остается свободных мощностей", а просто невозможно поддерживать сразу три-четыре очень разных процесса в разных разделах мозга)
Я тоже начала бегло читать к четырем годам. Мне выписывали "Веселые картинки", и я спрашивала, где какая буква. И как-то быстро научилась складывать их в слова. Помню, там были картинки с животными, под которыми в клеточках надо было написать их названия, 2-4 буквы. И я застряла на слове "змея", т.к. не знала, как по-простому пишется буква "я", а копировать ее с печатной, с засечками и завитушкой на ножке было очень трудно. Папа заленился показывать, и просто сказал - две палочки, сверху кружочек. Ну я и написала: две вертикальные параллельные палочки, как у буквы "н", а сверху между ними пристроила кружочек. Еще, помню, никак не могла поверить, что в букве "ю" нужна маленькая горизонтальная палочка, писала без нее, слитно. И пофиг было, что в печатных текстах эта перекладинка присутствовала! Пока одна тётенька не объяснила, что кружочек - это собачка, привязанная к воткнутой в землю палке. И без веревочки она убежит и потеряется
( ... )
Я проскочила этот момент и очень интересовалась - как это происходит. И еще - как ребенок осваивает речь? Дети друзей делали это как-то очень быстро. :) Я смогла пронаблюдать эти процессы во всех деталях - сын начал говорить примерно с 3 лет и к 5,5 говорил уже относительно понятно, но к школе это все еще был "русский как иностранный".
Историю "прочитать могу, а понять - нет" я устроила себе в солидном возрасте в Греции. По-гречески читать довольно легко - у них как выглядит, так и читается, к тому же ударение обязательно стоит. В итоге прочитать слово я могу, но понятия не имею, что оно означает (зато могу догадаться, что это аэропорт, кондитерская или что-то ещё). Специфические ощущения для взрослого человека :)
Ну, я не собиралась читать длинные тексты. Я училась читать по-гречески с туристическими целями - чтобы легче ориентироваться на улицах, читать названия и вывески. Догадываться о значениях было весьма забавно, например, я увидела дорожный указатель "Порт. Аэропорт" и оказалось, что в греческом тоже одно слово образовано от другого, только они пользуются не международным корнем "порт", а своим.
Comments 47
А потом через какое-то время идем домой, а ребенок говорит:"КолбасЫ!" Мы не поняли. Она опять:"КолбасЫ!" Спрашиваем:"Ты есть хочешь?" А она нам показывает на вывеску на магазине:"Вот же написано - колбасЫ!" Так мы узнали, что наша дочь научилась читать.
Reply
Reply
Reply
С мальчиками, правда, у нас всё сложнее складывалось - не так однообразно :-). И даже если они знали все буквы уже годам к трём, это никак не влияло на возраст начала чтения.
А вот когда я встречаю людей, которые начали читать в 2-3 года, я испытываю смешанные чувства. С одной стороны, все люди разные и всякое бывает. С другой стороны - мне по моему опыту кажется, что в 2-3 года ребёнок ещё не готов понимать текст, который он читает сам. Конечно, было бы интересно понаблюдать за таким ребёнком - поговорить с ним о том, что он прочитал и как понял. Но у меня никогда не было такой возможности.
Reply
Reply
(Потому что, например, я видела такие отклонения с умением говорить. Один из моих детей в год уже говорил фразами. И это не ложные воспоминания, потому что я записывала. До года он говорил отдельные слова, а потом начал ловко складывать их в предложения. Кроме него, я не видела детей, которые бы в год так "по-взрослому" говорили. Чисто теоретически такой ребёнок мог бы и читать по-настоящему раньше среднего.)
Так что я думаю, что вполне могут существовать дети, читающие в три года. Просто мне такие не попадались :-).
Reply
Reply
Reply
я понимаю смысл если вслух читаю как пьесу-в лицах и с выражением))
Reply
Reply
Reply
Я смогла пронаблюдать эти процессы во всех деталях - сын начал говорить примерно с 3 лет и к 5,5 говорил уже относительно понятно, но к школе это все еще был "русский как иностранный".
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment