Израиль, день 9-й

Dec 04, 2018 00:00

Предыдущий день
Следующий день

В этот день мы поехали дальше на север, в Галилею, сначала на гору Фавор. Ехали по дороге, которая называлась «Хайвей им. Ицхака Рабина». Дорога хорошая, быстрая, довольно пустая, может, потому, что платная. Интересно, что она проходит местами практически по границе Израиля и территорий, так что бывает, что слева израильский город, потом справа арабский. И арабские города в этой части заметно приятнее, скажем, Наблуса.

Кроме того, становилось все зеленее и зеленее. Много где на холмах растут сосновые леса. Это еще Гриша нам рассказывал, что в первую кампанию по озеленению выбрали сосны. Есть у них какие-то недостатки, которые не сразу проявляются, вроде того, что они довольно быстро дохнут. Но на взгляд постороннего это незаметно.

Появляются и сельскохозяйственные угодья, настоящие. Прямо хочется сказать, что много гектаров пашни распахали труженики галилейщины. Что именно растят - не совсем понятно, потому что один урожай уже убран, а до следующего далеко.

Впереди еще издалека видна была гора, округлой правильной формы. Вскоре Галка сообразила, что, наверное, это и есть Фавор. Так и оказалось.

Геологически это образование очень интересно. «Среди долины ровныя» стоит круглая гора высотой 588 метров. Пишут, что гора Фавор - это горст, то есть участок земной коры, поднятый над окружающими участками по тектоническим разломам. Вытолкнутый вверх. Технически это называется «дизъюнтивная тектоническая дислокация».

Место было известно еще до Иисуса. Как говорит нам современное христианское богословие, именно на горе Фавор произошло Преображение Господне. Иисус явился трем апостолам в необыкновенном сиянии. Существует очень много трактовок этого события, но я не берусь их разбирать: религиозные люди и так их знают, а я боюсь ошибиться.

У подножия горы расположены богатые арабские селения, все слившиеся в одно: Аль-Маджнуна, Рас Альмаварис, Аль-Мусансал и так далее. В очередной раз я поразился, как зажиточно живут в Израиле арабы, какие у них красивые и просторные дома.

Когда проезжаешь, наконец, все дома, дорога устремляется вверх, серпантином. Вокруг сплошной лес. Рассказывают, что он был тут всегда, пока турки его не вырубили. Израильтяне же лес восстановили.

Где-то ближе к вершине мы остановились посмотреть на виды вокруг. Вот бескрайние поля галилейщины, а внизу под нами несколько арабских деревень, которые я уже упоминал.



А это, на холме, кажется, город Назарет, где мы не были.



Наконец, мы добрались доверху. Там дорога раздваивается, мы поехали по правой и попали в католический монастырь. Перед ним разбит очень красивый сад.

Вот деревья, постриженные снизу по линеечке.



От монастыря идут какие-то восточные паломники, я так и не понял, из какой страны, их сопровождает, как обычно в Израиле, францисканский монах. Они, монахи эти, подпоясаны веревкой, мы их уже видели в Иерусалиме.



Распятие в саду.



Кактусы в цвету.



Внутри базилики Преображения Господня. Это совсем новая церковь, построена в конце 19 - начале 20 века. Удивительная особенность, я такого никогда не видел: к алтарю надо спускаться, а не подниматься.



Потом мы поднялись на площадку чуть сбоку, еще раз полюбовались панорамой Галилеи.



А вот за деревьями виднеется православный храм.



Мы поехали туда, но оказалось, что монастырь закрыт, и никого не пускают. Никаких выводов я делать не хочу и не буду. Тем более, монастырь этот - греческий, а не русский.


<фото 07>

Спустившись с горы Фавор, мы поехали дальше. Надо опять сказать, что земля Галилеи, по которой ходил и проповедовал Спаситель, очень мала. Пешком мы дошли бы от горы Фавор до Капернаума и других мест за полдня, а на машине это совсем никакого времени не заняло.

В одном месте, на берегу Тивериадского озера, оно же Галилейское море, оно же Генисаретское озеро, оно же озеро Кинерет, находятся, как я понимаю, главные памятные места христианства, причем все буквально в нескольких шагах.

Но сначала мы, спускаясь по дороге, вдруг опять наткнулись на отметку «Уровень моря». Поскольку не было Гриши Идельсона, чтобы предупредить нас, мы проскочили мимо. К стыду своему, я не знал (а может, забыл), что Кинерет тоже лежит ниже уровня моря, причем не чуть-чуть, а на 200 с лишним метров. Это вообще самое низколежащее пресное озеро на земле. Ну и, естественно, сквозь него протекает река Иордан, которая впадает в Мертвое море двумястами метрами ниже.

Сначала мы доехали до города Тивериада (есть много других названий). Это город довольно новый, основан в 17 году н.э. императором Тиберием. История у него очень интересная, но мы не стали в нем останавливаться, а поехали дальше на север вдоль озера, в место под названием Табха.

Там совсем рядом друг с другом находятся две церкви - церковь Умножения Хлебов и Рыб и церковь Первенства Апостола Петра. Сначала мы остановились у первой и пошли внутрь.

Как следует из названия, церковь построена (приблизительно) на том месте, где Иисус кормил людей несколькими хлебами и рыбами. Я не смог определить, какое из двух событий, накормление 5000 человек или 4000 человек, произошло в этом месте. Скорее, второе, потому что после него, как пишет Матфей, он отправился в пределы Магдалинские. Или, в другом переводе, магаданские. Вот стоящий там щит, на котором это упомянуто.



Я тут же вспомнил, что говорит советско-российская топонимика о происхождении названия моего родного города Магадан. Если совсем коротко, то ничего. И это очень странно: Магадан получил статус города в 1939 году, основан как поселение на берегу Нагаевской бухты в 20-е годы. Это совсем недавно по историческим масштабам, даже если сравнивать с Тивериадой, которая тоже не старый город. И вот в Википедии (а до этого в других источниках, которые я изучал, когда был моложе) идет невнятный и бессмысленный бубнёж:

«Откуда взялось название, до сих пор точно не известно. По одной из версий оно произошло от эвенского слова «монгодан» - морские наносы, по другой - «монгот» - высохшее дерево, тогда «монгодан» - скопление сухих деревьев, по третьей - от прозвища бедного эвена Магды - «трухлявого пенька», обитавшего здесь когда-то.»

Какие, к черту, эвены? Моя гипотеза - что название предложил какой-то мудрый еврей, или, наоборот, знаток христианства, предложив указанные в тексте Википедии объяснения, а партийное начальство, покивав своей головою, согласилось. Истинное же значение названия города - “Воды доброй удачи», что вполне подходит для города золотоискателей. Каковыми были и мои родители, добрая им память.

Вот так связалось вдруг одно из первых слов, которые я узнал, с историей жизни Спасителя.

Ну ладно. Мы пошли в церковь Умножения Хлебов и Рыб. Говорят, что она построена по образцу очень ранней византийской церкви то ли 5-го, то ли 6-го века, но она совсем новенькая, с иголочки (1982 год). Красивая, очень простая.



На полу - мозаики, сохранившиеся с 5-го века. Их не тронули пожары и прочие гадости.



Оттуда мы пошли пешком в находящуюся неподалеку церковь Первенства Апостола Петра. История изложена в Евангелии от Иоанна, и она сложна для меня. В смысле, трактовка ее сложна. Важно же для нас то, что в этом месте Иисус после воскресения сказал Петру «паси агнцев моих». Эти слова трактуются как вручение Петру руководства церковью.

Кстати, о Петре и рыбах. Я узнал занятный факт: что рыба тиляпия, которую я часто покупаю, называется также «рыбой Св. Петра», и, по преданию, именно ее Петр ловил в Кинерете.

Церковь Первенства Апостола Петра - тоже совсем новая, построена в 1933 году, но, естественно, на месте более старых сооружений. Она очень странная, и больше похожа на замок крестоносцев. В центре ее находится скала, где, по преданию, Иисус совершал трапезу в тот день.

Идти до нее от первой церкви, Умножения Хлебов и Рыб, совсем недалеко. По дороге - все те же замечательные бугенвилии.



Вокруг церкви - дивный парк. Вот Галка наслаждается тенью от платана:



Это сама церковь слева. Принадлежит она, как и многое другое, ордену францисканцев.



И озеро Кинерет. Ну, что сзади Иордания, можно даже и не говорить. В последнее время озеро обмелело, видно, где раньше был урез вод (выше крупных камней), и где теперь. Израильтяне переживают.



Оттуда мы поехали в церковь Заповедей Блаженства. Это, собственно, место на горе, где Иисус читал Нагорную проповедь, тоже совсем рядом, просто на горе над первыми двумя церквями. Там расположен женский францисканский монастырь и церковь, опять же очень недавняя, 1938 года. Внутри церковь тоже необычная, круглая, вокруг идет галерея, а внутри, в витражах, написаны на латыни слова из Нагорной проповеди: «Блаженны нищие духом... Блаженны миротворцы...».



Надо сказать, что день был опять невероятно жаркий, градусов 35. И когда мы вышли из церкви, я понял, что силы мои кончились. Мы позвонили Боруху. Он, однако же, дрых после смены, так что мы перезвонили Инке, она сказала - да приезжайте, на месте разберемся. Звучала она нервно, что следует простить - это все-таки был ее первый день на новой работе!

Мы полюбовались очередными бугенвилиями на фоне озера Кенерет:



да и тронулись дальше на север. Сразу скажу, дорога опять много времени не заняла - ну, полчаса, однако мы за это время покинули Галилею и взобрались на Голанские высоты.

Ах да, чуть не забыл. По дороге Галка велела мна остановиться у какой-то маленькой речки. Я послушался, мы дошли до середины моста, Галка меня сфотографировала. Оказалось, это и есть речка Иордан, но в верхнем ее течении, до впадения в Кинерет. Фотография называется «Ты над речкой Джордан будешь грызть цукаты», кто знает - тот знает.


<фото 17>

Дальше дорога пошла вверх, вверх, миновали уровень моря, и в общем поднялись на 550 метров, а там уже нас встречал поселок Кацрин. Он очень симпатичный, небольшие домики, много зелени, пальмы, цветы, все как положено. Вроде Маале-Адумима, но поскромнее, зато просторнее.

Борух встречал нас у ворот, мы зашли в его замечательный дом, новенький с иголочки, расположились в тенечке на веранде, а Борух весьма ловко стал готовить ужин. Видно сразу профессионала в поварском деле. Вскоре пришла и Инка, и оказалась совсем даже не нервной, а чрезвычайно шумной и приветливой. Опять возникло ощущение, что мы знакомы уже невесть сколько лет.

Фотоаппарат было доставать лень, но Боруха-то все и так знают.

Нашу расслабленность портила мысль о том, что Боруху скоро на работу, в ночную смену. Так что он скромно пил пиво. Однако, как я уже говорил, Г-дь заботился о нас в этом путешествии. На следующее утро Борух должен был идти на медосмотр по работе, и когда он позвонил начальнику сказать, что едет, начальник возразил: «Тебе же завтра утром к врачу, наверное, тяжело будет. Оставайся-ка ты сегодня дома!» Вот такие гримасы капитализма. Мы тут же накатили по бурбону, и вечер засиял новыми красками.

Добрые хозяева, как это не раз уже бывало в Израиле, уступили нам свою спальню, сами легли в гостиной - неловко, да, но дискуссии не предусматривалось. А наутро мы уезжали уже из пустого дома. Борух сказал вечером: «Ну, дверь, что ли, прикройте».

Так и закончился день 9.

Предыдущий день
Следующий день

travel, Израиль, israel

Previous post Next post
Up