Часть вторая. Почему не пишете про плохое? ( выносить или нет негатив из избы)

Jun 06, 2014 16:53

И тут вступает другое дело. Я давно-давно хотела написать пост про это, но все прособиралась.

Я правда не знаю, до какой степени нужно выносить свои горести на люди. То есть у меня по всей жизни рабочий образ поведения - не выносить, это мое личное дело, все посторонние только осложняют переработку и отнимают силы. Потом еще долго помнят, когда ты уже переработал и забыл и пытаются втащить тебя обратно. Не - фигня была и проехали - а - ты человек с Фигней.

Но я знаю, что у людей ( вот не знаю, только у наших ли, с их опытом большого воспитания страной и советской реальностью) - есть синдром раскулачивания. То есть, если кому-то у них на глазах "слишком хорошо" - кажется нужным, важным и правильным его "раскулачить" - отнять у него что-то, понизить ему что-то, эмоционально с ним обращаться небрежнее и враждебнее - чтобы ему служба медом не казалась. А с "бедняком" - наоборот - быть нежнее, помогать, додавать, вдохновенно объединяться, чтобы помочь. Причем и "богач" и "бедняк" - совершенно произвольно назначаемые, скорее эмоциональные, чем реальные статусы. перейти из одного в другой, не меняя своей жизни, очень легко.

Натолкнула меня на это давно-давно история с учительницей сестрицы моей. Она была молодая, относительно новая учительница в кругу пожилых, заслуженных и поседевших в боях. Всегда приветливая, веселая, жизнерадостная, ученики ее любили. Она ни с кем не ссорилась, ни малейшей агрессивности к старым учительницам не проявляла, очень хорошо работала. И вот они ( не все, наверное, но какая-то активная часть) ее невзлюбили. А чего это ей все слишком хорошо? Они сами были неплохие тетки, но окрысились настоящим раскулачиванием. Все им было не так, ничего не засчитывалось, все принижалось, на все фыркалось, во всем искались следы незаслуженности, дармовости доставшегося ей.

И так продолжалось какое-то время.

А потом они узнали, что она каждый день возвращается домой к очень больному ребенку-инвалиду. И что жизнь у нее, скорее всего, ад по объективным меркам. Но она мужественно сражается за его здоровье, не опускает руки, просто объективно трудности всякие переносит ( это была еще советская действительность с ее отношениям к инвалидам), а потом приходит в школу - собранная, в аккуратном платье, с учительской прической, веселая, приветливая, работоспособная - и отлично делает свое дело.

Надо ли сказать, что она мгновенно у седых педагогесс переместилась из категории "наглого кулака" в категорию "бедного беднюсика"? И сразу все те же деловые качества стали ей засчитываться в двойном размере - как проявление особого мужества и душевной высоты.

А она осталась тем же человеком.

История меня поразила и заставила много думать, потому что я постоянно в окружающих (и часто в себе) наблюдала то же самое - желание раскулачить "слишком сытого" и воодушевленная любовь к "бедному". И я так и не понимаю ( при том, что мой образ жизни на практике - это держать свои неприятности при себе) - что правильно. Поэтому мои некоторые соображения.

1.Если это есть в людях, то логика говорит - жалуйся и отношение к тебе будет лучше и отношение к успехам менее агрессивным - ну он заслужил, настрадался, бедняжка!, а отношение к недостаткам более снисходительным. То есть, если это есть в людях - надо этим пользоваться совершенно осознанно.

2. Если это есть в реальности - оно должно участвовать в твоей оценке на правах реальности. Без этой части "некругло", поэтому вроде бы честно ее тоже выносить на люди.

3. Вынесенное, это быстро становится штампом, который тебя пригвождает. Я одной подруге советовала рассказать про ее тяжелую болезнь, чтобы это помогало ее образу, ведь это так и так реальная большая часть ее жизни. Она рассказала. Включила во все описания себя. И что теперь? Врачи даже уже выпустили ее в здоровые люди. Но в головах у людей остался незыблимый штамп: мужественно борется с тяжелой болезнью. И похвалы и критика сопровождаются неизменно - ну что вы, она же так больна!

Но хочется ли ей сейчас этого постоянного штампа? Хочется ли постоянного напоминания и постоянной характеристики себя в настоящем времени - как больной? Хочется ли отношения к своей работе, окрашенного этим сочувствием?

Я не знаю, честно говоря.

Но мне лично штампы не нравятся, и пригвожденность к одной роли навсегда тоже. Меня, скажем, старый муж избивал ( да, это мой скелет в шкафу - в черных синяках и с приступами головокружения).И я знаю, что если расскажу об этом и том, как ушла - это многим бы помогло. Но я не хочу потом встречать описания себя - А. это человек, которого избивал муж, а она нашла в себе силы со всем этим покончить. Потому что А - совсем не этот человек, и не это является главной характеристикой человека А!

4. Люди просто любят драмы. Вокруг любой истории из женского журнала - он не хотел ребенка, а она родила, обманув его, а теперь он проверяет подросшего ребенка на свое отцовство и всем не доверяет - будет очень много обсуждений, мумлений, сшибок полярных мнений. Это увлекает практически всех - любой женский форум посмотрите. Но мне кажется, если подумать, пустой тратой времени и сотрясением воздуха впустую, никаких новых идей в конце, никто не получил прибавления смысла или улучшения, это как семечки - неотразимая привлекательность обсуждения чужих жизней, ей не могут сопротивляться бабушки у подъезда, молодые матери с колясками, или подруги, собравшиеся на вечер с тортиком. И рассказы о своих несчастьях - если я последовательна в своих убеждениях - кажутся мне добавлением к этой драмофилии. То есть да - люди это точно любят - но есть ли смысл потакать этому?

5. Если человеку реально нужна помощь, то не рассказав о плохом - он ее просто не получит. А так есть возможность и помощи, и советов и нужных контактов - и все это может значительно улучшить его ситуацию. Но мне кажется, это уже несколько другой раздел - не имиджевый, а практический. С другой стороны, человек может не знать, что помощь для него существует, есть способы, есть решения. Пожалуется в воздух - а узнает много интересного.

Вот так, короче, мои соображения.
В первой части - отчего вы не видите много отрицательного в моем журнале.

Во второй - как вообще поступать людям, стоит ли рассказывать про свои несчастья.

Я за много лет теоретически вопрос для себя так и не решила, но практически, как видим, решила - выбрала одну сторону.

anthropology, divan_psychology

Previous post Next post
Up