Пересказ
статьи Pauline Rose Clance & Suzanne Imes. Часть третья.
Часть1. Часть 2 Отчего так трудно бороться с синдромом самозванца? Авторы отметили как миниму четыре типа поведения, которое поддерживает синдром после того, как он появился. Женщины проявляют один или два таких типа, редко все четыре.
Первый тип поведения включает прилежность и усиленную работу. Страх " мою тупость сейчас раскроют" присутствует всегда, поэтому женщина учится или работает очень напряженно, чтобы тайна ее не обнаружилась. Усиленная работа или учеба приводит к отличным результатам и похвалам от руководителей. И цикл этот только укрепляется: сомнения в своей умности - напряженная работа в попытках это скрыть - хорошие оценки или успех в работе - одобрение и временное хорошее ощущение. На время у женщины приподнятое чувство -и этот цикл очень трудно прервать. У нее появляется несформулированная, но смутно ощущаемая уверенность, что если она будет думать, что у нее все получится - тут-то она и провалится. Ей кажется, что эта суеверность гарантирует ей успех в делах. Однако успех этот ощущается, как дутый, довольность собой быстро проходит, потому что глубокое чувство, что она не настоящая, остается неизменным.
Второй тип поведения основывается на чувстве фальшивости, и это частично так и есть. Множество из клиенток действительно интеллектуально прикидывались каким-то образом. Временами они не выражали свои действительные идеи или мнения. Вместо этого они старались угадать, что на уме у преподавателей, начальников или коллег, и говорили им то, что те больше всего хотели услышать. Они занимались "интеллектуальной лестью". Например, студентка замечала особые научные интересы профессора и в своих письменных работах или при ответе на экзаменах старалась приводить цитаты из работ, которые поддерживали эти идеи, даже если у нее лично могли быть другие взгляды.Одна клиентка при написании заявки на грант для образовательной программы включила туда идеи своего начальника и преуменьшила свои. Менее очевидный пример - женщина, которая всегда выбирала промолчать, если кто-то высказывал противоположную точку зрения. В результате она создала у себя самой ощущение: "Если я выскажу, что я действительно думаю и во что верю, для меня получится хуже. Люди могут подумать, что я неумна".
Такой тип избегания опасностей не дает женщинам проверить, а вдруг их настоящие взгляды покажутся людям вполне разумными, и таким образом синдром самозванца продолжает поддерживаться.
Третий тип поведения - использовать очарование и внимательность чтобы тебя одобряли те, кто выше. Для женщин, которые используют свое очарование таким образом, одинаково важно и то, чтобы их любили и чтобы считали особенными с точки зрения интеллекта. Обычно такая женщина верит: " я довольно тупенькая", но более глубоком уровне считает себя блестящей, креативной и очень особенной, и что ей нужно только , чтобы правильный человек открыл ее гениальность и помог поверить в свой интеллект.
Сначала она находит кандидата, к которому испытывает уважение, а затем старается произвести на него впечатление. Она тщательно изучает этого человека и отмечает все, на что он может отозваться. Она использует дружелюбие, очаровательность, внешность, чувство юмора, сексуальность и внимательность к его чувствам и вкусам , чтобы расположить человека к себе. К примеру, если потенциальный ментор ее выращивает грибы, она расшибется в лепешку, чтобы смочь с энтузиазмом и компетентностью поддерживать разговор о выращивании грибов. Если у кандидата тяжелый период жизни, она будет выслушивать его с пониманием и заботой. Она может вызваться добровольно помогать с любимым проектом своего профессора/ профессорши. Она может вступить в сексуальную связь с преподавателем. Этот процесс старательного поиска ( и получения) одобрения от более властной персоны, которой восхищаешься, никак не помогает избавиться от комплекса самозванца - по двум причинам.
Во-первых, даже если этот Учитель действительно провозгласит ее выдающейся, творческой и очень особенной личностью, она ему не поверит, потому что будет думать, что на самом деле он основывает свое мнение на совсем других ее качествах. Поэтому мнение нынешнего кандидата будет отброшено, поскольку он не в состоянии ее точно оценить. Она начнет искать другого ментора и повторит все тот же процесс самопоражения.
Во-вторых, женщина продолжает считать, что если она на самом деле была блестяще умна, внешнее одобрение ей бы не понадобилось. Она бы имела внутренне обоснованную уверенность в своих способностях. Таким образом сам факт, что она одобрения ищет, свидетельствует о том, что она интеллектуальная притворщица. В конце-концов все гении и новаторы в своей области умудрялись быть продуктивными и творческими даже без поддержки других людей, уж они-то точно не стали бы притворяться и подлизываться, чтобы их приняли серьезно. Поэтому клиентки считали себя ненастоящими, раз им нужно притворяться и прикидываться.
Четвертый тип поведения. Феномен самозванца может также поддерживаться в ответ на негативные последствия, что ожидают в нашем обществе женщину, выказывающую уверенность в своих способностях. Маргарет Мид (1949) заметила, что успешная или независимая женщина " воспринимается, как враждебная и разрушительная сила внутри общества". Согласно Мид, успешная женщина подозревается в неженственности. Исследования Мартины Хорнер (1972) поддерживают наблюдение Мид, что успешность для женщины довольно опасное предприятие. Хорнер пишет, что многие женщины отказываются от желания успешности из боязни, что они будут отвергнуты или будут казаться менее женственными, если успеха добьются. Маккоби (1963) утверждает, что "девушка, обладающая независимостью и активным желанием, направленным на достижение целей - качествами необходимыми для интеллектуального мастерства - кидает вызов условностям одобряемого гендерного поведения - и должна за это заплатить, цена этому будет - тревожность. Поэтому, если женщине кажется, что она не настоящая умница, а самозванка, это позволяет ей с одной стороны продолжать активно добиваться целей, а с другой, не бояться, что общество заставит ее платить за успешность. Пока она поддерживает в себе уверенность, что на самом деле она совсем не так умна, она воображает, что общество ее не отвергнет.
Следующий кусок будет про то, лечится ли это
Оригинал.