Я понимаю, что старинные автомобили уже успели всем надоесть, но закончить репортаж о музее надо!
Ссылки на первые части:
Чудеса одного музея
http://renatar.livejournal.com/79327.htmlМотор-музей - 2: ретро и кремлевская коллекция
http://renatar.livejournal.com/79681.html Кроме того, сообщаю, что на 80% обновила иллюстрации в теме, посвященной автопробегу старинных машин через Ригу 22 июня:
http://renatar.livejournal.com/76064.html Теперь там собрана полная коллекция машин участников, из которой я поняла, что живи в те времена, до войны, покупала бы машины только марки Rolls Royce :-)
Но вернемся к рижскому Мотор-музею... ;-) Думаете, это кабина космического скуттера?
Об этом чуде техники расскажу чуть ниже, а пока по порядку. На первом этаже музея напротив фигур Сталина и Брежнева, о которых рассказывалось в предыдущей части, есть и другие машины, наиболее интересные из которых и хочу показать. А также рассказать о той, которая учила самого Эсамбаева и других.
Информация об этом кабриолете:
Вообще надо сказать, что экспозиция настолько переполнена, что трудно разглядывать эту мешанину:
Честно говоря, затрудняюсь даже сказать, к каким именно экспонатам на фото выше относится эта информация...
Кроме автомобилей "Руссо-Балт" в Латвии производилась еще одна марка: "Форд-Вайрогс":
Вот одна из таких машин:
На ней в свое время сельский врач навещал пациентов:
Представлены в экспозиции и "Мерседесы":
Этот Мерседес-Бенц находится напротив кассы:
Информация о нем есть только на латышском и английском языках:
http://pics.livejournal.com/renatar/pic/002z9c7g Еще один Мерседес-Бенц. Все-таки в старину умели подбирать интересные цветовые сочетания для автомобилей...
Сведения о нем:
Машины советского периода я почти не снимала, хотя в музее можно найти и "москвичи" разных моделей, и коллекцию легковых машин Горьковского автозавода, в том числе чрезвычайно редкий ГАЗ-64 - первый серийный советский джип, и машины Тольяттинского ВАЗа, включая ставший редким сегодня ВАЗ-2103 из первой партии (машина находится в изумительном техническом состоянии), и весьма представительную коллекцию автомобилей представительского класса - "зилы" и "чайки".
Но вот коллекция номерных знаков того времени. Инсталляция из автомобильных номерных знаков расположена на длинном стенде вдоль стены. В полутьме зала стенд выделяется броским световым пятном и виден еще издали. Такое впечатление, что помимо внутренней подсветки он подсвечен снаружи какими-то особенными лампами. Подойдя поближе, обнаруживаешь, что лампы здесь ни при чем, просто пол второго этажа спроектирован таким образом, что примерно на метр не доходит до стен. Из-за этого дневной свет беспрепятственно падает сверху, создавая весьма впечатляющий эффект естественной "подсветки". Вот что значит здание спроектировано специально для музейных целей!
Номеров в коллекции не так уж много, особенно интересны желтые знаки, действовавшие в Латвийской ССР в 1946-1960 гг., а также довольно редкий "черный" знак "02-25 ПРОБА" - примерно такой же был на инвалидной коляске, в которой передвигалась неразлучная троица Трус, Балбес и Бывалый в кинофильме "Операция "Ы".
Перейдем же ко 2-му этажу экспозиции:
Автомобиль "Амилькар" 1924 года, принадлежавший в свое время Евгению Канскису. Кто такой Евгений Канскис, спросите вы? В автомобильной Латвии этот вопрос столь же неуместен, как вопрос "кто такой Михаэль Шумахер?" в Германии, "кто такой Хуан-Мануэль Фанхио?" в Аргентине или "кто такой Ален Прост?" во Франции. Канскис - гонщик. Великий гонщик. И ещё - великий яхтсмен.
Информация о машине тоже только на латышском и английском языках:
http://pics.livejournal.com/renatar/pic/002zhcb0 В старинных машинах меня всегда удивляло, сколь мало там было места! Как только за рулем помещались люди?
Главным экспонатом 2-го этажа является этот гоночный автомобиль, в 1976 году чудом спасенный от уничтожения. Уникальный немецкий 16-тицилиндровый гоночный автомобиль "Auto-Union С", который сегодня является единственным уцелевшим в мире экземпляром: буквально через неделю на московском заводе "ЗИЛ" его собирались разрезать на металлолом во время очередного субботника по очистке территории. Автомобиль, сконструированный и построенный специально для гонок на горных трассах, еще и сегодня удивляет своей прогрессивной конструкцией и техническими показателями; когда-то он мог развить скорость до 340 км/час:
Почитайте его историю:
Его расположение в музее очень красиво и эффектно оформлено:
Напротив есть и другие болиды:
Уменьшенная копия этой машины когда-то была в моей коллекции игрушек - известный рекордный "Пионер 2М", в 1961 году установивший рекорд скорости в Советском Союзе - 311 км/ч.
Информация о нем тоже только на латышском и английском:
http://pics.livejournal.com/renatar/pic/0030dxpy С другой стороны пандуса расположен вот этот Шевроле-Корветт 1964 года:
Сведения о нем только на латышском языке:
http://pics.livejournal.com/renatar/pic/002zrrht Его логотип крупным планом:
А рядом с ним - машина неземной красы:
Сведения об этом Мак-Ларене тоже только на латышском:
http://pics.livejournal.com/renatar/pic/002ztc86 Поодаль находится самый новый экспонат музея, велорикша из Индонезии. В конце 1980-х годов там было решено уничтожить все транспортные средства этого рода как медленные и создающие помехи на автодорогах. Этот экземпляр был спасен латышским дипломатом, супруга которого и презентовала велорикшу со временем музею.
Подробнее об этом на латышском:
http://pics.livejournal.com/renatar/pic/002zy0ba Рядом находится летающая лодка, сконструированная местным умельцем из-под Валки в 1958 году:
О ней информация тоже только на латышском! Не любят в Латвии своих мастеров, не стремятся популяризировать их в мире...
http://pics.livejournal.com/renatar/pic/00300rw4 Кабина пилота:
Кстати, в экспозиции есть такие таблички:
Что вы будете делать, прочитав их? Про музейные экспонаты там еще понять можно. А дальше там по-латышски написано: "Просим не трогать руками!" Следовательно, латыши пусть и не трогают. ;-)) А иностранцам можно! Справедливости ради надо заметить, что есть таблички и на других языках. Но - в другом конце экспозиции. Этакая избирательность в том, что не должен трогать латыш, а что - англичанин. :-)
В экспозиции можно увидеть такой столб с пожелтевшими афишами:
Внимание привлекает восковая фигура танцовщицы рядом с открытой дверцей "Победы". Эта женщина с яркой внешностью - звезда балета 50-х годов Марта Алберинга.
Марта АЛБЕРИНГА /Marta ALBERINGA (Marta Elvira KAZLAVA)/ (1909 - 6.12.2005, Валмиера), латышская танцовщица, исполнительница испанских танцев. Учила этому искусству Махмуда ЭСАМБАЕВА, выступала вместе с ним.
Восковая фигура была сделана в Италии по фотографии 50-х годов специально по заказу танцовщицы. Подарив музею личную "Победу" 1950 года выпуска, Марта решила с ней никогда не расставаться, увековечив рядом свою молодость:
Очень много в музее мотоциклов, поскольку сегодня у музея есть надежда собрать полную коллекцию мотоциклов. Их в год приобретается 3-5 штук.
Меня этот вид транспорта как-то мало интересует, но вот этого хмурого персонажа нельзя было не заснять.
Надо сказать, что этот нагрудник ему надели относительно недавно - в книгах он еще без этого антуража. И не думаю, что в советские времена выпустили бы небритого спортсмена с такой символикой. Так что здесь клюква натуральная. ;-) А вот мотоцикл самый настоящий:
Мотоциклы фотографировал в основном мой супруг:
Про этот мотоцикл он сказал, что в советские времена его негласно называли "советским Харлеем":
О рижском заводе "Саркана Звайгзне", выпускавшем мотоциклы, мопеды и пр. на английском:
http://pics.livejournal.com/renatar/pic/003088hy Источники информации, кроме музейных стендов:
http://www.abw.by/index.php?act=archive&do=showcat&num=156&cat=v-muzej2.htmhttp://pribalt.info/statja37.php Ну вот, в принципе, я и рассказала о нашем музее. Осталось еще упомянуть одну художественную инсталляцию, но это уже отдельный разговор.