Маргарита Симонян написала странный
текст. По крайней мере в одном отношении он вполне соответствует канону. Программные выступления добровольно-штатных «охранителей» имеют общее интересное свойство: с той или иной степенью откровенности они между строк сдают дело, за которое ратуют построчно. Но текст Симонян местами переходит границы и заступает на территорию, которая считается враждебной. В нём проскальзывает слишком прямолинейная критика-самокритика власти, достигающая обличительной силы. В некоторых пунктах написанное выглядит как чересчур очевидная издевка. Такое ощущение, что националистическая тема переполнила чашу терпения и видная функционерка агитпропа подала заявление об отставке, прежде, чем высказать накипевшее.
Названная выше особенность идеологического и иного аппарата отмечалась здесь не раз. Она присуща «аппарату» вообще (который следует отличать от «элиты» таким же образом, каким каким средство отличается от цели, инструментарий власти - от самой власти). Аппарат предает столь же естественно, как дышит. Сегодня этот социальный тип фонтанирует во имя Путина с тем же успехом, с каким когда-то сливал родную партию с делом социализма впридачу. Борьба верных апологетов, энтузиастов и доброхотов за укрепление режима - самая страшная напасть, которая может приключиться с правящим субъектом на большой исторической дороге. Половина его проблем создана искусственно в процессе хотения соратников, чтобы было «как лучше».
Например, из самых добрых побуждений создаем вместо партии власти партию баранов, а потом не знаем, как от них избавиться, потому как те имеют вопиюще-блеющую наглость компрометировать человечность самого человечного кремлечеловека. Или разводим пиар-канонаду холостыми по адресу «олигархов», якобы «укрощенных Путиным», и получаем в ответ жупелы сетевого сознания: «коррупцию путинской клики», «Тимченко и Ротенбергов», чья онтология построена на аналогии. Тем, кто склоняет эти имена, названные личности известны не больше, чем какой-нибудь Ходорковский, но ведь это только помогает их ненавидеть. При желании умножить примеры читаем Симонян:
«К лешему всех отпустить. Точнее, прогнать. Особо никто, честно сказать, не расстроится. Прозевали давно тот момент, когда бы расстроились. Если бы не прозевали, сейчас и вопрос бы так не стоял.»
«Поезжайте в Якутию, спросите якута, что он о нас, не якутах, думает, в каком гробу он нас видел и как его достало терпеть нас, круглоглазых и бело… - ну, в общем - на исконно якутской земле. Никогда не слышали про якутский национализм? А он, тем временем, процветает».
«Если Россия планирует сохранить себя как государство преимущественно русской культуры и христианских ценностей, то жить так, как сейчас, ей осталось лет …дцать.»
Это Маргарита кому приговор выносит? России или своим начальникам, чей момент зевка длится уже …дцать лет (конкретно без малого 15 )?
Интересно, Russia Today прогнозирует на головы американцев подобные угрозы или даже вражеская пропаганда в той стране настроена оптимистичнее?
А из всего изреченного вытекает заключение, логичность которого потрясает до основания:
«Сколько лет и усилий уйдет, пока тот якут или дети якута и мысли не смогут перенести, что они - не Россия, не с русскими, не единый народ, как не могут об аналогичном помыслить те мои полька-немка-ирландец, не знаю. Но когда-то же надо, блин, начинать!»
Сколько лет ЧЬИХ усилий - испытываешь потребность уточнить - неужели тех, при ком приехали мы вот туда, где самообнаруживаемся с помощью уважаемой Маргариты? Да, да, надо начинать, но КОМУ? Тем, для кого «начинать» -- значит «продолжать» вот это самое?
Требования к конечной продукции достаточно высоки: на выходе из цеха перековки должны получаться экземпляры качества не ниже, чем у американских аналогов, у которых:
«их польскость или ирландскость - это такая «фенечка», а не моделирующая биографию жизненная философия, не кровная принадлежность к другой, нежели усредненно американская, культуре и языку»
Это, конечно, немного смешно. Тут две детали, которые требуют больше точности. Первая вызывает интригующий вопрос, подлежат ли и русские подобной переработке в «россиян» или речь идёт только о переработке «понаехавших» в русских? Из текста нет полной ясности: можно понимать и так, и эдак. Второе уточнение касается высоких производственных технологий. Оно понятно, что снова всё как в Америке, чью исключительность мы оспариваем исключительно копированием (недавно иронизировал по этому поводу
здесь). Однако русские не могут перестать быть русскими (освоить отношение к своей русскости как к фенечке) только потому, что ирландцы в США перестали быть ирландцами. Для этого требуются свои причины. И даже, если первая часть телепортации под их воздействием удалась - а фенеобразное самовосприятие в России уже массово обретено - это только полдела: перестав быть «ирландцами», дальше необходимо утвердиться в новом национально-социально-ценностном состоянии. Лишь тогда апгрейд можно считать успешно завершенным. А вот какая сила вызовет такие изменения, в нашем случае непонятно абсолютно.
Её просто нет: ни идеологически, ни персонифицированно. Симонян дает это понять в своем тексте достаточно прозрачно. Ну не тех же, кто «прозевал» и довел якутов до того, что они «в гробу нас видят», номинирует автор в роли демиургов новой реальности.
Америку и американцев создали люди и идеология. Если двигаться к истокам «американскости», мы не найдем там неидеологизированного толерантного общества. Идеологией являлся не патриотизм - патриотизм сам возник в результате действия жесткой формообразующей культурно-ценностной силы, уходящей корнями в XVI - XVII века.
Ну, и давайте поищем эту силу - которая способна превратить в русских армян с якутами, и даже самих русских (основных пока что претендентов на звание «россиян») - в нашей обширной стране? Её нет.
И, тогда, ещё раз: с какой целью написан Маргаритой Симонян этот заздравно-похоронный тост пост?