Святой Мейнард и Икшкиле

Sep 19, 2014 09:26

Пост специально для тех, кто в ближайшее время собрался посетить этот небольшой город (с 1992 г.) на правом берегу реки Даугава, в 28 км от Риги. История его ничем бы не отличалась от истории других латвийских городков, если бы не одно обстоятельство - именно здесь случился поворотный пункт в истории Ливонии, и здесь более десятка лет жил человек, ставший впоследствии святым. Без имени святого Мейнарда ныне не представить себе Икшкиле, эти два названия сплетены навечно в истории. С религией у меня сложные отношения, посему в теологию углубляться не будем, просто отметим географию мест, связанных с именем Мейнарда. Под катом фотографии разных лет, сложившихся ныне в единую мозаику.





Я пребывала в некоторых сомнениях, придерживаться ли хронологического или географического принципа изложения. Надо еще сказать, что одно дело, когда в различных книгах описываются абстрактные божества или святые, которые, возможно, никогда не существовали, и совсем другое, когда знаешь, что жил когда-то конкретный человек, занимался своими делами, служил по мере сил идее, в которую верил, а потом - его сделали святым. Но поговорим вначале о его земных делах, и затем о последствиях этих дел. Никаких мифов или чудес тут рассказано не будет.
2. Эти розы растут возле памятника Мейнарду в Икшкиле, но обо всем по порядку... в качестве иллюстраций кое-где буду вставлять фрагменты памятника.






3-4. У меня еще с прошлого века есть тоненькая книжка на латышском языке "Svētais Meinards - Latvijas apustulis" (Св. Мейнард - латвийский апостол), на обложке которой художник изобразил Мейнарда таким, каким его ныне представляют себе (ведь в то время изображений с портретным сходством не существовало). А потом я наткнулась на изображение Мейнарда на официальном сайте Ватикана со следующим примечанием:
San Meinardo (1134/36-1196) primo Vescovo della Livonia, oggi Lettonia (Ripristino del Culto)
Riga (Lettonia), 8 settembre 1993





5. Этот истинно тевтонский облик был потом воспроизведен в чертах лица на памятнике епископу Мейнарду:




В старинных документах и хрониках Икшкиле упоминается как острожек Укскуль, Икскуль, Икескола, Юкскюлль и т.п. Согласно преданию, на месте, где теперь находится Икшкиле, когда-то было селение ливов. Вдоль по Даугаве странствовали торговцы разных народов. Среди них были и немцы. Выйдя на берег, они спросили, как называется это селение. Какой-то лив на своем родном языке ответил: “üks küll” - “одна деревня”, думая, что его спрашивают о количестве деревень здесь.

6. Немецкий первоначальный торговый острог мог выглядеть примерно так (на рисунке Мартиньсала, но и в Икшкиле было примерно так же):



По указанию Папы Александра III (1105-1181, папа римский с 1159 по 1181) надлежало посылать в языческие Балтийские земли специально подготовленных миссионеров. В связи с этим архиепископ Бремена, в чьем ведении были земли Восточной Европы, в период времени между 1180 и 1184 годами послал вместе с торговцами августинского монаха Мейнарда (Meinardus) из конвента Зегеберга Бременского епископства, и с ним еще двух учеников - Яна и Тома. В историографии первоначально считалось, что Мейнард вместе с немецкими торговцами как их священник и, возможно, писарь, посетил Ливонию уже до 60-х гг. 12 века. Однако новые исследования свидетельствуют, что активность немецких торговцев в восточном направлении через Балтийское море проявляется только с 1180-х гг.

7. С этой стороны памятника Мейнарду сообщается, что сей достойный и уважаемый, убеленный сединами муж был членом августинского монашеского ордена из Зегеберга:




Он научился ливскому языку и начал проповедовать христианство среди ливов. Около 1180 г. Мейнард прибыл в Икшкиле, где в ливском поселке немцы создали склад товаров, оставаясь там и зимой. Его целью было распространение христианства среди даугавских ливов. Т.к. даугавские ливы находились в зависимости от полоцкого князя, то Мейнард испросил у последнего разрешения для осуществления этой миссии. Получив разрешение князя, Мейнард старался распространять христианство мирным путем.

8. Надпись на памятнике возвещает, что Мейнард явился в Ливонию, дабы служить Христу и начал свою миссию в Икшкиле:




Считается, что ливы уже были знакомы с христианством через полочан. Приведу лишь пару цитат:

Карамзин: <Немцы в Ливонии>. В сие время, по сказанию древнейшего Летописца Ливонского, славился могуществом Князь Полоцкий Владимир: он господствовал до самого устья Двины и власть его над южною Чудскою землею была вообще столь известна, что благочестивый старец Меингард, усердный Немецкий Католик, приехав около 1186 года с купцами Немецкими в Ливонию, просил у него дозволения мирно обращать тамошних язычников в Христианство: на что Владимир охотно согласился, и даже отпустил Меингарда с дарами из Полоцка, не предвидя вредных следствий, которым скоро надлежало открыться для Россиян от властолюбия Пап и Духовенства Римского. Меингард имел успех в важном деле своем: основал первую Христианскую церковь в Икскуле вместе с маленькою крепостию (не далеко от нынешней Риги); учил язычников Закону и военному искусству для их безопасности; :крестил волею и неволею; одним словом, утвердил там Bepy Латинскую.

Приближаясь к Икскюлю, Случевский записал в “Рижском вестнике” (№ 188): “Верно то, что первый немецкий проповедник Мейнгард, гробницу которого мы видели в Рижской Домкирхе, получил “позволение” на проповедь между языческими ливами от Владимира Полоцкого и поставить тогда церковь в Икскюле; верно то, что по словам современной “Рифмованной хроники” - земли зелов, ливов и латышей, до прихода меченосцев, находились в русских руках."
С. Журавлев “Русские писатели в Лифляндии и Курляндии. (2-я половина 19-го века)” Рига, “Улей” 1995

9.



10. Мейнард крестил местных жителей. На этом рисунке Майделя показано, что происходило сие еще в деревянной церкви: Икшкильская церковь св. Марии в 1184 г. была построена из дерева, и только в 1185 г. из камня (правда, на рисунке дата 1186 г., что не соответствует действительности). Имена первых крещёных ливов в разных источниках отличаются: Ульденаго, Ваде, Вальдеко, Герведер и Вицо. Или же: Иле, отец Кулвена, Виецо и отец Алона. Вероятнее всего, что они звучали несколько иначе, но немецкое ухо восприняло эти местные имена именно так:




Во время одного из нападений литовцев Мейнард вместе с ливами спрятался в лесу. Когда опасность миновала, он пообещал ливам построить каменный замок, если они примут крещение. Ливские замки были деревянными и ненадежными в обороне. Ливы согласились с этим предложением, и Мейнард, пригласив каменотесов шведского острова Готланд, построил для них два замка в 1185 и 1186 годах, первый в Икшкиле, а второй - в Саласпилсе (Kirchholm). Они стали первыми каменными сооружениями в Ливонии, еще до основания Риги. Местные жители, не знакомые с каменным зодчеством, наивно полагали, что если обвязать замок канатами, его можно будет обрушить в реку.

11. На фото - макет церкви и замка в Икшкиле, находящийся в музее Даугавы на острове Доле под Ригой. Видно, что мастера с Готланда построили церковь по образцу церквей своего острова. Это было почти квадратное в плане строение, 11,2 м длиной и 11 м шириной.




В 1186 г. бременский архиепископ Хартвиг II посвятил Мейнарда в епископский сан. А в 1188 г. папа Климент III утвердил создание Икшкильского епископства (episcopatus Ixscolanensis) в составе Бременского архиепископства. Так Мейнард стал первым епископом основанного в 1186 г. “Икшкильского епископства на Руси”. Чтобы создать епископство, необходимо было большое количество крещеных; в Икшкиле их количество не было и близко к тому, но такой спешке была причина: в крещении язычников с Германией соперничали Дания (епископство Лунда) и Швеция (епископство Уппсала), завоевывая земли, расположенные на побережье Эстонии. Надо было закрепить завоеванную сферу, исключить ее из возможного передела сфер влияния, и низовье Даугавы, ключ Востока, являлось особенно ценным приобретением. Границы стремительно расширяются - Папа Целестин III свою буллу, в которой славит заслуги Мейнарда в крещении ливов, уже посылает не в епископство Икшкиле, а Ливонии.

12. Св. Мейнард - первый епископ Ливонии (1186-1196):




13. Хроника Генриха Латвийского состоит из четырех книг, первые две из которых весьма кратки и представляют собою нечто вроде вступления. О Мейнарде - 1-я книга хроники. Немного цитат о Мейнарде из хроники (положу под спойлер):
[цитата из хроники]
В обители Зегебергской был священник Ордена блаженного Августина, Мейнард, человек достопочтенной жизни, убеленный почтенной сединой. Просто ради дела христова и только для проповеди прибыл он в Ливонию вместе с купцами: тевтонские купцы, сблизившись с ливами, часто ходили в Ливонию на судне по реке Двине.
Мейнард стал обвинять ливов в неразумии за то, что у них нет никаких укреплений. Он обещал им выстроить замок, если они решат стать и быть детьми божьими. Это пришлось им по сердцу, они дали обещание и клятвенно подтвердили, что примут крещение. Так как пятая часть замка строилась на средства проповедника, она поступала в его собственность, а землю для церкви он заготовил ранее. Как только замок был закончен, крещенные вновь возвратились к язычеству, а те, кто еще не крестились, отказались принять христианство. Мейнард, однако, не отступил от начатого дела.





А вот дальше у Мейнарда дела пошли не слишком хорошо, как у любого правителя, который надеется обойтись пряником, но забывает про кнут:
Проповедник, конечно, смутился духом, особенно когда мало-помалу имущество его было расхищено, людей его избили, а самого его ливы решили изгнать из своих владений.
Когда вышесказанный епископ убедился в упорстве ливов, а дело его рушилось, он, собравши клириков и братию, решил вернуться назад и пошел на купеческие корабли, отправлявшиеся уже к пасхе на Готланд [2 апреля 1195 г. или 21 апреля 1196 г.]. Тут лукавые ливы, со страхом предвидя, что потом придет христианское войско, стали лицемерными слезами и всякими иными способами, с лживым старанием, удерживать епископа. ...В огорчении он не мог удержаться от слез и отправился в Икесколу [Икшкиле], в свой дом. Он назначил, в какой день собрать народ для увещания по поводу обещанного принятия крещения, но ливы в назначенный день не пришли и обещания не исполнили. Поэтому, посоветовавшись со своими, он решил идти в Эстонию, чтобы с зазимовавшими там купцами отправиться на Готланд. Между тем ливы уже готовили ему гибель во время этого путешествия, но Анно из Торейды [Турайда] предупредил его об этом и убедил вернуться. Так, после многих колебаний епископ возвратился в Икесколу [Икшкиле], не имея возможности покинуть страну. ...епископ Мейнард после множества трудов и огорчений, слег в постель и видя, что умирает, созвал всех старейшин Ливонии и Торейды [Турайда] и спросил, хотят ли они быть опять без епископа после его смерти. Немного спустя епископ окончил свои дни [14 августа или 11 октября 1196 г.]. В др. источниках называются 12, 14 или 19 августа.

14. Это страдание Мейнарда чувствуется в этом ракурсе памятника:




15. В хронике Генриха Латвийского описываются похороны епископа Мейнарда "с плачем и стонами", которые характеризуются как показуха и лицемерие. Подобную оценку легко понять, учитывая цель хроники - оправдание деятельности Альберта, третьего епископа Икшкиле, который отбросил миролюбивый путь Мейнарда и, чтобы победить непостоянство ливов, устраивал военные походы. Возможно, что Икшкиле могло бы служить немцам вместо Риги, но на пути сюда были пороги и мели на Даугаве, пороги Румбулы, откуда могли напасть на немецкие корабли. В 1201 г. епископ Альберт перебрался в Ригу, которая показалась немцам более безопасной. Когда епископ Альберт перенес престол в Ригу, он в самом начале XIII в. отдал в ленное владение рыцарю Конраду из Мейендорфа свою первую резиденцию - замок Икшкиле.
Памятник епископу Альберту в Риге:



16. Папа обещал защищать Ливонию - "Землю Марии" - так же, как и Палестину, которая называлась "Землей Ее Сына". Почин этого марианского культа (Земля Марии) следует приписать св. Мейнарду, который свою первую каменную церквушку, позже ставшую Икшкильским собором, посвятил Пресвятой Деве. Епископ Альберт, перенеся собор из Икшкиле в Ригу, это посвящение Богоматери еще усугубил, назвав рижскую церковь в честь Девы Марии, Взятой на небо. Это было опережение времени, т.к. догму о взятии Богородицы на небо объявил только папа Пий XII в 1950 г. Ранний облик Домского собора в Риге:



17. Историк Густав Мантейфель в опубликованной в Варшаве в 1902 г. брошюре утверждает, что епископ Альберт в 1226-1228 гг. торжественно перенес бренные останки Мейнарда из Икшкиле в новый Домский собор в Риге. Но не указывает ни дату перенесения, ни источник этих сведений. Подобную же информацию дает Э. Пабст в газете балтийских немцев Inland (1847). Известно, что Мантейфель эту информацию не выдумал и не распространил бы ее как заслуживающую доверия, если бы она такой не была. Перенос останков Мейнарда произошел после 1225 г. На эту мысль наводит также и факт, упоминаемый в т.н. епископской хронике, что перевезенные в Ригу бренные останки епископа Мейнарда были захоронены перед или под алтарем Св. Крови, и это объясняется тем, что собор еще только строился. Факт о скором переносе останков Мейнарда в новый рижский собор с целью выделить его значение допускает также историк Б.У. Хаукер. По его мнению, это могло произойти в 1229-1230 гг. в присутствии папского вице-легата Балдуина Альнского. Есть еще мнение, что останки были перезахоронены в конце 14 в. рижским архиепископом Иоанном IV.





18. Гроб заложили в нишу северной алтарной стены согласно традициям катакомбных захоронений ранних христиан. Сам памятник был разрушен в 1786 г. в результате ремонтных работ и сохранился только в рисунках И.К. Бротце 1775 г.:





19. Во время реставрационных работ архитектор Вильгельм Нейман создал проект реконструкции стенной гробницы епископа Мейнарда в уменьшенном варианте в 1897 г. Гробницу перенесли выше и повернули к апсиде. Надгробную плиту выполнил скульптор А. Фольц, неоготическое оформление создали каменщики Е. Стерлинг и Н. Вальтер.





Лютеранский собор, Мариенкирхе, более известный под именем Домкирхе, был построен в 1215 г. ...В соборе покоятся: первый по времени епископ Мейнгард (1196), первый проповедник католичества, прибывший на пустынные берега Двины, в струях которой до того не отражались облики меченосцев, и последний, продавец собора, Вильгельм (1563), видевший своими глазами обмирание орденской силы, безвозвратно затмившейся. Всяких гробниц, как и подобает, в соборе очень много
Ю. Абызов “От Лифляндии - к Латвии”

20. Домский собор в Риге в наше время:



21. В 2012 году во время очередных Дней Риги была организована экскурсия по Домскому собору и монастырю, в которой принимали участие и мы. Экскурсовод, облаченный в исторический костюм, стоит как раз возле надгробной плиты епископа Мейнарда:




22. Еще одно фото плиты, заметно, что требуется реставрация:




23. Однако вернемся в Икшкиле, к той церкви, что построил Мейнард. Облик церкви до 1879 года и после перестройки (в те времена не относились так трепетно к охране исторических памятников):





24. После разрушения замка долгое время в документах указывалось, что церковь в аварийном состоянии (1582), и все же заново выстроена, и снова лежит в руинах. Записи так и чередуются - хорошее состояние - разрушена. К сожалению, много интересного из ее истории придется оставить на другой раз, слишком много всего. После Первой мировой войны от церкви в очередной раз остались только развалины на высоком берегу реки - в 1915 г. в окрестностях Икшкиле вдоль Даугавы простиралась линия фронта. Я рассказывала об этом в посте про Остров смерти:




25. Во время II мировой войны развалины церкви также временно находились на линии огня, ее территорию заминировали. Мины находят лишь только во время археологической экспедиции Я. Граудониса, но свою смертоносную работу, они частично сделали - погибают четыре школьника. После войны церковь находилась на территории хозяйства «Будескалн» и директор Брок разрешил полную разборку старого, в 1927 году, откопанного южного портала, центральных пилонов. Бульдозерами равняя землю, были перемешаны культурные слои, кроме этого разобрали останки старых стен и какое-то время вокруг церкви был выгон для свиней и телят, а в самом здании отхожее место.




26. В 1962-63 гг. архитектор Г. Янсонс осуществил расчистку руин церкви и их фрагментарную реставрацию. В 1970-е гг. в целях консервации этого древнего памятника, оказавшегося в зоне затопления водами строящейся Рижской ГЭС, была осуществлена его частичная засыпка грунтом. После постройки плотины многие исторические места оказались под водой. Икшкильской церкви повезло чуть больше, чем другим: ныне на островке посреди водохранилища Рижской ГЭС, в прошлом имени Ленина, видны руины той самой церкви:




Интерес к личности епископа Мейнарда латвийская католическая церковь проявляла всегда. Кардинал Янис Пуятс написал с использованием материалов хроник "Четыре миниатюры из жизни первого епископа Ливонии Мейнарда". Эти миниатюры в сопровождении старинных ливских песен и музыки воспитанники Рижской католической духовной семинарии показывали на сцене на торжествах в честь 800-летия христианизации Латвии в мае 1986 г. при участии большой группы немцев из Зегеберга (текст для них одновременно переводился на немецкий язык).

27. Культ св. Мейнарда восстановил в 1993 году папа Иоанн Павел II. Как известно, 8 августа 1993 г. Мейнард был канонизирован как апостол Латвии и Эстонии:




28. Кроме того, есть лиепайская церковь св. Мейнарда - подарок Ватикана городу Лиепая. Это здание ранее являлось Ватиканским павильоном во время выставки EXPO 2000. Фото 2013 года:




29. Есть также община Св. Мейнарда в Огре - ссылки 1 и 2. Церковь св. Мейнарда в Огре, построенная в 1997 году недалеко от железнодорожной станции (мое фото 2001 года):




30. На острове у развалин Икшкильской церкви, который был назван в честь св. Мейнарда, 20 августа 2000 года было торжественно открыто святое место в его честь. Мне повезло оказаться там незадолго до этого и сфотографировать, как остров приводят в порядок, настилают дорожки и вообще благоустраивают. Справа виден вновь установленный созданный в 1864 г. памятный камень рода Мейендорфов (поскольку в 1201 г. икшкильский замок был отдан в ленное владение К. Мейендорфу):




31. После 2001 года сделали крышу над развалинами:




32. Каждый год в августе на несколько дней уровень воды в водохранилище понижают, чтобы верующие могли добраться на остров посуху на празднование дня св. Мейнарда.




33. Кроме того, в честь ливского поселения, где было построено первое каменное сооружение в истории Балтии, в конце 20 века на берегу установлен этот камень:




34. В Икшкиле в 2010 году была также установлена статуя св. Мейнарда, созданная на средства Юриса Савицкиса, о чем гласит надпись на памятнике (см. фото №8). Статья на латышском языке. Открывал памятник все тот же кардинал Янис Пуятс, до недавнего времени глава католической церкви Латвии:




35-36. Памятник св. Мейнарду в разных ракурсах:





37-38.




39. Фотографии памятника сделаны нами в разные дни осенью 2012 года:




40. В том году была чудесная золотая осень и мы тогда проехались по историческим местам вдоль Даугавы - Доле, Саласпилс, Саулкалне напротив Острова смерти и закончили маршрут в Икшкиле, напротив памятника Мейнарду:




41. Так что нет Икшкиле без Мейнарда, как нет Мейнарда без Икшкиле:



Инфернальность бытия, История_Латвии, Видземе, Флора, Остзейский край, Праздники, Персоналии, Замки, Памятники, Ливония, Культовые сооружения, Латвия сегодня, Портреты, Епископы

Previous post Next post
Up