Лузнавское имение - жемчужина Латгалии

Apr 19, 2010 20:50


Если сравнивать Латгалию с остальными регионами Латвии, то на их фоне она выглядит наиболее пострадавшей от бурных событий ХХ века. Пострадавшей от войн, от  излишнего рвения «строителей светлого будущего», от безалаберности и безразличия чиновников всех мастей... Многие действительно ценные памятники архитектуры уничтожены или требуют срочного вмешательства.
Однако не все так плохо в нашем королевстве и есть в Латгалии свои жемчужины архитектуры, связанные с именами известных людей. Лузнавское имение, что в 25 км от Резекне - яркое тому подтверждение.



Первые сведения об имении датированы 1870-ми годами. В то время на этом месте было село Лайзаны, которым владели братья Юлий и Питер Длужневские. В конце ХIХ века село покупает генерал Станислав Кербедз - известный специалист по строительству железнодорожных мостов. Интересно, что Кербедз купил будущее имение за огромную по тем временам сумму. Он не торговался, так его пленила латгальская природа. Известно, что С. Кербедзу принадлежало еще одно имение в Латгалии - Риебини (о нем когда-нибудь отдельный сказ). Впрочем, здесь Станислав Валерианович постоянно не жил, поскольку по долгу службы вынужден был жить в Петербурге, а после выхода на пенсию в 1891 году он поселился в Варшаве. Кроме того, у Кербедзов было имение в Италии.

Справка.>Кербедз Станислав Валерианович - инженер (1810 - 1899). Образование получил в Виленском университете и в институте корпуса инженеров путей сообщения. В 1838 - 39 г. Кербедз был командирован для обзора иностранных путей сообщения. В его докладе о поездке, составленном вместе с П.П. Мельниковым , впервые был выдвинут вопрос о постройке сети железных дорог в России. Кербедз составил проект постоянного моста через Неву в Петербурге (Николаевского) и руководил его сооружением. В 1852 г. на Кербедза возложено проектирование мостов для Варшавской железной дороги (через реки Лугу, Великую, Западную Двину и другие). Кербедз здесь впервые ввел систему железных решетчатых ферм. В 1857 - 59 годы под руководством Кербедза были построены железнодорожные линии Петербург - Петергоф и Лигово - Красное Село. В 1859 - 64 годы по проекту Кербедза сооружен в Варшаве мост через реку Вислу (Александровский). В 1872 г. под председательством Кербедза был учрежден комитет по вопросу об устройстве Петербургского и Кронштадтского портов. Под его же председательством особой комиссией был составлен проект устройства Морского канала для петербургского порта. В 1879 г. Кербедз был назначен председателем комиссии для исправления старых и устройства новых приладожских каналов. С 1887 г. состоял председателем технического отдела совета министерства путей сообщения.(Источник - http://dic.academic.ru/dic.nsf/biograf2/6890)






Николаевский мост (Ныне Благовещенский. Фото 1900 год)

Увы, но о первом  деревянном господском здании сохранились только воспоминания. Сегодня мы имеем возможность увидеть господский дом, построенный в 1905-1911 годах по инициативе дочери Станислава Кербедза Евгении. О дате окончания постройки свидетельствует филигранный металлический флюгер с цифрами «1911». Здание неправильной формы, украшенное башенками со шпилями, сами владельцы называли Новым дворцом. Цокольный этаж построен из полевого камня, остальное здание - из красного кирпича.






В доме было много комнат для гостей, приёмная, мастерская владелицы имения, причём каждая группа комнат имела свой отдельный вход. К сожалению, о богатстве внутреннего убранства и интерьере господского дома мы можем судить лишь по сохранившимся некоторым фрагментам (наличники на окнах, панели из красного дерева, декоративные кованные перила, дубовый паркет) и воспоминаниям современников. Был в Новом дворце "Белый зал", в котором не только мебель, но и стены, и полы были белыми. Соответственно, в "красном зале" паркет и мебель были сделаны из красного дерева, а окна закрывали портьеры из красного бархата.

Имение Кербедзов служило пристанищем для бедных студентов Академии художеств и местом летнего отдыха для именитых художников. К примеру, в мастерской Евгении Кербедз можно было увидеть фреску, написанную художником польским Казимиром Стабровским (1869-1929. К. Стабровский сам окончил академию в Петербурге, где учился с 1887 по 1894 год. Его учителем был великолепный русский рисовальщик Павел Чистяков. Затем в течение двух лет Стабровский занимался у Ильи Репина. Он много, как то было принято тогда у художников, путешествовал по Средиземноморью, побывал в Греции, в Египте, в Палестине, в Константинополе, затем жил в Париже. Начав как реалист, он, однако, с начала 1900-х годов проявляет себя как один из наиболее значительных польских символистов. Именно на годы после 1900-го приходится расцвет его дарования, и в Варшаве он становится одним из общепризнанных мастеров. В 1904 году в Варшаве открыл Школу изящных искусств - высшее учебное заведение, устроенное по типу Петербургской академии художеств. В Варшаве учеником К.Старбовского стал Микалоюс Чюрлёнис - знаменитый литовский художник и композитор). На фреске были изображены обнажённые танцующие женщины и абстрактные цветы и фрукты. Фреска была уничтожена после 1925 года, после того, как в мастерской была оборудована столярная мастерская. И если о красоте и художественной ценности фрески мы можем судить благодаря сохранившейся фотографии, то увидеть картину К.Ивановского "Русалка" и портрет хозяйки имения кисти итальянца Франческо Сигнорини нам увидеть уже не суждено.

Старый Лузнавский парк ещё хранит в себе очарование давно минувших дней. В начале 20-го века в парке имения, раскинувшемся на 10 гектарах, было посажено множество редких деревьев и кустов. Каждый год здесь буйно цвели розы и флоксы. Говорят, что перед тем, как навсегда покинуть латгальскую землю и уехать в Италию, хозяйка имения бросила в один из прудов мешочек с деньгами. Ночью можно увидеть место, куда был брошен мешочек - на это указывает маленький огонёк.  Почти через сто лет у нас есть возможность пройтись по тенистым аллеям парка, постоять у скульптуры, которую называют Лузнавской Мадонной и полюбоваться семью прудами, в своё время соединёнными системой каналов.



Кстати, Лузнавская Мадонна тоже имеет свою историю. По одной версии статуя Мадонны была привезена в начале ХХ века из Италии. По другой - автором статуи являлась известный польский скульптор Юлия Стабровская. В 50-х годах прошлого века скульптуру скинули в ближайший пруд, где её и нашли в начале 90-х. Но восстановлению статуя уже не подлежала и скульптор Лидия Вроневская сделала копию. Мадонна № 2 была установлена на историческом месте и освящена.


После того, как Кербедзы покинули своё имение, дом сменил многих хозяев. До 1940 года здесь размещалась школа для глухонемых. Во время войны здесь по очереди были штабы немецкой и советской армий. В 1950-х годах в Длужнёво из Выпинги был переведён сельскохозяйственный техникум.  В бывшем господском доме также находились Лузнавский волостной совет и школа. Сегодня здесь нашла приют библиотека, которая заняла лишь часть помещений. Говорят тут после реставрации ЗАГС откроют. Но пока что реставрационные работы на время приостановлены: Резекненское краевое самоуправление готовит проект для привлечения средств из фондов ЕС. И вот поэтому вместо точки в конце этого поста будет многоточие...

Резекненский край, Латгалия: достопримечательности, имения и дворцы, Латвия

Previous post Next post
Up