Диамат. Кратчайший курс.

Apr 12, 2013 10:47




Что такое диалектический материализм? Это такая философия (философское учение). Нужно сразу заметить, что не бывает «философов вообще», философов без мировоззрения. Философия - самая партийная из отраслей познания. Философ, не принадлежащий к какому-то определённому лагерю и не развивающий собственного, более-менее целостного и непротиворечивого, учения - это, в лучшем случае, историк философии. В худшем - это бесполезный болтун (который может пригодиться разве что ворам для отвлечения внимания обкрадываемой публики).

В философском учении следует особо выделить онтологию, аксиологию, гносеологию и сопряжённую с ней методологию.

Онтология - это предельно обобщённое словесное описание мира.

Онтология диалектического материализма гласит:

Существует только материя.

Материя существует в движении.

Пространство и время - свойства (атрибуты) движущейся материи.

Материя существует в многообразии постоянно взаимодействующих частей.

С существованием в виде множества частей связано одно из фундаментальных свойств материи: способность её частей иметь определённость - относительное   постоянство некоторых характеристик (форма, величина, скорость движения, структура и др.)

Материи также присуще всеобщее свойство «отражения» - способность каждой её части в той или иной степени воспроизводить определённость других частей в форме изменения собственной определённости в процессе взаимодействия с ними.

С этими свойствами связан ряд иных свойств движущейся материи, проявляющихся в виде всеобщих закономерностей. Известно три таких свойства:

а) единство и борьба (взаимопроникновение) противоположностей;

б) переход количественных изменений в качественные;

в) «отрицание отрицания».

Вот как-то так она гласит… С этого места можно переходить к гносеологии.

Хотя с этого же места или даже чуть раньше начинается аксиология - та часть философии, в которой обсуждаются ценности и приоритеты учения (в частности, развитие - одно из ключевых понятий диамата, которое я умудрился не упомянуть в онтологии; можно сказать, вырвал оттуда с мясом). А при обсуждении гносеологии всё время будет возникать соблазн поговорить о методологии. Потому что в философии диалектического материализма всё это взаимоувязано, как опоры Эйфелевой башни, и если онтологию ещё можно путём некоторого насилия выделить и представить в качестве опорной площадки, то изложение остальных частей с неизбежностью плавно перетекает из одной в другую. Всё зависит от того, с какой стороны начинать рассмотрение.

К числу аксиологических понятий - приоритетов и ценностей диамата - следует отнести развитие (разновидность движения), познание, научность и некоторые другие. Но поскольку, заговорив о них, мы, по сути дела, вновь оказываемся в сфере гносеологии, продолжим разговор о ней.

К числу свойств высокоорганизованной (особым и сложным образом упорядоченной) материи относится сознание - способность высокоорганизованных материальных форм к сложному, многократно опосредованному (и, в некоторых случаях, опережающему) отражению. Высшим из известных проявлений сознания является мышление - отражение форм материи, её свойств, взаимосвязей и закономерностей в виде отвлечённых концептов (мыслей, идей), организованных в различные мыслительные схемы/формулы. Мыслительные схемы излагаются субъектом в знаковой форме (например, в виде устных высказываний или письменных текстов) для передачи другим мыслящим существам с целью обсуждения и координации общественной практики. Восприятие мира субъективно (всегда неполное и часто искажённое отражение). Никакая мыслительная схема не может отразить свойств обсуждаемого объекта полностью, но она способна отразить отдельные, существенные для данного конкретного случая свойства и взаимосвязи.

Таким образом, диалектический материализм признаёт за мыслящим субъектом способность к частичному отражению «объективной истины» (действительного устройства мира), а также возможность уточнять продукт отражения, приближая его к объективной истине, в ходе содержательного рассуждения/обсуждения, подчинённого определённым нормам. Окончательным критерием «правильности» мышления служит общественная практика.

Суть гносеологии диалектического материализма лучше всего выражена В.И.Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм»:

«Материалистическая диалектика Маркса и Энгельса безусловно включает в себя релятивизм, но не сводится к нему, т.е. признает относительность всех наших знаний не в смысле отрицания объективной истины, а в смысле исторической условности пределов приближения наших знаний к этой истине».

"Единственный вывод из того, разделяемого марксистами, мнения, что теория Маркса есть объективная истина, состоит в следующем: идя по пути марксовой теории, мы будем приближаться к объективной истине все больше и больше (никогда не исчерпывая ее); идя же по всякому другому пути, мы не можем придти ни к чему, кроме путаницы и лжи".

Может ли философия, включающая в себя релятивизм, быть догматичной? Очевидно, может, но только в том случае, если она возводит релятивизм в догму - чего как раз о философии диалектического материализма сказать нельзя. Подлинный диамат не имеет ничего общего с догматизмом. Хотелось бы обратить особое внимание на слова, которые Ленин выделил курсивом дважды: «по пути». Он чётко и недвусмысленно определяет философию марксизма - диалектический материализм - как «философию пути», пути бесконечного познания, бесконечного уточнения мыслительных схем, используемых в практической деятельности.

Напоследок пару слов о методологии диамата.

В логическом рассуждении мы чаще всего выделяем из бесчисленного множества свойств и взаимосвязей объекта какое-то одно, представляющееся для нас наиболее значимым, иногда два, выбирая тем самым некий аспект рассмотрения, проекцию, предметную область.

Очевидно, что мы не должны при этом забывать о наличии у нашего объекта бесчисленного множества иных свойств, которые даже в выбранном нами аспекте/контексте могут оказаться более значимыми, чем данные, особенно для оценки дальнейшего изменения объекта. Но это лишь первая возможность ошибиться.

Есть и другая, не столь явная. Рассуждая логически, мы оперируем понятиями - специальными вербальными знаками, которыми мы обозначаем объекты, группы объектов или их части, отдельные свойства и т.д. Знаки-понятия мы, как правило, берём из культуры. Но порой, даже чётко определив изначально рамки того куска действительности, который мы обозначили понятием, мы можем незаметно для себя «сползти», например, на другое значение того же понятия, рамки которого охватывают уже другую часть мира: более узкую, широкую или просто пересекающуюся с первой. Происходит, по сути, подмена понятия (при том, что лексема остаётся прежней). Чтобы избежать этого, приходится, начиная спор, оговаривать значение едва ли не каждого слова. Если у слова, которым вы воспользовались, исторически сложилось несколько значений, для целей логического суждения следует выбрать одно и отказаться от других.
Границы каждого понятия с самого начала должны чётко очерчиваться и не должны меняться до конца логического рассуждения.
Наконец, после того, как мы определились с понятиями, постулируемый тезис должен иметь объективное содержание, то есть подтверждаться имеющимся на данный момент опытом. Только тогда можно считать, что мы более-менее надёжно заложили первый кирпичик - всего лишь первую посылку одного-единственного силлогизма! Но если и при формулировке второй посылки все необходимые условия соблюдены, тогда есть основания надеяться, что и вывод будет правильным. То есть, правильно построенное логическое высказывание позволяет обозначить действительную причинно-следственную связь. Окончательной проверкой истинности вывода из всей логической цепочки станет, конечно, практика.

Постскриптум: по итогам обсуждения чернового варианта нелишне будет напомнить, что изложенная в самом начале онтология сама является мыслительной схемой, подчиняющейся гносеологическим принципам диамата. Это набор рабочих на данный момент постулатов, которые могут быть переформулированы в дальнейшем при возникновении такой необходимости в результате накопления достаточного количества новых знаний. Но возможность такой переформулировки в дальнейшем не отрицает возможности и необходимости формулирования онтологии действующей, современной. По сути дела, данные постулаты являются логическим основанием для любого суждения, заслуживающего статуса научного, вне зависимости от того, осознаёт ли это сам рассуждающий.

диамат

Previous post Next post
Up