Я над
куском воспоминаний Али о рисовании человечка давно уже размышляю. Поскольку у меня у самой был случай в детстве, когда требования чрезмерного профессионализма, подорвали целый раздел уверенности во мне, и это тянулось вопреки реальному положению дел - пока я не набрела на это в процессе упражнения из
Artist's Way.
Оправданием Марине может быть то, что не было особенной обязанности у родителей тогда развивать детей и беречь их чувство собственного достоинства, и то, что сама она выросла в малолюбящей и разобщенной семье, с жесткой, неласковой и безжалостно требовательной матерью.
Но сама ситуация для меня из разряда - так категорически нельзя.
Во-первых ребенок незрел по всем фронтам и неспособен производить профессиональное просто объективно.
Во-вторых, я не знаю, сколько лет было Але, но с учетом того, что как взрослая она писала литературу уже лет в пять-шесть, этот эпизод вполне мог относиться к трем-четырем годам. Я рисунки своей детки тщательно храню, и ее первый человек был нарисован где-то около двух лет - автопортрет. И я хорошо помню ее чувство восторга собой, когда она произвела отчетливо узнаваемое человеческое существо, - и мое чувство восторга - она была слишком мала, чтобы я ей показывала как рисовать, у нее не было никаких опорных точек, чтобы изобразить это - и вдруг она сама совершила какой-то немыслимый скачок в мышлении и перенесла видимый ею объем в линейный рисунок на плоскости.
Компьютеры все еще это не могут, как и не смогут опознать кошку в тех линиях, которые легко считает маленький ребенок.
Вместо понимания, какое чудо только что совершил ребенок, МЦ, как скучная училка, перечислила все, что не так.
Не опознание чуда - это один упрек.
Второй - если ты не предоставил человеку (ребенку) учебу, учебные материалы, инструктаж, сведения, тренировочные занятия, учебники, личных учителей, книги по рисованию, занятия, объяснения, как верно - какого черта требовать с него ? Ты туда в первую очередь не положил монетку, чтобы, разбив копилку, строго упрекать, что там не лежит мильон новенькими купюрами.
Вот это требование ДО того, как тебе дали ресурсы, возможности и умения - одна из самых возмутительных вещей для меня в жизни. Она мне лично попортила много крови. Я ее называю "пойди туда, не знаю, куда, принеси то, не знаю что". И только взрослое состояние дало мне понимание этого - и сначала проверку любого чувства вины за несправление - а были ли у меня ресурсы для этого?
В детях такой подход воспитывает непроходящую уверенность, что они виноваты в каких-то вещах, которые от них в реальности на самом деле не зависят.Нормальное чувство вины должно быть простым и логичным - тебе дали материалы, тебе дали возможность учиться, тебе дали возможность это сделать - если ты не сделал, то потому что не вложил свою 1/4 - старание это сделать. Ненормальное воспитывается именно в отсутствии логичности - независимо от отсутствия правильных ресурсов, возможностей и умений - ты виноват каким-то образом.
Поэтому наученные этому дети потом принимают на себя разные фантастические вины ( "скажите, а часовню тоже я... ээээ... развалил?"). У них нарушена нефантастическая логика между вещами и ответственностью.