Аркона Рюген - заготовка!

Apr 01, 2012 15:17



style="border:5px solid #DCDCDC"

Я тут заинтересовалась и решила поискать, откуда этот образ. Все-таки это русская икона - "Чудо Георгия о змие". XV в. Новгород http://ru-icons.ru/part10/part101/1_1_75-5.htm
Другие иконы на тему: http://ru-icons.ru/part10/part101/photo75.html

Эта сияющая цветовая гамма, соразмерность частей и необычайная динамика изображения, наконец, драматичность сюжета, сливаясь, придают ему глубину символа. «Красный плащ Георгия - это традиционный атрибут мученика, пролившего свою кровь... Но красный плащ развевается в иконе, как знамя, трепещет, как огненное пламя, - он наглядно выражает «пламенную страсть» героя, и по контрасту к плащу белый конь выглядит как символ душевной чистоты. Вместе с тем своим силуэтом всадник сливается со знаменем, и оттого фигура его кажется как бы окрыленной...» Так писал об иконе «Чудо Георгия о змие» глубокий специалист и знаток, известный советский ученый М. В. Алпатов.
http://perunica.ru/istoria/1505-yazycheskij-simvol-pobedy.html

Происхождение коня на картине Глазунова
Происхождение коня на картине Глазунова
И.С. Глазунов, Остров Рюген. Жрец.
Часть триптиха "Внуки Гостомысла: Рюрик, Трувор, Синеус". 1986

Недавно мне попалось изображение, которое, видимо, послужило И.С. Глазунову прообразом для белого арконского коня на его знаменитой картине.
Видимо, это конь со старой новгородской иконы Георгия Победоносца, похоже отсюда он его и цитирует. Вот фото этой иконы:
Вот такой получается конь Св. Георгия=?Святогора=?Свентовита.

Обратите внимание на плащ Св. Георгия - он абсолютно красный, прямо как Станица (Священное Знамя) того самого Свентовита.
Хотя красный плащ, равно как и белый конь - это в общем-то, канонические элементы изображения Св. Георгия.
Возможно, в северной Новгородской традиции и правда могло иметь место сближение культов дохристианского Свентовита/Святогора и христианского Св. Георгия.

Кстати, если кто-то не обращал внимания - Святогор жил на святых светлых горах (в некоторых вариантах былины даже упоминается крутой светлый остров). Ему напророчили что он женится на женщине из Поморского Царства. Его невеста и правда оказалась жительницей какого-то города в Поморском Царстве и когда она, оправившись от хвори, пошла искать Святогора - то снарядила корабль чтобы добраться через море до его святых светлых гор. Помимо белого коня и Станицы, ещё одним атрибутом Светновита, как мы помним, являлся меч искуснейшей работы и "выдающихся размеров". Огромный священный меч Святогора упоминается в каждой его былине. На острове Святогора рос дуб (или дубы). У арконского Свентовита также был свой старый священный дуб. Аналогий, как видите, предостаточно.

Меловые скалы Рюгена. Чем не "крутые светлые горы за морем"? А от Рюгена до "Поморского Царства" - Поморья, Померании, рукой подать. Он даже ныне входит в состав Передней Померании.

Карта Царства Поморского - Поморья - Померании, вместе с Рюгеном, выполненная на кашубском языке.
http://www.liveinternet.ru/users/3411234/post167073218/
http://www.perunica.ru/germany/4354-proishozhdenie-konya-na-kartine-glazunova.html
http://slav-drevnosti.livejournal.com/111740.html

Более того, создается впечатление, что житие святого Георгия появилось отдельно от легенды о битве Георгия со змием, одновременно с ней или даже позже ее. И что отцы христианской церкви по-своему распорядились доставшейся в наследство христианству от языческой эпохи фигурой змееборца, приписав к уже существовавшему образу приличествующее христианскому святому житие. Согласно мнению некоторых ученых так или примерно так змееборец и победоносец языческих времен стал святым великомучеником Георгием, символом победы христианства над язычеством, а позднее - символом победы церкви над ересью.
В работах советских ученых (В. Н. Лазарева, М. В. Алпатова и других) показано, как с изменением конкретной исторической обстановки менялись общественные отношения и соответственно возникал новый оттенок, новая ипостась популярного образа. Так было и в Византии, так было и на Руси.
Между тем согласно одной из высказанных учеными версий о происхождении «Чуда о змие» следы легендарного Георгия-змееборца из Византии ведут нас прямо к египетским христианам - коптам.
http://perunica.ru/istoria/1505-yazycheskij-simvol-pobedy.html

Так, по свидетельствам Саксона Грамматика, храм Свентовита в Арконе был окружен «двойною оградою: внешняя ограда состояла из толстой стены с красною кровлею; внутренняя - из четырех крепких колонн, которые, не соединяясь твердою стеною, увешаны были коврами, достигавшими до земли»; в Коренице основной храм также огораживался «пурпуровою тканью»
На острове Рюген и в близлежащих землях традиция знамен, посвященных Богам, известна по многим источникам. Тот же Саксон Грамматик упоминает знамена Свентовита, хранившиеся в арконском святилище.
Важнейшим элементом прусской культуры являлся культ коня. Не случайно на легендарном прусском гербе (см. выше) наряду с изображениями верховных Богов и родоначальников присутствует фигура белой лошади в прыжке. Прусское почитание коня находит практически полные аналогии в традициях жителей острова Рюген и соседних с ним земель. У пруссов бытовал обычай: «никто в стране (пруссов) не мог ездить на белой лошади, но держали ее только для богов». Поразительное соответствие этому мы находим у Саксона Грамматика в описании культа Свентовита в Арконе: "...при нем (Свентовите - прим.U.) был конь, совершенно белый... Только верховный жрец мог его кормить и на нем ездить, чтобы обыкновенная езда не унизила божественного животного. Верили, что на этом коне Святовит ведет войну против врагов своего святилища..." [15]. Герборд сообщает об идентичном обычае в Щецине, где конь был посвящен богу Триглаву: «Имели также коня удивительной величины, тучного, вороной масти и весьма горячего. Он весь год отдыхал и был столь священен, что никто не смел на него сесть; имел также старательнейшего хранителя в лице одного из четырех жрецов храмов» . Почитание священного коня у ратарей в городе Радигост упоминал Титмар Мерзенбургский [16], и т.д.
В этой связи любопытно, что связанный с описанными обычаями обряд гадания с помощью коня является традиционным для средневекового Рюгена и близлежащего Поморья, встречается у жителей восточной Прибалтики, а также характерен для русских. Указанные регионы связывают и другие проявления культа коня, а именно использование лошадиных голов в оформлении верхней части домов, обрядовые ряжения и проч.
http://oldrus.livejournal.com/209457.html

Закладки, #dcdcdc

Previous post Next post
Up