Прежде чем рассказать о культовых сооружениях, стоит поговорить о том, что такое готический стиль, и каковы его особенности на севере Германии, тем более, что в Пренцлау находится один из его наиболее ярких примеров, вошедший в учебники по истории архитектуры - церковь, стоящая в одном ряду с собором Парижской Богоматери или Кельнским собором. А еще она связана с одним событием при Лютцене...
Фото А.Л.
У меня 3,5 года назад был пост "Архитектурные термины в иллюстрациях" -
http://renatar.livejournal.com/236058.html - где показано на схемах как выглядят и называются те или иные части части готических сооружений, от аркбутана до вимперга и фиала. Но даже если не знать архитектурных терминов, все равно готический стиль невозможно спутать ни с каким иным. Тут и дальше фотоиллюстрации на примере церкви св. Марии в Пренцлау:
Фото Р.Р.
Эти вертикальные линии, устремляющиеся ввысь, в небо, эти ажурные фасады и стрельчатые окна, эти своды, поднимающиеся над головой остроконечными арками... Время, когда дух значил больше, чем тело, когда возникали новые соборы и города.
Фото В.С.
Я не согласна с содержанием этой книги, но описание готического собора там очень хорошее:
Самое сильное впечатление нашей ранней юности, о котором до сих пор у нас осталось яркое воспоминание - это впечатление от вида готического собора. Мы были поражены великолепием, совершенством этого скорее божественного, чем человеческого творения. С тех пор наши взгляды изменились, но впечатление осталось. И хотя привычка сгладила патетику первого впечатления, мы никогда не могли сдержать чувства восхищения перед этими иллюстрированными книгами, поднимающими к небу свои страницы со скульптурными изображениями. На каком языке можем мы благодарить этих молчаливых учителей за все, чему мы у них научились? Но, почему мы говорим "молчаливых"? - Что говорить нам! - Если в этих книгах буквами являются скульптуры, - то они говорят. И говорят более ясно, чем их старшие братья - манускрипты - они передают лишь единый, абсолютный смысл, лишенный литературных двусмысленностей. "Язык камня", - совершенно справедливо говорит Ж.Ф. Кольф, ясен и возвышен. Его воспринимают все, независимо от уровня своего развития. Что за патетический язык - готическая архитектура! Он настолько же патетичен, как и песни Орланда де Лассю, произведения Генделя или Фрескобальди, концерты Бетховена или Керубини. Несчастные люди те, кто не любят готическую архитектуру".
Готические соборы, святилища Традиции, Знания, Искусства, должны рассматриваться не только как произведения, посвященные славе христианства, но и как широкие собрания идей, направлений народных верований, которые уходят в глубь веков. Готический собор, с дерзкими сводами, благородными нефами, размахом и гармонией пропорций, представляет собой шедевр, предназначенный не только для нужд культа. Если свет, проникающий сквозь высоко расположенные окна с витражами, и тишина располагают к сосредоточению и молитве, то орнамент, наоборот, высвобождает необычайно мощные, менее религиозные, почти мирские и даже языческие эмоции. В нем можно различить отблески народной души, утверждение ее совести, воли, всего, что в ней есть наиболее полного, существенного, могущественного.
http://jungland.ru/Library/TainaGoti.htm Фото В.С.
Слева - вид собора из "Всеобщей истории искусства" под ред. Колпинского:
Фото А.Л.
Но начнем с общих определений стиля:
ГО́ТИКА, ГОТИ́ЧЕСКИЙ СТИЛЬ (франц. gothique, нем. gotisch, итал. gotico от лат. gothi, ср.-лат. gotthus, греч. gothos из др.-верх.-нем. Gaut - "исток", часть слова, входящая в название реки Gautelfr) - исторический художественный стиль, господствовавший в западноевропейском искусстве в XIII-XV вв. Готами древние римляне называли варварские племена, вторгавшиеся с севера в пределы империи в III-V вв. Термин появился в эпоху Итальянского Возрождения как насмешливое прозвание "варварской", примитивной, уходящей в прошлое средневековой культуры. Вначале (ок. 1476 г.) его применяли к литературе - для обозначения неправильной, искаженной латыни. Средневековую архитектуру тогда называли общим словом "tedesca" (итал. "немецкая"). Есть предположение, что слово "готика" впервые употребил Рафаэль, знаменитый художник эпохи Возрождения, в докладе Папе Римскому Льву X (1513-1521) о ходе строительства собора Св. Петра (ок. 1520; см. Ватикан) в качестве синонима "варварской архитектуры", противопоставляя ее "римской".
http://slovari.yandex.ru/ Фото А.Л.
В истории культуры принято выделять три крупнейшие школы готики:
- французскую («пламенеющую»), которая отличалась напоминающим языки пламени узором оконных переплетов в храмах (собор Нотр-Дам в Реймсе, 1211-1311);
- немецкую («кирпичную»), характеризующуюся наличием церквей с узорной кладкой из глазурованного и фигурного кирпича (монастырь Мариенкирхе в Пренцлау, 1326-1340);
- английскую («перпендикулярную»), отличительной чертой которой явились вытянутые в длину соборы с упрощенной архитектурой (собор в Эксетере, 1275-1375).
http://yhdgbfhjng.ru/kulturologiya/kulturologiya23.html Фото А.Л.
Кирпичная готика (северогерманская готика) - разновидность готического стиля архитектуры, распространённая в Северной Германии, Польше и Прибалтике в XIII-XVI вв. Красный керамический кирпич как строительный материал стал использоваться в Северной Европе в XII в., поэтому самые древние кирпичные образцы относятся ещё к т.н. «кирпичной романике». В XVI в. кирпичную готику сменил «кирпичный ренессанс».
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E8%F0%EF%E8%F7%ED%E0%FF_%E3%EE%F2%E8%EA%E0 Фото А.Л.
Вид Мариенкирхе сверху, до войны:
И с видом на озеро Уккерзее:
На севере строились кирпичные церкви (монастырь в Корине, 1275-1334; Мариенкирхе в Любеке, ок. 1270-1350), в которых упрощение планов, объемов и конструкции сочеталось часто с узорной кладкой, применением глазурованного и фигурного кирпича (Мариенкирхе в Пренцлау, 1326-40).
http://bibliofond.ru/view.aspx?id=133221 Фото А.Л.
В Германии готический стиль развился позднее, чем во Франции, и в значительной мере на основе художественного опыта французских мастеров. Но несмотря на это, готическое искусство получило здесь свое глубоко самобытное и оригинальное развитие. Это обстоятельство неразрывно связано с особой остротой и сложностью внутренних противоречий феодального строя жизни в Германии. Отсюда присущий немецкому искусству оттенок повышенного драматизма и экспрессии, особенно в области скульптуры, отсюда также причудливое переплетение черт грубого реализма и мистической экзальтации.
В немецкой готике нет той относительной гармонии, которая ясно чувствуется в творениях французских мастеров. Своеобразие немецкой готики состоит именно в том, что она выражает противоречие между напряженной внутренней жизнью человека и безразличной для средневекового художника, а потому некрасивой, иногда наивной или неуклюжей, иногда преувеличенно характерной внешностью. Немецкой готике присущи глубокий интерес к изображению душевных порывов и острое чувство индивидуальности художественного образа.
Немецкая готическая архитектура обычно делится на 3 более или менее ясно различающихся между собой периода. При этом грань между ранней и высокой готикой (13-14 вв.) не так ясна, как переход к своеобразным формам поздней готики, относящейся к периоду от конца 14 до начала 16 в. Одной из особенностей развития архитектуры в Германии является сознательное сохранение романских традиций в готике. В дальнейшем отличительными чертами германской готики, особенно на юго-западе, было применение каркасной системы в строительстве зальных церквей и центрических в плане сооружений, а также создание однобашенного фасада. Волна строительства новых и перестройки старых церковных зданий романского типа захватила средневековые города Германии с первой четв. 13 в. Один за другим появлялись здесь замечательные памятники готического стиля
Церковь Марии в Пренцлау. Башни сооружены во 2-й половине 13 в., восточная часть - в сер. 14 в. Вид с востока.
Всеобщая история искусств. Том 2, кн.1
http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000001/st038.shtml Фото А.Л.
Вся история готической архитектуры немецких земель свидетельствует о том, что из кирпича могли возводить исключительно сложные постройки (примеры тому можно найти в Пренцлау, Нойбранденбурге и Тангермюнде).
Этот конкретный образец изысканных кирпичных композиций был выложен на плоской поверхности; однако на севере Германии существовала также традиция гораздо более сложной структуры стен - с ажурным декором, вимпергами, краббами, декоративными средниками окон. Все кирпичные фронтоны такого рода восходят к фронтону Мариенкирхе в Нойбранденбурге (ок. 1300). Своего расцвета эта традиция достигла в 14 в. в архитектуре Мариенкирхе в Пренцлау.
П. де ла Рьестра, Готическая архитектура немецких земель.
http://www.rusarch.ru/riestra2.htm Хорошо видно, что у Мариенкирхе нет аркбутанов, столь характерных для французских храмов, например:
Аркбутаны являлись далеко не во всех готических церквах; они оказывались ненужными в сооружениях т.н. "зальной системы" (Hallensystem), т.е. таких зданий, в которых средний и боковые нефы имеют одинаковую высоту и для прочности которых было достаточно, чтобы устои прилегали непосредственно к внешним стенам.
http://jungland.ru/Library/TainaGoti.htm На русском о ней написано мало:
Мариенкирхе Пренцлау
Время строительства: XIII-XIV вв.
Архитектурный стиль: готика
От находившейся на этом месте церкви XIII в. до наших дней сохранился западный фасад с двумя башнями. К нему во всю ширину бывшего поперечного нефа был пристроен трехнефный зал, возведенный в стиле кирпичной готики. Особенно примечательна восточная стена, завершающая храм; она никак не скруглена, и венчает ее огромный фронтон, украшенный ажурным орнаментом. Это парадный фасад церкви.
http://deicide.tv/monastiri/33-germaniya/799-marienkirxe-8.html Применительно к Средневековью иногда принято делить периоды на т.н. "Возрождения" - каролингское возрождение, оттоновское... Готический стиль в этом смысле также являл собой период расцвета духа, архитектуры и прочего. Но это ли имел в виду копирайтер с немецкого сайта, говоря о ренессансе, не уверена :-)
Поражает ранний архитектурный Ренессанс. Его представляет церковь Святой Марии, строительство которой началось в 1200 г. Это настоящий архитектурный колосс, вознесшийся своими двумя шпилями в небо на 70 м. В том же году начали возводиться и городские ворота или, как их называют, ворота Башни. Конечно, в свое время она была еще и жилищем для стражи, которая денно и нощно вглядывалась в дальние поля, чтобы не допустить внезапного нападения лютого соседа или варвара.
http://www.bhd.ru/german/prenclau На этой старой открытке виден старый (с остроконечными шпилями) и новый облик церкви в Пренцлау:
На изображении Мериана 1652 г. у церкви св.Марии (справа) виден остроконечный шпиль на одной из башен - уже тогда башни были разной высоты. Второй шпиль был утрачен в 1638 г. от удара молнии.
Разная высота башен, как видно на открытке 1914 г. и сейчас, получилась, вероятно, по той же причине, что и в знаменитом французском соборе в Шартре, где при строительстве были использованы части предыдущего сооружения, что привело к разной высоте.
Церковь Святой Марии в Пренцлау земли Бранденбург, Германия, принадлежит Берлинско-Бранденбургско-Силезско-Верхнелужицской евангелической церкви, объединенная церковь протестантской, кальвинистской, лютеранской единой общины. Церковь была возведена между 1325 и 1339, на остатках своей предшественницы, построенной в 1235 г. В 1945 г. церковь полностью выгорела, ее своды рухнули после пожара. Внешне была восстановлена в период между 1970 и 1995 гг., интерьер и своды не восстановлены.
http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Marienkirche_(Prenzlau)
Фото разрушений после 2-й мировой войны из экспозиции церкви:
Фото А.Л.
Фото А.Л.
Еще фото военных разрушений:
Без крыши особенно видна ажурность деталей:
Пронзительное фото:
Вид на современной открытке (сравните с видом 2-й пол. 60-х гг.
http://gsvg33.narod.ru/memo14_3.jpg ):
Надо сказать, что новая застройка не слишком удачно вписалась возле церкви:
Фото В.С.
Санкт-Мариенкирхе является одной из самых прекрасных примеров северо-германской готики каменных церквей. Она восходит к первоначальной церкви, которая была построена между 1235 и 1250 гг. Нижняя часть башни была частью этого здания. Нынешняя церковь была построена между 1289 и 1340 как крупная церковь зального типа с тремя нефами. В 1945 г. церковь была полностью уничтожена огнем. Ее реконструкция началась в 1970 и была завершена в 1988 г. С 1996 г. церковь снова доступна для публики.
http://www.thomasgraz.net/glass/gl-1419.htm Фото А.Л.
Вместо готических сводов теперь это:
Фото А.Л.
Тут лучше видно, что ныне скрывается за конструкциями:
Перевод из нем. Вики помогла сделать
olgina67 (тут и далее ее переводы выделены этим цветом):
Церковь Богоматери (Св. Марии): первоначально после 1235 возведение трехнефного сооружения с двухпролетной конструкцией, трансептом и изысканным хором. Расширение в 1289-1340 в стиле кирпичной готики (при включении западной части предшествующего строения). Основная приходская церковь Пренцлау (с филиалами Св. Николая, Св.Якоба и Св.Сабины). В 14 и 15 вв. возведение капелл, северной башни (высота 68 м) 16 в. Южная башня (высота 64 м) 18 в., сгорела в 1945, восстановлена после 1970. Созданный мастерами Пренцлау главный позднеготический алтарь Марии был спасен. Это сооружение считается первой церковью зального типа к востоку от Эльбы. Великолепный восточный фасад из-за его строгой конструкции считается "неповторимым в кирпичной готике".
Фото А.Л.
4-5 марта 1631 г. шведский король Густав Адольф находился в Пренцлау - готовясь к очередным битвам Тридцатилетней войны, этот прославленный воитель не мог знать, что не пройдет и двух лет, как его тело будет покоиться здесь. С 20 по 22 декабря 1632 г. в церкви св.Марии сохранялось тело короля, погибшего в битве при Лютцене, ожидая отправки на родину. Об этом сообщает табличка на здании церкви:
Фото А.Л.
Битва при Лютцене:
Картина битвы при Лютцене, показывающая момент гибели короля:
The Battle of Lützen by Carl Wahlbom shows the death of King Gustavus Adolphus on 16 November 1632.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%BF%D1%80%D0%B8_%D0%9B%D1%8E%D1%82%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B5_%281632%29 А на этих открытках можно увидеть капеллу в Лютцене, воздвигнутую на месте гибели короля, и его портрет:
Gustav-Adolf-Gedenkkirche существует и в наши дни
http://de.wikipedia.org/wiki/L%C3%BCtzen В Кафедральном соборе в Турку (Финляндия) есть Капелла "Всех Духов", где похоронен Турстэн Столхандскэ (Torsten Stålhandske), прославившийся тем, что смог отбить у врага тело убитого в 1632 г. в битве под Лютценом шведского короля Густава II Адольфа. Столхандскэ проявил себя как герой и в других сражениях 30-летней войны. Скончался в 1644 г.
http://terijoki.spb.ru/trk_terra.php?item=70 Но вернемся к Мариенкирхе в Пренцлау:
Фото В.С.
Две вебкамеры, установленные на самой церкви - можно посмотреть, как изменились виды по сравнению с фото:
http://www.folienbude.de/internet/webcam-marienkirche-prenzlau Вид с церкви на Пренцлау с башней городских ворот:
Фото А.Л.
Послевоенное фото с той же точки:
Еще несколько панорам Пренцлау:
Фото А.Л.
Фото А.Л.
И сравните с тем, что было сразу после войны:
Открытый переход между башнями:
Фото А.Л.
Вид на башню там:
Фото А.Л.
Фото А.Л.
Вид на Уккерзее:
Фото А.Л.
И вид из башни на город (видна Башня Ведьм и памятник неподалеку от нее):
Фото А.Л.
Отдельные факты из истории:
1512 Церковь св.Марии получает новый алтарь.
1566 Церковь св.Марии получает новый церковный колокол.
1638 Южная башня церкви св.Марии разрушена ударом молнии.
1861 Поврежденный колокол церкви св.Марии заново отлит в Штеттине.
1881-1884 Реставрация фасада церкви св.Марии.
1917 Часть медной крыши церкви св.Марии демонтируется для военных целей.
1970 Начало восстановления церкви св.Марии.
1974 Обновление восточного фронтона церкви св.Марии.
18 окт. 1995 Церковь св.Марии получает новые башенные часы.
http://gsvg33.narod.ru/about_prenzlau.html Нынешний колокол:
Фото А.Л.
Изображение на колоколе:
Фото А.Л.
Башенные часы:
Фото А.Л.
Интерьеры:
Фото А.Л.
Фото А.Л.
Фото А.Л.
Вид с востока в наши дни:
Фото В.С.
Что предполагается тут сделать:
А когда-то тут разбирали остатки зданий, разрушенных во время войны...
Во времена ГДР:
Сувениры с видами Мариенкирхе, наиболее популярной достопримечательности Пренцлау:
Прочие церкви и монастыри города описаны по очереди их возникновения. За исключением капеллы Св.Духа и Новой церкви (Марии Магдалины), они используются от Реформации и поныне как евангелические приходские церкви.
Церковь св. Сабины, вероятно, старейшая церковь Пренцлау, т.к. расположена на месте предшествующего славянского поселения (Бургштадт) на левом берегу Уккера. К Св.Сабине принадлежал также монастырь св.Магдалины (1250-1290), Бенедиктинский монастырь (принадлежал Св.Сабине с 1291; позже упоминается как монастырь св.Сабины). Церковь и монастырь сооружены незадолго до 1250 г.; монастырь несколько позже, чем церковь, которая была вследствие этого церковью при монастыре. Церковь реформировалась в 1543 и монастырь секуляризовался. Согласно актам осмотров 1543 он был разрушающимся. После нескольких владельцев попал в 1861 в собственность города. Ныне строения монастыря полностью исчезли. Церковь изменилась свой вид в нач. 19 в. С 1543 она служит поныне как евангелическая приходская церковь Св.Сабины.
Из городской хронологии:
1588 Последняя монахиня монастыря св.Сабины умирает, монастырь становится дворянским поместьем.
1597 Церковь св.Сабины получает алтарь и кафедру.
1816/17 Реконструкция церкви св.Сабины.
http://gsvg33.narod.ru/about_prenzlau.html Фото внутри:
http://www.uckermark-kirchen.de/uckermark_p-r/kirchenfotos_prenzlau_sabinenkirche.htm Видите церковь св.Сабины на панорамном фото, сделанном Алексеем с Мариенкирхе?
Фото А.Л.
Старая церковь св.Николая считается старейшей приходской церковью Пренцлау справа от Уккера. Имя св.Николая указывает на то, что она была церковью поселения торговцев. Хотя старая церковь св. Николая уже перед 30-летней войной была передана для церковных целей, Зюринг сообщал в 1626 о погребении "между башнями". После обрушения и более позднего сноса нефа т.н. разрушенной церкви сегодня существует только башня. Патронат св. Николая перешел в 1577 к церкви бывшего доминиканского монастыря.
В центральной части городской панорамы:
The tower of the formerly St. Nicholas' Church in Prenzlau, March of Brandenburg, Germany, is all what remained after the church, which had been closed since Reformation, was torn down in 1769. The church was erected in the mid-13th c.
http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Nikolaikirche_(Prenzlau)
2-я мировая война тоже не пощадила эту церковь:
Тут видны обе николаевские церкви - новая (слева) при доминиканском монастыре и старая:
Нашлась газетная статья о церкви:
Возле церкви св. Якоба также установлены колокола:
Фото В.С.
Церковь Св. Якоба была построена в 1-й пол. 13 в., вероятно, в качестве второй приходской церкви на правом берегу Уккера, как центр аграрно ориентированного поселения.
В войну церковь лишилась своего бароккального кивера:
И до недавнего времени стояла в таком виде:
Сравните со старым видом:
А тут, как чувствовал художник, обрезал верхушку:
И совсем недавно заменили часть крыши и сделали нашлепку на башне:
Фото В.С.
Церковь бывшего францисканского монастыря построена в сер. 13 в., устройство подвалов в 2-й пол. 14 в. Церковь использовалась с 1694 объединенной (немецко-французской) общиной до тех пор пока не была снесена из-за ветхости в 1774. Лишь в 1846/1865 была перестроена так, чтобы реформистская церковь смогла использовать ее. Монастырь был создан между 1240 и 1250 и секуляризовался между 1536 и 1543. Здания были снесены в 1735 бесследно.
1597 Францисканская церковь (церковь св. Троицы) передается лютеранской общине.
1846-1865 Ремонт францисканской церкви.
http://gsvg33.narod.ru/about_prenzlau.html Вид на Троицкую церковь от Мариенкирхе:
Фото Р.Р.
Место после войны:
При ГДР:
Еще несколько открыток:
Фигурные кирпичи от церкви:
Церковь бывшего монастыря доминиканцев "У Св.Креста": в 1275 монастырь был основан маркграфом Иоганном II Бранденбургским и его женой Хедвигой фон Верле. Строительство церкви при монастыре началось в 1275; в 1343 была освящена церковь. После секуляризации монастыря в 1544 была передана городу для устройства больницы для малоимущих. В 1577 церковь при монастыре стала приходской церковью для ставшей бесприютной общины обрушившейся церкви св.Николая и с тех пор именуется Николайкирхе. С 2000 бывший монастырь как культурный центр с его хорошо сохранившимися зданиями приютил культурно-исторический музей Пренцлау, а также городскую библиотеку, городской архив и организационный центр
Dominikanerkloster Prenzlau
http://www.prenzlau.eu/cms/detail.php/land_bb_boa_01.c.161569.de Из хронологии известно, что музей был тут и раньше:
1930 Музей получает первые помещения в доминиканском монастыре.
13 апреля 1957 Открытие краеведческого музея в доминиканском монастыре.
http://gsvg33.narod.ru/about_prenzlau.html The St. Nicholas' Church (formerly Dominican Cloister Church of the Holy Cross) in Prenzlau, March of Brandenburg, Germany, is owned and used by a congregation within the Evangelical Church of Berlin-Brandenburg-Silesian Upper Lusatia, a united Protestant church body of Calvinist, Lutheran and united congregations. The church was erected between 1275 and 1343 and later several times renovated.
http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:St._Nicolaikirche_(Prenzlau)
Руины капеллы Св.Духа: начало 14 в., некогда капелла госпиталя Св.Духа, с 1899 использовалась как Уккермаркский музей, сгорела в 1945. Реконструируется в настоящее время.
Вид на Мариенкирхе, капеллу и башню Миттельтурм в 19 в.:
Новые и старые виды капеллы для сравнения:
Фото В.С.
Фото В.С.
Фото В.С.
Здесь еще без крыши (вверху слева):
Бывшая капелла св.Георга: документально впервые в 1320 упоминается как капелла госпиталя перед Шведскими воротами. В 17 в. перестраивалась для жилых целей. С тех пор не используется церковью
1611 Установка массивного эшафота (виселица) поблизости от часовни св. Георга.
21 февраля 1615 Родился Кристоф Зюринг - священник и городской летописец.
http://gsvg33.narod.ru/about_prenzlau.html Еле успела сфотографировать часовню на ходу:
Фото Р.Р.
Второй кадр получился уже таким. Но заметно, что тут какое-то общественное учреждение, уже не жилой дом, как раньше:
Фото Р.Р.
Старинные виды:
В Википедии такое фото:
И еще немного о духовной жизни Пренцлау:
Св. Мария Магдалина (католическая церковь) в 1892 построена в неоготическом стиле, была разрушена в 1945 и восстановлена в 1952.
Немецкий теолог‑евангелист Георг Нитш, родился в небогатой семье. 12 марта 1663 г. У мальчика рано проявились способности к богословию и его родители наставили его на путь духовенства. Он посещал школы в Альтштерлитце, Пренцлау, Штральзунде и Бранденбурге, а позже обучался в университетах Виттенберга, Лейпцига и Йены.
http://worlddocuments.org/docs/index-995.html?page=29 Примечание к подписям под фото:
Фото Р.Р. - фото
renatarФото В.С. - фото Валерия
Фото А.Л. - фото
lecha_mw