Гуляю по Флоренции и думаю, как много разных глобальных явлений (или претендующих на глобальность) ведут своё происхождение из этого города или его окрестностей (учитывая, что Флоренция - столица Тосканы). Современные финансы открыли где? Где, где… Здесь. Флорентийский банк Барди имел отделения чуть не по всей Западной Европе ещё в XIV веке. Современное (в широком смысле слова) искусство открыли во Флоренции: Данте, потом Петрарка (флорентиец родом) и Боккаччо в литературе, Джотто, Брунеллески, Донателло, Мазаччо и Микеланджело в живописи, архитектуре и скульптуре. Современное математическое естествознание открыли во Флоренции: это дело рук Галилея. Сегодня стоял на его могиле. Современную политику открыли во Флоренции: читаем Макиавелли. Он тоже похоронен в соборе Санта Кроче, почти напротив Галилея, что наводит на некоторые мысли. Черт, даже Америку открыли во Флоренции: именем флорентийца Америго Веспуччи сегодня названы два континента и аэропорт г. Флоренция.
Флоренция ещё интересна с точки зрения динамики буржуазного общества. Отодвинув старую знать, на фоне борьбы гвельфов и гибеллинов (которая шла в Италии практически повсеместно) к власти приходят купцы и банкиры (середина XIII в.). Гибеллины, сторонники империи изгнаны. И вот они, последствия: полный расцвет.
Средства тратятся не на покупку хороших игроков в шары - на создание произведений искусства. Роскошь интерпретируется именно через них. Через произведения искусства значительная доля ВВП попадает в «народное образование», направляется на культивирование человека нового, активного типа, что приводит к ещё более значительному подъему производительных сил.
Вспоминается Ницше, который говорил, имея в виду абстрактных «претендентов на власть»: хотите удержаться, ищете признания, стремитесь к легитимизации? Нет ничего проще - совершайте всё время деяния высшей культуры, и вы будете… признаны и призваны.
Это тот путь, который привел Медичи из мятежных буржуа в герцоги.
Востребован ли сейчас этот образец?
Следует помнить, рассматривая «положительный пример» флорентийских буржуа, что именно толкнуло их на путь высшей культуры: соперничество со знатью, влияние аристократических ценностей, которые продолжали доминировать в окружающем мире.
Говоря очень условно: гибеллинов, конечно, изгнали, но исключить их из ценностного пространства было невозможно.
И, кстати, разве папы, сломившие могущество императоров, не начинали почти немедленно вслед за тем пытаться вести себя подобно своему вчерашнему врагу - достаточно упомянуть, скажем, Бонифация VIII?
Или вот Боккаччо, всю жизнь связанный с гвельфской Флоренцией. Насколько значительным преувеличением будет сказать, что художники конца XIV - начала XV веков (Мазаччо, ван Эйк) начинают постепенно отражать изменение взгляда на мир, присущее людям, прочитавшим «Декамерон»? Но для того, чтобы «Декамерон» мог быть написан и «подхвачен», получить первоначальную популярность, потребовались 200 лет вооруженной и идеологической борьбы партии, чье поражение в 1266 г. при Беневенте было решающим, но не окончательным. Император Фридрих II - соавтор Боккаччо в не меньшей степени, чем Август - соавтор Вергилия. Эту партию лишь с ограничениями можно назвать антиклерикальной. Но последствия её столкновения с папской партией таковы, что они создали предпосылку для перестройки прежнего консервативного старосредневекового мировоззрения.
Буржуа, дорвавшиеся до денег и власти, начинают увековечивать себя в «деяниях культуры», чтобы быть причастными, хотя и другим образом, тому априорному самосознанию власти, имперскому самоощущению вневременности господства, которое отличает знать. Культура - это пространство личного и личностного увековечивания, открытое буржуазией в эпоху ренессанса как «второй этаж» на фундаменте мышления знати.
В наших же условиях не хватает ценностей, которые могут послужить культурным пра-образцом для лиц, достигших успеха. Мы слишком революционная страна. Мы были бы радикальнее самых удалых гвельфов и, судя по всему, не настроены изменять привычкам.
Несколько фотографий из флорентийских блужданий:
Вот она, сама:
Вид в обратную сторону - из города на окрестности:
Закат над Арно:
На дворе - средневековье средневековьем: палаццо Vecchio:
Это, между прочим, ул. Св. Апостолов:
Есть улочка вот и с таким названием:
Это не крепость внутри города. Это палаццо Барджелло, ещё более старое, чем палаццо Веккьо. Ныне музей.
Палаццо Медичи-Риккарди, построенное к 1460-м гг. Здесь жил Козимо Старший, самый влиятельный гражданин Флорентийской республики. Здание до сих пор используется в системе управления.
Современное тосканское руководство общается в нём с прессой вот в таких условиях:
Это - храм (Санта Кроче, Святого Креста):
Это - художник (Буонаротти):
Это - поэт (Данте):
Это герцог (Козимо I):
Это гробница основателя (Козимо Старший, основатель могущества Медичи, крипта собора Сан-Лоренцо):
ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕКСТА И ФОТОГРАФИЙ