История противозачаточной таблетки. Часть третья, заключительная.

May 01, 2017 01:13

Продолжаю пересказывать статью из "Тайма" к пятидесятилетнему юбилею противозачаточной таблетки. Часть 1. Часть 2.

Во многих штатах таблетка была недоступна незамужним молодым женщинам, выписывали ее только замужним. Однако они и сами не торопились ее использовать. Им была неприятна идея заранее принятых мер. "Хорошая девушка" могла быть унесена внезапным порывом чувств и уступить мужчине, это ощущалось более простительным, чем то, что она бы подготовилась заранее. Что касается "распущенных" девушек, врачи и социологи сошлись во мнении, что они бы спали направо и налево с таблетками или без них. На частной лекции на калифорнийском курорте психиатр опросил примерно 30 женщин, у которых были дочери-подростки, позволили бы они своим дочерям принимать Таблетку. Несколько решительно ответили "нет", большинство было в нерешительности, а одна призналась, что уже сейчас добавляет Таблетку в утреннее молоко своей дочери.

Таблетка появилась во времена, когда женщины стали активно бороться за свое место в жизни, и послужила им огромной помощью. Влияние, которое она оказала на частное поведение в личной жизни, измерить трудно, но ее роль в обществе вскоре стала очень наглядно видна. Когда доктор C. Lee Buxton, глава отделения акушерства и гинекологии в Йельском университете, и Еstelle Griswold, возглавляющая отделение Лиги планирования семьи в Коннектикуте, открыли клинику, предоставляющую женщинам информацию по контрацепции, их немедленно арестовали. Использование средств контрацепции все еще было преступлением в этом штате. Арест и судебное дело вызвали шумный резонанс на уровне всей страны, и рассмотрение прошло всю цепочку до Верховного суда. Верховный суд решает, как соотносятся дело и конституция страны, и в результате в 1965 г. большинством 7 к 2, там решили, что Биль о Правах совершенно точно включает в себя право на приватность личной жизни, и отменили запрет на использование контрацепции для женатых пар.

К этому времени Таблетка уже была самым популярным средством контроля рождаемости в США, ее использовали шесть с половиной миллионов женщин. Многие жаловались на побочные эффекты - тошноту, набор веса, головокружения. Частично эти неприятности были устранены в таблетках с меньшим содержанием гормонов.

Но была и другая озабоченность в связи с Таблеткой. Через несколько лет после ее выхода, влиятельные афро-американские лидеры (от меня - не иначе, как все без вагин) стали публично неодобрять Таблетку, потому что она, якобы, была нацелена на "геноцид чернокожих". Они призывали чернокожих женщин отказываться от ее употребления, потому что высокая рождаемость, по их мнению, была необходима, чтобы выровнять баланс сил в Америке.

Однако чернокожие женщины боролись за ее максимальную доступность по той же причине, что и остальные женщины - когда контроль за беременностью находится у женщины, она получает контроль и над многими остальными вещами в своей жизни. Как писала феминистка Глория Стайнем: "Главная беда контрацептивной революции состоит в том, что роль женщины в обществе быстро меняется - и при этом не происходит соответственных изменений в мужском отношении к этой ее роли".

К семидесятым годам стало ясно, что главное влияние Таблетка оказала вовсе не на секусуальное поведение американских женщин, а на то, как они представляют себе свою жизнь, свои выборы и свои обязаннности.В 1970 средний возраст вступления в брак выпускниц университетов был 23 года, а к 1975-му, когда употребление Таблетки незамужними девушками стало более обычным, этот возраст вырос на два с половиной года. Изменилась и мода на большие семьи. В 1963 г. 80% студенток-некатоличек говорили, что собираются завести трех и более детей, через десять лет таких студенток уже было только 29%. Все больше женщин представляли себе жизнь, в которой сочеталось и материнство и работа, и это изменяло их рассчеты по поводу обзаведения детьми. Учительница из Индианы (23 года) рассказывала "Тайму" в 1967:2 Я вышла замуж еще во время учебы и хотела быть уверена, что смогу закончить учебу. А сейчас мы хотим купить дом, и это произойдет намного быстрее, если я буду работать учителем. С Таблеткой я могу быть уверена, что смогу зарабатывать деньги и не беспокоиться, что случайность порушит все планы".

Работодатели потеряли возможность предлогов для отказа в работе женщинам. Помогло и то, что безработица была очень низкой, компаниям требовались работники, а свободной мужской рабочей силы практически не осталось. За год женская занятость выросла на десять процентов. Женщин впервые наняли на Нью-Йоркскую биржу. Глава издательства со среднего запада стал нанимать преимущественно женщин на работу и признал, что ни за что бы этого не делал, если бы не Таблетка. ( что не повлияло на плату - женщинам по-прежнему платили чуть больше официальной границы бедности в стране)

Title IX, принятый в 1972 г покончил с дискриминацией в образовании по половому признаку и для женщин открылись двери колледжей, медицинских и юридических институтов. Таблетка и тут сыграла роль - женщинам перестали отказывать в приеме в колледжи и в град школы из-за уверенности, что они все равно забеременеют и бросят учебу. В 1970 г штаты понизили возраст совершеннолетия с 21 до 19 лет - и все больше молодых студентов получили право решать за себя, в том числе получили более легкий доступ к средствам контрацепции. Между семидесятыми и восьмидесятыми число первокурсниц юридических факультетов увеличилось с 10 до 36%, а в бизнес-школах с 4 до 28 %!

Оглядываясь назад, женщины рассказывают, как изменила их жизнь Таблетка. Элиза забеременела от своего бойфренда, всего пару раз позанимавшись сексом со своим бойфрендом. Она была в ужасе, рассказать родителям, что она занималась сексом было совершенно немыслимо. Ее воспитали католичкой и она была уверена, что теперь прямиком попадет в ад. Когда родители узнали о ее беременности, ее обвинили в том, что она опозорила родителей. Ей пришлось сделать аборт, чтобы оставить ребенка не могло быть и речи. Элиза стала принимать противозачаточные таблетки, но теперь ее смущало, что в аптеке все знают о том, что она - о ужас!- занимается сексом.

Маргарет рассказывает, как они обсуждали с девушками в коллежде, что делать, если бойфренд настаивает на сексе, но категорически отказывается использовать презервативы. Беременность пугала ее очень сильно и без защиты она не соглашалась на секс, как молодой человек ни настаивал. Доктор выписал ей диафрагму, и она ее терпеть не могла. Но что же поделаешь, думала Маргарет, придется смириться - предотвращение беременности вот такое неудобное. А потом она перешла на таблетки. - У меня гора с плеч свалилась в ту же секунду. Все эти тревоги ежемесячно, придут или не придут месячные - все позади. Жалею, что не использовала их с самого начала.

Через несколько лет, однако начался религиозный откат. Католики с самого начала были стабильно против Таблетки, протестанты спохватились только когда она уже широко распространилась. Поначалу они приветствовали ее как достижение науки - в том же ряду, что и вакцину от полиомелита и пенициллин. Затем начали задумываться. Отделение секса от деторождения, по их мнению, могло ослабить институт брака. Библия никогда не подразумевала, что взрослые могут активно заниматься сексом без цели вопроизведения. Каждый человек был обязан иметь столько детей, сколько мог породить. А что теперь? По мнению теологов изобретение Таблетки больше всего изменило человеческую жизнь со времен, как Адам и Ева съели яблоко.

Стайнем возражает им, что у людей секс и размножение никогда не были неразрывно связаны. У животных есть периоды готовности забеременеть и сексуальная активность сосредоточена в этих периодах. Люди же могли заниматься сексом постоянно, а не только в определенные периоды. Это уникальная черта именно людей, как и способность рассуждать, помнить или думать от думании. Сексуальность для людей это не только способ размножаться - но также и способ, которым мы вступаем в отношения, выражаем любовь, нежность и чувство общности.

Лидеры женского движения видят множество контрреволюционных попыток вокруг - не просто откатить назад доступ к контрацепции, но и в целом вернуть женщин к более традиционной роли. Не удалось запретить аборты - можно накинуться на контрацепцию. Если кому-то захочется вернуть патриархальную структуру, когда женщины подчиняются мужским членам семьи и играют второстепенную роль - самый лучший способ это прекратить доступ женщин к средствам контрацепции.

В школах уменьшают рассказы о контрацепции, фонды сдвигают с программ планирования семьи на программы, предлагающие воздержание от секса как решение. В попытках уменьшить дефицит бюджета снимают финансирование с коллеждных программ по контрацепции и стоимость для них возросла в четыре-пять раз. Продвигают возможность для работников аптек и госпиталей не выдавать по выписанным рецептам противозачаточные средства, если они лично морально против контрацепции. Лидеры феминистических организаций говорят - подумать только, пятьдесят лет с ее введения, а мы все еще боремся за право женщин за доступ к ней!

Вся эти конфликты вокруг политики и моральности Таблетки приводят к тому, что молодое поколение сбито с толку. Исследования Национальной кампании за предотвращение подростковых и нежелательных беременностей показали, что 86 % молодых людей и 88% девушек утверждают, что очень важно для них избежать беременности в настоящий момент, и при этом 63% говорят, что ничего или почти ничего не знают от таблетках ( а то, что считают, что знают - очень неверно) Более сорока процентов уверены, что используя таблетки, женщины имеют 50 или больше процентов шанс забеременеть. (В то время, как эффективность таблетки - 92 процента, а 8% приходятся не на то, что она плохая, а на неправильное или нерегулярное употребление или неверные инструкции врача.) Четверо из каждых десяти чернокожих или латино думают, что государство проверяет новые средства на них как на лабораторных хомячках, и даже большее число уверено, что государство продвигает таблетки, чтобы уменьшить население меньшинств.

Женщины старшего поколения, которые бились в первых рядах за доступность контрацептивных средств, огорчаются на неблагодарность молодого поколения, которое воспринимает все как должное.

Ну и остается вопрос - что же будет следующим, что такое изобретут, что опять перевернет подход к сексуальности и деторождению.

______
Оригинал статьи на сайте Time

anthropology, hochu_vse_znat, females, the_pill

Previous post Next post
Up