Израиль, день 7

Nov 17, 2018 02:40

Предыдущий день
Следующий день

В тот день мы отправились посетить город набатеев Авдат.

Набатеи - одна из загадочных цивилизаций древнего мира. Были набатеи семитами, говорили, вроде, по-арамейски, писали своим особым набатейским письмом, близким к ивриту. Царство их просуществовало недолго, примерно от III века до н.э. и до 106 г. нашей эры, когда Траян присоединил их к империи. Потом набатеи исчезли, как будто их и не было. А в годы расцвета Набатеи они прошли быстрый путь от кочевого племени до вполне оседлого народа, державшего в своих руках караванные пути из Аравии в Рим. Дело было, видимо, прибыльным, так что государство расцвело.

Самый известный их город - Петра, см «Индиану Джонса», куда мы пока не добрались. Авдат же - один из нескольких известных городов, где остались руины, и их понемногу восстанавливают.

Где расположен Авдат? Если ехать в Мицпе Рамон с севера, по 40-й дороге, то проезжаешь сначала кибуц Сде Бокер, где жил свои последние годы Бен Гурион, а потом слева стоит на горе что-то непонятное: колонны, как в Акрополе, какие-то изгороди. Мы даже не остановились посмотреть, потому что уже почти доехали до Мицпе Рамона.




А на следующий день оказалось, что это и есть древний город Авдат. Надо зайти в турбюро, заплатить денежку, и тебе откроют шлагбаум. По дороге поднимаешься на вершину горы и там уже гуляешь по руинам.

Это вот Галка снимает виды с вершины. Надо сказать, панорама там открывается серьезная. Видимо, приближающийся караван можно было заметить за полдня до прибытия. Это удобно. Еще стоит обратить внимание на небо. В первый раз за неделю мы увидели облака, и они сгущались в течение дня.



Да, и еще одно интересно: сравнить кладку на этой фотографии и на предыдущей. За 2000 лет ничего не изменилось.

Руины, если честно, на мой непрофессиональный взгляд очень похожи на все прочие - Масаду, Кесарию, Акко. Тот же строительный материал, техника близкая, а все отличия, наверное, были в убранстве домов, которое не сохранилось.

Не помню, что это было - кажется, какое-то складское помещение. Арки, конечно, уже восстановлены, но, видимо, из исходных обломков. Вообще-то, в Израиле во многих местах используют такой честный прием: наносят линию, разграничивающую то, что осталось, от того, что восстановлено. В Масаде так, а здесь нет.



Совсем не знаю, что это. Тут интереснее вид на окружающую пустыню. Видно далеко. Внизу проходит 40-я дорога, а слева, темное - поле кактусов, про которое я писал раньше.



Справа - это, слава Б-гу, понятно что. Там давили виноград, сок стекал в центральную камеру. А фигурки из железного листа призваны изображать древнюю жизнь и оживлять пейзаж. Что-то в этом, определенно, есть, постмодернистское.



Это я в каком-то помещении, опять, к стыду своему, не могу сообразить, каково его предназначение - жилой ли дом, конюшня ли, склад?



Теперь гораздо понятнее: это церковь, византийская.

Тут надо сделать замечание. Хотя царство набатеев в 106 г. прекратилось, многие жители этого не заметили и продолжали существовать. Так что церкви в Авдате относятся уже к 4 веку н.э.



Вот надпись на греческом.



Это кусок центральной части города. Наверху сидит дикий израильский ребенок. Народу, честно говоря, немного.



Опять же вид на юго-запад. Пустыня, черное - какая-то растительность. Слева - дорога, ведущая на гору. Согласитесь, весь этот пейзаж не очень вдохновляет. Еще и пасмурно, ко всему.



Это, как утверждается, часть храма бога-царя Абадоса (изначального набатейского бога). Именно эту колоннаду мы и видели с дороги.



По дороге обратно (см. одну и з предыдущих фотографий) мы остановились еще посмотреть на погребальные камеры. Вот одна из них.



Вообще, известняк - замечательный материал. И строительные блоки из него можо делать, и в нем камеры вырубать... Чего не придумаешь, когда вся страна из известняка.

Распростившись с веселым и оживленным городом Авдатом, мы поехали немножко дальше, как раз в Сде Бокер. Там мы хотели посмотреть их знаменитый каньон.

Но нам не повезло. Поскольку была суббота, всё закрывалось рано, и в 3 часа нас уже не пустили. Галка сделала несколько фотографий сверху.



Зато наверху мы увидели местную крупную копытную фауну. Это не фанерные силуэты, как часто бывает в Израиле (то верблюды, то велосипедисты), а настоящие газели.



Собственно, кроме каньона, в Сде Бокере еще расположен биологический центр университета Бен-Гуриона, где работает Ирка. Несмотря на субботу, она там сидела - должен же кто-то кормить мышей, ловить блох и всё такое прочее. Ирка нас встретила, проводила в свои владения. Мы пообщались с ее аспиранткой, немелкой американской девушкой с Мид-Веста, потом Галка пошла смотреть на игольчатых мышей, а я, совсем истомленный жарой и поносом, остался в лаборатории, под мазганом (мое теперь любимое слово на иврите, означает кондиционер).

Вот такие мыши, я их сам тоже не видел, только на фото. Блохи на них тоже игольчатые (кажется, я точно не помню, потому что в тот момент мое соображение работало слабо).



Пришел я немножко в себя, и мы поехали домой. Точнее, Ирка - домой, а мы еще на километр дальше, где располагается кратер Мицпе Рамон.

Ничто не предвещало. Мы ехали по довольно плоской и унылой пустыне, а потом вдруг впереди всё раскрылось. Галка говорит, что я ожил и впал в какое-то безумное состояние, только повторял бессвязные матерные слова, обозначаюшие крайнюю степень восторга и изумления.

Кратер Мицпе Рамон не вулканического происхождения, а карстового. Говоря по-простому, в известняках, которые растворимы в воде, образуются со временем полости. Вот тут такая полость образовалась, росла-росла, а потом обрушилась. Образовался кратер размером 10 на 40 километров и глубиной примерно 300 метров. Вот к его краю мы и подъехали, а потом спустились на дно по серпантину.

Внизу - дорога.



На дне кратера. Это, насколько я понимаю, магматические интрузии. Они часто имеют такую правильную форму.



Виды со дна. По краю - граница кратера.





Внизу есть небольшое популярное озерко.



Пейзажи, конечно, марсианские. Не очень похоже на Землю. Однако ведь на Земле много мест, про которые можно такое сказать.

Стало темнеть, мы вернулись в замечательный красновско-хохловский дом, и там я окончательно вырубился и часов в 10 уснул, как убитый. Но перед тем мы сидели, курили на патио, и ВДРУГ пошел дождь.

Не только я, но и Ирка была поражена. В это время года в пустыне дождей не бывает. Но вот так нам повезло. Первый (и последний) дождь в Израиле. Правда, было его с гулькин нос - даже не полностью намочило плитки на патио. Но он был, нас трое свидетелей.

И это был конец седьмого дня.

Предыдущий день
Следующий день

travel, Израиль, israel

Previous post Next post
Up