Как «Военная тревога 1927 года» полностью изменила СССР, а потом аукалась до самого его заката
Вообще 1927 год - это НЭП, червонец, развитие именно потребительской экономики. И товарищ Сталин еще совсем не настаивает на том, что крестьян надо загонять в колхозы, а вовсе даже наоборот - является противником мероприятий, направленных на построение экономики мобилизационного типа, по Троцкому. Все еще верят, что НЭП - это всерьез и надолго, несмотря на то, что наиболее левые товарищи, как правило - сторонники Льва Давидовича, регулярно ставят вопрос:
«За что воевали, если вокруг опять развелись сплошные буржуи?!»
И тут начинается…
✅Из-за событий в Китае, где китайские войска с советской помощью выдавливают англичан из концессий, резко обостряются отношения с Великобританией. Дело доходит до полного разрыва дипломатических отношений.
✅Тем временем в Китае Чан Кай Ши поссорился с коммунистами. Так как верх взял Чан Кай Ши - резко обостряются советско-китайские отношения после захвата им власти.
✅СССР пытается подписать пакт о ненападении с Японией. Япония отвечает демонстративным отказом.
✅На западной границе против СССР - кольцо враждебных государств. Главный враг страны - Польша, претендующая на восстановление границ Речи Посполитой. В июне в Варшаве стреляют в Войкова. Тогда же в первые дни июня 1927 года белогвардейское подполье устаивает несколько операций в самом СССР. Причем одна из операций - в самой Москве, в бюро пропусков ОГПУ прилетела граната.
Война явно близка - вопрос только в том, драться придется только с Польшей или со всеми сопредельными государствами сразу. Причем последний вариант совсем не исключен, во всяком случае - боевые действия одновременно на западе и на востоке явно просматриваются.
Каменев прямо заявил в своем докладе:
«Война неизбежна, вероятность войны была видна и три года назад, теперь надо сказать - неизбежность»
То же самое сказал Зиновьев:
«Война неизбежна, товарищи. Теперь надо сказать - нам неизбежно придётся воевать»
1 июня 1927 года ЦК ВКП(б) выпустил обращение: «Ко всем организациям ВКП(б). Ко всем рабочим и крестьянам», в котором сообщалось об угрозе скорого империалистического вторжения. Страна заходится в массовой военной истерии. При этом СССР - страна молодых, средний возраст небольшой, молодых людей большинство. Причем им не то, чтобы много лет и все ужасы Первой Мировой и Гражданской войны они воспринимают как данность, ничего другого в своей жизни они и не видели, так как эти события пришлись как раз на их детство и юность. И поэтому рвутся в бой.
Старшее поколение, прекрасно понимающее, что такое война, по докладам ОГПУ, изучающего срез мнений населения, относится ко всему происходящему острожнее, и воевать не рвалось, так как навоевалось совсем недавно. Это капитально скажется на всех совсем скоро.
Но в угаре военной истерии Тухачевский делает доклад на Совете Труда и Обороны, в котором прямо и четко сообщает:
✅страна и армия к войне не готовы. В случае начала боевых действий армию реально обеспечить патронами на 8% и снарядами на 29%. Неожиданно оказывается, что воевать нечем.
✅Проведенные штабные игры показывают, что РККА неизбежно терпит поражение при столкновении только со странами Малой Антанты: Польшей, Румынией, Финляндией, Эстонией, Литвой и Латвией. Самолетов и танков у СССР практически нет. Первый советский танк, а точнее танкетка МС-1 начнет выпускаться только в следующем году. Все что есть в авиации - в основном старье или небольшое производство по лицензии или сворованным, простите, полученным от сочувствующих товарищей чертежам.
✅При этом нефти и газа, которые можно гнать на Запад, не то, чтобы много. Самим не хватает. На запад можно гнать зерно - тогда как раз оно было главной русской «нефтью».
✅Но план по хлебозаготовкам 1927 года успешно провален. Крестьяне не хотят
а)воевать,
б)сдавать хлеб по низким государственным ценам.
Нет зерна, нет денег на закупку оборудования для производства техники, которая нужна прямо сейчас. Ведь война может начаться уже завтра.
Выход был найден очень простой.
В ноябре 1927 года разгромлена «левая» оппозиция во главе со Львом Давидовичем. Казалось бы, все должно развиваться своим чередом, а вся военная истерия стихнет. Но затем разгромили «правую» оппозицию во главе с Бухариным, убрав из власти тех, кто был против перевода страны на мобилизационные рельсы.
А потом:
✅НЭП был свернут разом, целиком и полностью
✅Крестьяне прошли через «Год великого перелома», «Головокружение от успехов», и, в конце концов, всё равно оказались почти полностью в колхозах. Потому что забирать зерно у согнанных в одно хозяйство проще, чем уговаривать каждого по отдельности.
✅На собранный и проданный хлеб началась массовая индустриализация. Причем самые крупные предприятия были банально куплены у потенциального врага - буржуев. Те были совсем не против, потому что как раз грянула Великая Депрессия. Почти все стройки имели так или иначе военную направленность.
✅В стране построили тысячи танков, тысячи самолетов. Правда, те, кто их строил, ютились в бараках и коммуналках и зарабатывали не то, чтобы много. А все построенные таким трудом тысячи танков и самолетов как песок сквозь пальцы были растрачены суровым летом 1941 года. Потому что мало настроить кучу техники. Надо еще понимать, для чего ее столько настроили и стоило ли вообще строить столько.
Последствия этого перехода на военные рельсы не расхлебаны до сих пор. Потому что основа экономики во всем мире - потребительская экономика, на которую у нас как забили в угоду военной индустриализации, так до сих пор и не собираются доставать из того загона, в который ее загнали в период с 1928 по 1930 год.
Вождь всех народов сделал ставку на молодых и горячих. Тех, кто рвался вперед и вверх по принципу "лес рубят, щепки летят".
Так появятся сталинские карьерные лифты, когда люди быстро взлетали на недосягаемую высоту и также быстро свергались с нее в темную пучину. И никого не удивляло, что вчерашний герой вдруг оказался тайным врагом и шпионом. Время было такое. Это было нормально. Молодые и горячие, с холодной головой, горячим сердцем и не всегда чистыми руками зачистили старую гвардию, потом принялись друг за друга.
А мы так до сих пор и расхлебываем последствия той далекой «военной тревоги», от которой нас отделяет уже более 90 лет.
Есть в Москве одна станция метро, которую сердобольные сограждане, которым больше нечем заняться, регулярно требуют переименовать. На мой взгляд, делать этого не стоит, потому что ее название - прямое напоминание об этом важнейшем эпизоде в истории нашей страны. Сейчас этот момент как-то не очень замечается, а ведь именно тогда, по результатам всего, что случилось в 1927 году, в стране начали стоить экономику, которая в первую и основную очередь была заточена на ВПК. А потребительская экономика была выброшена на обочину, где она в общем-то находится и до сих пор, несмотря на смену вывески и некоторые изменения в общественном строе.
Называется эта станция «Войковская». Такое название ей дали в честь товарища Петра Войкова - пламенного большевика, полпреда Советской России в Польше, сложившего свою голову на своем дипломатическом посту в июне 1927 года. Именно тогда, когда и грянула та самая «военная тревога».
ОТСЮДА Пресловутая «Военная тревога 1927 года», в результате чего в СССР началась индустриализация (на самом деле - милитаризация страны) и геноцид крестьян под названием коллективизация, которая считается одним из самых страшных преступлений Сталина, не была вызвана какой-то реальной военной угрозой. Тогда к СССР относились как к Мордору, творите там что хотите, вы никому не интересны и воевать с вами никто не будет.
Надо понимать, что это было за время - недавно закончилась Великая война, как на Западе до сих пор называют Первую мировую войну, десятки миллионов погибших, десятки миллионов раненных, разрушенная экономика европейских стран, никто не хочет воевать от слова совсем.
И вдруг Сталин объявляет «Военную тревогу 1927 года», дескать, империалистические хищники вот-вот нападут на молодую Советскую республику. Хотя совсем недавно в Кремле показывали фигу лорду Керзону и не боялись войны с Англией. С чего вдруг?
На самом деле не было никакой военной угрозы, военная истерия понадобилась Сталину для расправы со своим главным политическим противником - Львом Троцким. Это сейчас почему-то в советской и российской историографии доказывают, что победа Сталина над Троцким была закономерная, но в действительности тогда Троцкий имел куда больше шансов выйти из схватки победителем. Большинство партийцев поддерживало Троцкого.
Чтобы переломить ситуацию в свою пользу Сталин и придумал фейковую «Военную тревогу 1927 года», чтобы сплотить ряды своих сторонников и разгромить сторонников Троцкого. Надо сказать, что на Троцкого многие ставили, в том числе и небезызвестный Арманд Хаммер, которому пришлось потом несколько лет заморозить свою деятельность в СССР. Но классически разыгранный вариант военной истерии, с криками "кто не с нами, то против нас", не оставил Троцкому ни единого шанса.
Вся деятельность Сталина по милитаризации СССР, уничтожению миллионов крестьян, чтобы взять откуда-то деньги на милитаризацию, это всего лишь дымовая завеса в борьбе со своим политическим противником Троцким. Причем как настоящий горный баран, Сталин не понимал зачем все эти танки и самолёты, он считал, что они нужны лишь для парадов, для чего и устраивали эти пышные торжества.
Сталин считал, что увидев эту кучу железных машин, враг тут же испугается и начнет сдаваться. Причем не было абсолютно никакого взаимодействия и связи как между родами войск, так и между отдельными подразделениями. Сталин просто не понимал для чего нужна связь, что армия это единый организм, под единым управлением, очевидно, его не учили этому в духовной семинарии.
Сталин заявил на совещании в Кремле: "Давайте начнем […] Мы лишь чуть повысим голос, и финнам останется только подчиниться. Если они станут упорствовать, мы произведем только один выстрел, и финны сразу поднимут руки и сдадутся".
Зато Сталин очень любил обвинять в военных неудачах других. Однажды, Ворошилов, разозленный обвинениями Сталина в плохой военной подготовке Красной армии в финской войне, вспылил и обрушился на Сталина: "Это ты виноват, что Красная армия не может воевать, это ты уничтожил всех командиров!" и со злости разбил тарелку. Сталин даже не стал репрессировать Ворошилова, потому что больше у него из командного состава не осталось никого, кому он мог бы доверять.
Сталин приложил свою руку и к созданию Устава Красной армии, где было написано, что красноармейцы не должны пригибаться под огнем и должны идти не нарушая строй. В финской войне это приводило к тому, что на поле боя лежали целые цепи красноармейцев, сраженные пулеметным огнем. Причем все ошибки и недочеты Красной армии в сражениях на озере Хасан, Халхин-Голе и в финской войне не исправлялись, они все перешли в войну с Германией в 1941 году.
А виной всем этим экспериментам Сталина с промышленностью, сельским хозяйством и армией, была его внутрипартийная борьба с Троцким. Внутрипартийная борьба Сталина и Троцкого до неузнаваемости изменила страну, заложила бомбу под существование СССР и явилась причиной гибели десятков миллионов советских людей. Когда Молотова в конце жизни спросили, зачем в СССР нужны были все эти бессмысленные многомиллионные жертвы, он ответил, что Сталин таким образом только хотел предотвратить гражданскую войну. На самом деле Сталин хотел остаться у власти и переиграть группировку Троцкого, только и всего. Обычная борьба за власть, побочным явлением которой оказались десятки миллионов уничтоженных людей.