Мой дом - моя крепость или мой top5

May 15, 2016 20:15

Продолжаю отдавать старые долги. В свое время за победу в традиционной ёлочной угадайке победителю было обещано написать пост на ту тему, которую он выберет. antilla предложила: "пусть будет лично ваш топ 5 рижских зданий - что, где и почему". Пять рижских зданий в небольшой ретроспективе и предлагаю посмотреть под катом. В принципе, я не люблю рейтинги - они по большому счету не бывают справедливы и их составителей можно упрекнуть в необъективности и попытке навязать свои рекомендации другим людям. В этом плане тогда уже лучше не просто личное мнение, а то, которое предполагает более широкую точку зрения, с привлечением меньшей доли субъективности, нежели это обычно бывает. Что из этого у меня получилось - судить вам. Заглавное фото выбрано не случайно, по ряду причин, хотя само здание в означенный топ не входит.





"Mans nams mana pils" в переводе с латышского соответствует русскому выражению "Мой дом - моя крепость" (замок). Оригинал фразы же звучит по-английски: "My house is my castle". Выражение принадлежит английскому юристу XVII в. Эдварду Коку (1552-1634) и встречается в его комментариях к британскому законодательству, которые были опубликованы (1628-1644) под названием "Установления английского права". В этом выражении слово "крепость" носит в себе смысл защиты - толстая стена, за которую не могут пробраться враги, где ты хозяин и можешь устанавливать свои правила.

Но перейдем к top5. Как видите, про замок было упомянуто неспроста. Да и вообще, зная мое увлечение замками, первые два объекта здесь вполне закономерны.

I - ЗАМОК ВИТТЕНШТАЙН

2. Не случайно первым зданием моего топа становится замок Виттенштайн или, вернее, то, что от него осталось. И во что превратилось после реконструкции:




3. Еще с самого детства одной из любимых книг была книга Cтанислава Рyбинчика "Сказки о Старой Риге и другие истории воробья Ричи" (Рига, "Лиесма" 1973), где от имени воробья рассказываются некоторые факты и легенды средневековой Риги. Книга вдобавок была украшена прекрасными иллюстрациями Елены Антимоновой. Именно с тех пор я запомнила историю о самом старом здании Риги, которое воробью Ричи не понравилось. Цитирую этот отрывок из книги:

Так вот. Это САМОЕ, САМОЕ, САМОЕ старое здание Риги мне совсем не понравилось. Длинный скучный склад. Но экскурсовод стал рассказывать и постепенно скучный склад исчез, а на этом месте вырос мощный рыцарский замок. Его стены, выложенные из известняка, так и сверкали на солнце. Из замка выехали закованные в латы рыцари и, обнажив мечи, устремились на горожан. Но рижане были начеку. Они знали: рыцари давно хотят захватить город. Загудел набат на соборе Петра, и горожане, срывая со стен оружие, бросились к месту боя. Рыцари были разбиты, а разгневанные рижане разрушили разбойничье гнездо - белый замок. От него осталась лишь церковь Георгия - вот этот длинный скучный склад.




Этот склад-капелла и есть часть замка "Виттенштайн" ("Белокаменного"), заложенного в 1202 г. орденом Меченосцев и разрушенного горожанами в 1297 г. Сохранились остатки двухнефной церкви св. Георгия, переделанной в 1225 г. из замковой капеллы и, возможно, ремтера; она имела прямоугольный пресбитерий с характерной романской полукруглой апсидой, ее древнейшие части выложены из отесанных белокаменных блоков. Детали первоначальной отделки (тяга в форме базы между цоколем и стеной апсиды, пристенные пилоны; следы сводов и обрамленные валиком высокие окна) выделяются тщательностью исполнения. Церковь, превращенная в начале XIV в. в храм госпиталя св. Духа, с конца XV в. неоднократно перестраивалась; в период реформации была закрыта, с середины XVI в. стала использоваться как склад. После пожара 1689 г. кардинально переделана: в здании разместили четыре отдельных склада-амбара и его внутреннее пространство поделили массивными деревянными перекрытиями на пять этажей; в крыше на консолях были устроены вороты для подъема товаров, окна замурованы и пробиты новые проемы. В 1703 г. над арочными амбарными воротами были установлены вытесанные из камня венки (скульптор М. Мерклий), предназначенные для размещения в них эмблемы каждого амбара. Снаружи и в интерьере здание приобрело черты утилитарной постройки, выделяющейся, однако, грандиозными размерами и монументальностью облика. Реставрация 1981 года. В интерьере видны мощные старинные балки.




В 1986-90 гг. была проведена реконструкция, для устройства здесь Музея декоративно-прикладного искусства. В результате реконструкции появилась возможность осмотреть наиболее ценные фрагменты архитектуры каждого из этапов истории церкви св. Георгия. Со стороны улицы Скарню видна отреставрированная часть укрепленных стен бывшего Орденского замка. Складские ворота и части подъемника лучше всего рассмотреть со стороны Конвента сета. Конвента сета (двор Конвента) сохранился по сей день, охватив перестроенные с годами дома и дворы, примыкавшие к Белокаменному замку. В 1488 г. город разрешил устроить здесь монастырь терциариев. Находившиеся во дворе Конвента строения были превращены в приюты дня немощных, склады, жилые дома. Но все они сохраняли символ Св. Духа - рельефное изображение голубя. Дома различались по окраске голубя и соответственно назывались Синий голубь, Желтый, Черный, Белый, Коричневый голубь и т.д. Во дворе Конвента после реставрации находится филиал гостиницы Hotel de Rome - гостиница Konventa Seta, с традиционными "голубиными" названиями корпусов.

4. На коллаже виден живописный двор Конвента с белыми фронтонами церкви св. Георгия, того, что осталось от замка Виттенштайн:




II - ЗАМОК МАГИСТРА ЛИВОНСКОГО ОРДЕНА

5. В 1297 г. рижане разрушили первый орденский замок Виттенштайн, который находился в центре нового немецкого города на берегу реки Риги. После поражения горожан, магистром Ливонского ордена Эберхардом фон Монгеймом в 1330 году был основан второй орденский замок на берегу Даугавы, за городской стеной, недалеко от госпиталя св. Духа. Построен был из известняковых блоков и кирпича с одной главной и тремя небольшими лестничными башенками на внешних углах (строительный мастер Д. Крейге). В 1484 г. замок Монгейма был основательно разрушен во время военного конфликта Ордена с городской коммуной. Нынешний замок на этом месте считается уже третьим орденским замком в Риге.




6. Один из летописцев описывал как в холодный мартовский день члены городского магистрата, обнажив головы, выслушивали кабальные условия мира: вернуть все орденское имущество и за шесть лет построить новый замок. И якобы сам магистр Ордена - грозный и непреклонный Вальтер фон Плеттенберг начертил общий план нового замка как "четырехугольное здание с башнями по углам" - то, что сейчас называется замком типа кастелла, а раньше - конвентским домом, причем самым крупным в Восточной Прибалтике.




7. Итак, в 1490-х - 1515 гг. при участии таллинского мастера Никласа (Никеля) замок восстановлен и усилен мощными круглыми башнями Св. Духа и Свинцовой, размещенными в противолежащих углах. На фото - башня св. Духа. Свинцовую башню можно увидеть ниже, в п.17, например.




8. Служебные помещения первого этажа и находящиеся на втором этаже капелла, покои магистра, дормиториум (опочивальня братьев Ордена) имели крестовые своды, а трапезная и, очевидно, зал капитула - ячеистые (сотовые).




9. У замка когда-то был крытый переход, выходящий к реке, т.н. данцкер, по которому в Даугаву сливались нечистоты. Весьма прогрессивное сооружение с санитарной точки зрения по тем временам:




10. Проезд в замок, перекрытый звездчатыми сводами, был украшен рельефными фигурами магистра Плеттенберга и Мадонны с младенцем (ок. 1515 г.), в трактовке которых ощущается влияние Ренессанса. С конца 16 в. в замке резиденция военных генерал-губернаторов.




11. В 1649 г. вместо предзамка построен новый двухэтажный флигель (архитектор Ф. Штимер), акцентированный угловым эркером, покрытым на всю свою высоту барельефами с раннебарочным хрящевидным декором (кнорпельверк, предположительно немецкий скульптор Д. Аккерман).




12. Об истории замка можно очень много рассказывать, но, к сожалению, мы ограничены временем и размерами поста. Вот, например, один из эпизодов шведско-польской войны:




13. В 1783-84 гг. вдоль северо-восточной стены пристроен трехэтажный корпус для губернского правления, выдержанный в формах раннего классицизма (арх. П.И. Бокк). Кстати, Иван Андреевич Крылов (1769-1844) - знаменитый баснописец, издатель журналов и известный для своего времени драматург, два года проработал губернским секретарем в Рижском замке. Портрет его в экспозиции замка можно увидеть на коллаже №10 в этом посте.




14. Кстати, кто скажет, какое событие отражено на этом старинном фото? :-) Вопрос на знание, конечно...




15. Неоднократные перестройки и дополнения 2-й половины 19 в. и 1930-х гг. пощадили средневековое планировочное ядро замка. Фрагментарная реставрация 1960-х гг. раскрыла в подвальном этаже массивные готические своды и высокие окна в парадных покоях верхних этажей.




16. Во время Первой Латвийской Республики, после ремонтных работ, которыми руководил архитектор Эйжен Лаубе (о нем еще будет здесь ниже!), в замке размещалась резиденция президента Латвии. Благодаря Лаубе в замке появилось много интерьеров, оформленных в латышском национальном духе. Как, например орнаментальный потолок в зале для приема послов:



17. В 1938 г. по проекту Лаубе в ансамбле замка была построена башня Трех Звезд (на фото справа). В 2013 году в замке случился пожар, но еще до этого резиденция президента Латвии отсюда временно переехала на время реконструкции. А куда? В следующий объект моего рейтинга!




III - ДОМ ЧЕРНОГОЛОВЫХ

18. Как бы ни было, какие стили и каноны архитектуры ни существовали в разные времена, простые обыватели всегда отдавали предпочтение богато декорированным постройкам с большим числом декоративных деталей, способным утолить любой визуальный "голод". И такие здания всегда в списках основных городских достопримечательностей. В Риге это Дом Черноголовых (нем. Das Schwarzhäupterhaus, латыш. Melngalvju nams) - памятник архитектуры XIV века, находится в самом центре Риги.




В конце XIII в. существовало братство св. Георгия, патроном которого был св. Георгий - покровитель рыцарей и воинов. Корпорация была полностью светской. Купцы из братства в противовес местной Большой гильдии создали в Риге свою компанию Черноголовых. Хотя окончательно уйти от опеки Большой гильдии удалось только к концу XVII в.

19. Черноголовые - характерное для Ганзейских городов объединение молодых, неженатых купцов и капитанов кораблей, избравших своим покровителем св. Маврикия, которого представляли чернокожим африканцем (откуда и произошло название братства - "черноголовые"). На фото внизу как раз виден образ св. Маврикия на воротах рижского Дома Черноголовых:




20. В 1477 г. Черноголовые арендуют помещение в верхнем этаже Нового дома у Рижского магистрата. Сам дом был выстроен гильдией ремесленников для общественных нужд. Со временем, вкладывая деньги в украшение и перестройку здания, Черноголовые становятся основными арендаторами. В дообеденное время дом служит биржей, вечерами превращаясь в место для отдыха и развлечения бюргеров, залом для проведения торжественных мероприятий, танцевальных балов и многочисленных концертов.




21. Фасад приобрел привычный вид в начале XVII века, он был выполнен в стиле североевропейского маньеризма. Имя мастера неизвестно, но профессор Б. Р. Виппер указывал на схожие архитектурные приемы, использованные мастерами при строительстве городской ратуши ганзейского Бремена (1612) и рижского дома Черноголовых. Он предполагал искать авторов среди нидерландских мастеров, работавших в Бремене, Данциге или Дании. Сейчас, предположительно, называют имена Б. Бодекера или А. и Л. Янсенов.




22. Готические ступени щипца были заполнены высеченным из камня лентообразным декором, на фасаде появились скульптуры, художественная ковка, часы. Сохранившиеся фрагменты оригинальной отделки и части убранства дома хранятся в Музее истории Риги и мореходства и Архитектурном музее. На фасаде - их копии:




23. Последнее значительное изменение фасада произошло в 1886 г., когда были установлены цинковые статуи Нептуна, Меркурия, Единства и Мира. А это старое фото частично отвечает на вопрос, заданный мной к фото №14.




24. В таком виде здание простояло до конца июня 1941, когда стало одной из жертв обстрела жилых кварталов немецкими войсками во время Второй мировой войны. Взрывами снарядов было разорвано шиферное покрытие крыши, а открытые чердачные конструкции из сухого дерева загорелись от горящих рядом домов.




25. Виды в сравнении - довоенный и военного времени:




26. После войны восстановление было признано нерациональным и, простоявшие до 1948 года развалины были разобраны.




27. Но в экспозиции Дома Черноголовых сейчас выставлены любопытные акварели, сделанные в июле 1945 года. Это говорит о том, что о сохранении исторического наследия думали, исследовали, фиксировали. Но не всегда мнение архитекторов совпадает с мнением власть предержащих.




28. На месте уничтоженного войной жилого квартала и небольшой Ратушной площади появилась большая площадь Латышских Красных Стрелков. Был построен посвященный им музей и поставлен памятник (на фото слева). Справа видны строительные работы по восстановлению Дома Черноголовых на прежнем месте:




29. Дом Черноголовых был восстановлен в прежнем виде в 1996-1999 гг. к празднованию 800-летия Риги в 2001 году. Затраты на строительство всего комплекса составили 3952780 латов. Исполнилось пожелание, некогда начертанное на вратах дома: "Ja man kādreiz sagrūt būs, mani atkal celiet jūs!" ("Если однажды я упаду, вы поднимете меня!").




30. Мне посчастливилось посмотреть на интерьеры Дома Черноголовых до того, как туда въехала президентская канцелярия, но для этого нужно писать отдельный пост.




31. Ныне Дом Черноголовых, где проводятся выставки, концерты и другие культурные мероприятия, является одной из визитных карточек города и самым роскошным украшением латвийской столицы. Пока в Рижском замке проводится реконструкция, Дом Черноголовых и по сей день является временной резиденцией Президента Латвии.




32. Отдельно скажу про статую рыцаря Роланда перед Домом Черноголовых с приложением забавной старинной открытки. Ныне имя этого средневекового рыцаря пишется как Роланд, прототипом этой статуи, устанавливаемой на рыночных площадях и подле ратуш, был племянник Карла Великого Руланд. В старых сагах на латыни его имя также писалось как Руланд. Ядром легенды о Роланде была, скорее всего, девятая глава книги Vita Caroli Эйнхарда: арьергард, охраняемый солдатами под командованием Роланда (в тексте Hruodlandus), был атакован гасконцами в ущельях Пиреней и люди Карла, включая Роланда, были убиты до последнего. К этому описанию позже добавились вымышленные детали. Гасконцы стали сарацинами, солнце неподвижно стояло в небе ради христиан, и т.д. Подробнее на моем сайте тут: http://www.castle.lv/latvija/simvolika.html




IV - ДОМ ЛАУБЕ НА БРИВИБАСБ 47, ОН ЖЕ Т.Н. ДОМ КРАСТКАЛНСА

33. Кроме средневековых построек я большое внимание уделяю стилю модерн или югендстилю, как он называется в наших краях. Выбрать из нескольких сотен построек этого стиля - задача нелегкая. Обычно, когда говорят о рижском югендстиле, чаще всего вспоминают богато декорированные постройки Михаила Эйзенштейна, отца известного кинорежиссера. Но не они на сей раз возглавят мой весьма условный рейтинг.




34. Надо сказать, что югендстиль подразделяется на несколько разных направлений. Одно из них - т.н. национальный романтизм. Около 1905-1906 гг. местные художники и архитекторы обратились к этнографии, которая послужила источником вдохновения при создании архитектурных форм. Характерными чертами национального романтизма был полный отказ от приемов архитектуры второй половины 19 века, использование новых архитектурно-пространственных решений, расширение ассортимента строительных материалов и приемов отделки, а также типичные для югендстиля принципы художественной композиции (динамизм, асимметрия, "живописное пятно" и др.).




35. И вот постройки национального романтизма мне нравятся гораздо больше, своей асимметрией, более смелыми объемами и членениями фасадов. И вот лучшим среди архитекторов этого стиля считается Эйжен Лаубе (я уже упоминала его в связи с перестройкой Рижского замка). Пожалуй, самая известная постройка Э. Лаубе - жилой дом на ул. Бривибас, 47. Его живописный объем с подчеркнуто утрированными кровлями ассоциируется с формами народного деревянного зодчества. Лучше, чем Я. Крастиньш, этот дом не описывал никто, поэтому далее цитирую из его трудов.




36. Различные по форме плоскости крыши и козырьки покрыты природным слоистым шифером. На щипец, обращенный к ул. Бривибас, словно наложен торец деревянной избы (см. фото справа). Плоскость другого щипца, обращенного к ул. Лачплеша, украшена рельефным орнаментом. Сходные по характеру рельефы свободно "разбросаны" по всей поверхности фасада. В общем рисунке сплелись стилизованные растительные и абстрактно-геометрические мотивы с мотивами этнографических узоров.




37. Разнообразны по форме и пропорциям оконные проемы. Лишь мелкое членение переплетов в верхней части окон везде одно и то же. Подобные окна Лаубе проектировал почти во всех сооружениях, построенных в период 1908-1909 гг. Как известно, в югендстиле этот прием был чрезвычайно распространен. Одним из первых, кто его ввел и широко применял, был австрийский архитектор И. Гофман.




38. В целом постройка Э. Лаубе производит впечатление цельности и монументальности, хотя его объемная композиция несколько усложнена, даже раздроблена. Поэтому каждый из пяти этажей дома имеет свою конфигурацию плана. Но на каждом этаже, кроме первого, разместились три равноценные по планировке и комфорту квартиры из шести-семи комнат. Таким образом, наружный облик отнюдь не соответствует характеру пространственной структуры многоквартирного городского жилого дома. Однако подобный метод сознательно культивировался в архитектуре того времени.




39. Не исключено, что здание имело прототип в финской архитектуре - дом Тиркконена в Тампере на ул. Кауппакату, 6 (1900 г., архитектор Ларс Сонк). Во всяком случае заметна аналогия объемно-пространственной композиции. Вот здесь можно посмотреть на здание в деталях. А это - гугльфото:




40. Сравните с домом Лаубе (тоже гугльфото):




41. Однако постройка Э. Лаубе решена с размахом, отличается художественной изысканностью. В ней ясно и наглядно синтезирован архитектурно-художественный метод национального романтизма и формальные приемы югендстиля, откликающиеся на контекст рижской архитектуры того времени (например, выраженный вертикализм членений части фасада на ул. Лачплеша). Здесь на старых открытках частично виден фасад здания, выходящий на ул. Лачплеша:




42. Налицо и общие формальные различия между финским и латышским национальным романтизмом. Финские постройки обычно более тяжеловесны, имеют более обобщенную объемную композицию, меньшие проемы и будто овеяны какой-то первобытной силой. Рижские же несколько игривы, более изящны, с более ажурной перфорацией стен и орнаментальными украшениями, мотивы которых почерпнуты из этнографии. Кстати, здание справа на верхней открытке - как раз одна из рижских построек наиболее близких по духу к финскому национальному романтизму.




Как говорил художник Ян Розенталь: "Такого еще не было", что одного лишь декоративного орнамента оказалось достаточно для того, чтобы создать стиль". Под спойлером покажу другие постройки Лаубе, которые мне тоже очень нравятся, но чуть меньше описанного выше. Причем все они находятся на той же улице Бривибас.

[Шесть иллюстраций]
43.



44. Обратите внимание, здесь на фото два здания рядом - одно из них в узнаваемом национальном романтизме, второе, более сухое - в стиле функционализм. По времени постройки их разделяют 20 лет и наглядно заметно, как менялась мода и требования в архитектуре. Особенно забавно, что у этих зданий один и тот же архитектор - Эйжен Лаубе!




45. А здесь показана планировка обоих зданий.




46. Вот здание, что справа - мне нравится меньше других построек Лаубе из-за своей тяжеловесности и некоторой недосказанности объемов.




47. Интересное прочтение образа готического щипца средствами югендстиля. В этом - весь Лаубе. Такой легкой интерпретации, переосмысления образов больше не знаю ни у одного местного архитектора.




48. И сравнение старого фото с современным:





V - ЗДАНИЕ "РИГАС МОДЕС"

49. По странной иронии судьбы, последнее здание из моего рейтинга соседствует с предыдущим. Это здание бывшего дома быта "Ригас Модес". В свое время было символом новой Риги, одной из достопримечательностей, вот, даже на конверте выпущено массовым тиражом:




50. Сейчас к нему относятся негативно, даже излишне, ведь та же гостиница "Латвия" смотрится хуже с той точки зрения. Следует понимать, что данное здание "Ригас Модес" является архитектурным памятником своего времени, причем единственным, реализованным в свете той концепции застройки улицы, и именно потому оно вызывает критику, не будучи поддержанным другими подобными сооружениями. Оно было одним из первых подобных сооружений в Риге и заслуживает быть в списке охраняемых архитектурных памятников архитектуры той эпохи. Причем не социалистической, как это ныне пытаются представить радикалы от политики, а международной.




51. Почему международной - рассказываю. В 1950-е годы в мире стало известно имя архитектора Людвига Миса ван дер Роэ (Mies van der Rohe, Ludwig, 1886-1969), американского архитектора немецкого происхождения, одного из основоположников "интернационального стиля", для которого характерно использование строгих геометрических форм. Его работы оказали заметное влияние на следующие поколения архитекторов. Постройки Миса ван дер Роэ, выполненные обычно из стали и стекла, отличает четкое пропорциональное решение как основной массы здания, так и его внутреннего пространства, а также подчеркнутый акцент горизонталей и вертикалей. Свою эстетическую концепцию Мис ван дер Роэ связывал с идеалистической философией неотомизма, согласно которой истоки прекрасного - в целостности, внутренней уравновешенности формы, математической чистоте ее пропорций - "меньше - это больше". В абстрактности элементарных геометрических фигур, ясности прямого угла и параллельных линий Мис ван дер Роэ видел воплощение "абсолютной идеи", "высшей гармонии". "Лучезарность", "светлость" - одну из главных ценностей эстетики томизма - он воплотил в постройках, вся или почти вся поверхность ограждения, которых образована стеклом. Кристаллические формы творений Мис ван дер Роэ были "приняты на вооружение" крупными проектными фирмами США. На какое-то время они стали едва ли не обязательными и для новых административных и коммерческих зданий, строившихся в странах Западной Европы. Идеи Миса ван дер Роэ продолжают жить и возвращаются. Существует международный фонд Миса, поддерживающий архитекторов этого направления.




52. И еще все забывают, что Главным архитектурным управлением Риги в те времена была разработана концепция застройки ул. Бривибас (тогда еще Ленина) многоэтажными зданиями подобного рода. Первым был построен дом "Ригас Модес", вторым - гостиница "Латвия". На лучший проект Дома Быта был объявлен республиканский конкурс, и среди множества предложений для строительства был рекомендован именно этот вариант. Поэтому, по меньшей мере, было бы несправедливым предъявлять претензии по поводу местонахождения здания и его архитектуры к самому архитектору, а лишь к тем, кто в те времена разрабатывал Генеральный план развития города Риги. Еще жив, кстати, Ивар Страутманис, чьи эскизы (1962 г.) показаны здесь ниже и легли в основу градостроительной концепции того времени. Кстати, и открытки начала 1970-х вполне поддерживают концепцию обновленной Риги:




53. Я, конечно несколько пристрастна к этому зданию, потому что это проект моего отца - Виктора Римша. Но мало кто знает, что первоначально в конкурсном проекте было два автора - Виктор и Регина Римша - мои отец и мать. Судьба так сложилась, что маме мало довелось поработать архитектором, и это здание - одно из немногих, имеющих отношение к ней. Первоначальная идея немного отличалась от ныне существующего здания, но самое главное сохранилось: здание специально отступает в глубину, чтобы визуально не разрушать существующей старой застройки в этом месте:




54. Оцените деликатность того, что высотный объем не "выпирает" слишком сильно, хотя мог бы:




55. Это видно и на плане (кстати, слева показана также планировка дома Лаубе):




56. Развертка по улице. Я вынуждена была испортить иллюстрации надписями, потому что некоторые мои материалы в свое время были уперты на один местный форум и там помечены их копирайтом без ссылки на первоисточник.




57. Вот здесь я приводила основную информацию об этом здании:



58. На одном фото вдали виден также строящийся объем высотного здания гостиницы "Латвия", которое я уже упоминала выше:




59. И молодой архитектор на стройке - мой отец. Кстати, показанная на фото винтовая лестница - первый образец такого рода в Риге. До того таких современных лестниц в городе не было. Напомню - это конец 1960-х годов:




Вот такой у меня получился рейтинг.

История_Латвии, Интерьеры, Концептуальность, История архитектуры, Рига, Замки, Памятники, Финляндия, Югендстиль, Ливония, Дизайн, Роланд, Латвия сегодня, Архитектура, Отец

Previous post Next post
Up