Годовщины, судьбы, трагедии и достижения

Nov 17, 2010 06:30

Полгода назад случайно наткнулась на сайт, зацепивший надписью - под почтовой маркой с портретом советского космонавта Алексея Елисеева значилась другая фамилия - Курайтис. Хотела написать об этом в ЖЖ, но потеряла ссылку и отложила на потом. Затем увидела ЖЖ-пост, на примере космонавтов развенчивающий миф, что тем, кто пережил немецкую оккупацию, карьеры в СССР не было. Это побудило вернуться к теме освоения космоса и рассказать об интересных людях, имевших отношение к Литве. Просьба читать не по диагонали, потому что выстроена последовательная цепочка и с утерей каждого звена рушится остальное. Вспомним про многострадальный многоразовый космический корабль "Буран", лунную программу и пр. Кстати, позавчера исполнилось 22 года со дня пуска ракеты "Энергия" с "Бураном" в беспилотном режиме.





Этим постом отдам дань детскому довольно серьезному увлечению темой космоса - собирались марки, книги, открытки, значки. До полетов Светланы Савицкой я знала почти всех космонавтов поименно и в хронологическом порядке их полетов. Что-то еще помню и сейчас. До сих пор замечаю ляпы информагентств: http://photo.unian.net/rus/detail/15530.html - тут на фото не Алексей Елисеев, как заявлено, а другой космонавт, Виталий Севастьянов!

Но вернемся к Елисееву. Всегда обращала на него внимание при рассматривании портретов космонавтов на почтовых марках - он чем-то неуловимо внешне отличался от других.



Сейчас понимаю, в чем дело - такие лица часто встречаются в Прибалтике, на подсознательном уровне срабатывало узнавание, ощущение того, что человек знаком, что где-то уже видела.



Текст, который заинтересовал, был на английском на одном из филателистических сайтов (интересное выделила жирным шрифтом):

1969 Space flight SOJUZ 8. Michel: 3684. Members of the flight and one of them - lithuanian origin A.Jeliseev (Kuraitis). http://www.lituanicaonstamps.com/en/sssr.php

И далее там же про Елисеева (Курайтиса), литовца(sic!) по происхождению:
Aleksej Jeliseev - born in Kaluga district, Russia on 1934. A.Jeliseev (Kuraitis) - lithuanian origin, cosmonaut of USSR, scientist, ex-rector of N.Bauman technical school.
After WWI grandparents of A.Jeliseev (Kuraitis) appeared in Riazan district. The son - Stanislovas Kuraitis - has born there, father of A.Jeliseev (Kuraitis). On 1934 after soviet officer S.Kirov was murdered in Soviet Union repressions has started.
During repression a lot of lithuanians were arrested because of relations with Lithuania and other foreign countries. Stanislovas Kuraitis (father of cosmonaut) was sent to the lager as "enemy of Soviet nation". His wife - Valentina Jeliseeva - was forced to divorce in "non-oficial" way and gave her maiden name to the son. In this way, on 1950, being 16 years old, Aleksej Kuraitis became Jeliseev.
http://www.lituanicaonstamps.com/en/rinkiniai_kuraitis.php
То же на литовском: http://www.lituanicaonstamps.com/los/rinkiniai_kuraitis.php

При неважном знании английского, текст был для меня понятным и неожиданным. Стала копать информацию на русском. Есть упоминание филателистической выставки:

12.04.2006. В Каунасе, Литва, в Музее истории связи открылась традиционная филателистическая выставка, посвященная Дню космонавтики. Свои материалы представили литовские филателисты Генрикас Кибейкис, Йозас Урбонас и др. Первый из них экспонирует 30 стендов по 16 листов каждый, в т.ч. стенды "Гагарин", "Ждите нас звезды", "Литва и космос", "Взгляд на Луну", "Звездные пути астронавтов", "Люди на Луне" и другие. В экспозиции Йонаса Урбонаса 10 стендов: "Женщины и космос", "Большой поход" о китайской космонавтике и др. Особо выделяются стенды, посвященные полетам в космос летчика-космонавта СССР Алексея Елисеева, отцом которого был литовец Станислав Адамович Курайтис.
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/z12.04.06.shtml




Википедия подтвердила - Леша Елисеев в школьные годы носил литовскую фамилию Курайтис: В 1950 г. сменил фамилию отца (Курайтис) на фамилию матери (Елисеев).
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%BB%D0%B8%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2_%D0%90._%D0%A1.



На др. биографических сайтах, не на всех, этот факт тоже отмечен (добавлю и др. биографические данные):
Родился 13 июля 1934 г. в городе Жиздра Калужской области, РСФСР.
В 1950 г. сменил фамилию отца (Курайтис) на фамилию матери (Елисеев).
В 1943 г. окончил два класса школы в городе Боровое Кокчетавской области, в 1946 г. окончил три класса в 4-й железнодорожной школе села Немчиновка Московской области.
В 1951 г. окончил среднюю школу №167 города Москвы.
В 1957 г. окончил МВТУ им.Н.Э.Баумана, получил диплом инженера-механика.
В 1962 г. окончил аспирантуру Московского физико-технического института (МФТИ).
15 декабря 1967 г. защитил диссертацию в ЦКБЭМ и получил степень кандидата технических наук.
16 февраля 1973 г. после защиты диссертации получил степень доктора технических наук.
http://www.astronaut.ru/as_rusia/energia/text/eliseev.htm?reload_coolmenus



Более подробно о родителях космонавта:

Отец - Курайтис Станислав Адамович (1905-1978). В 1935 был осужден как «враг народа» на 5 лет за антисоветскую агитацию. В семью не вернулся. Работал начальником лаборатории ЦНИИ кожевенно-обувной промышленности города Москвы.
Мать - Елисеева Валентина Ивановна, род. 23.02.1909, зав. лабораторией Института физической химии АН СССР, доктор технических наук, профессор, заслуженный изобретатель России. На пенсии.
Отчим - Атовмян Вагинак Ефремович (1898-1959), работал главным инженером кожевенного завода им. Серегина, в городе Сетунь Московской области.
http://www.federalspace.ru/main.php?id=167&did=704



Есть книга на английском:
Grujica S. Ivanovich Salyut: the first space station: triumph and tragedy http://books.google.com/books?id=EbDGMiXvdG0C&pg=PA69&lpg=PA69&dq=Stanislav+Kuraytis&source=bl&ots=jwDgjdFhn5&sig=CmJU_cIIib3obZD93yoGnsbQbSY&hl=ru&ei=_BHTTNiED8qUOrHN7YAP&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=1&ved=0CBcQ6AEwAA#v=onepage&q=Stanislav%20Kuraytis&f=false - но там переврано и написание фамилии Kuraytis вместо Kuraitis, и литовское происхождение почему-то заменено на эстонское, и он "умер вскоре после" Сталина, хотя на самом деле это случилось лишь 25 годами позднее, на 73-м году жизни.



Нашлась интересная ссылка - отец космонавта занимался изобретениями в 70-е годы:
DVD Патенты России 1977 №1 (ретрофонд).
16834. Смесь для изготовления литейных форм 30.06.1977 г. автор(ы): Холопова Раиса Григорьевна, Зарецкая Галина Михайловна, Голубева Серафима Константиновна, Курайтис Станислав Адамович. № документа 00563213
http://www.centrmag.ru/iindex.php?book2=809439&pag=42



Т.ч. несмотря на репрессии, возможность дальнейшей карьеры была и у отца и у сына. Жаль только, что кроме лагерного прошлого о Станиславе Курайтисе почти нигде не пишется - в чем я усматриваю цензурный перекос в либеральных СМИ. Пара ссылок на др. языках о том же:
http://it.wikipedia.org/wiki/Aleksej_Stanislavovi%C4%8D_Eliseev
http://www.spacefacts.de/bios/cosmonauts/german/yeliseyev_aleksei.htm



Но поговорим о достижениях сына.

ЕЛИСЕЕВ Алексей Станиславович
Космонавт мира № 36
Космонавт СССР № 15
После третьего полета в 1971-1975 гг. работал в Центре управления полетом. В 1975-1985 гг. - заместитель генерального конструктора Научно-производственного объединения "Энергия". В 1985-1991 гг. - ректор Московского высшего технического училища имени Н.Э.Баумана. Доктор технических наук (1973 г.). Кроме научной работы, активно занимался общественной работой. В 1986-1991 гг. являлся заместителем Председателя Парламентской группы СССР. Являлся депутатом Верховного Совета СССР 11-го созыва. Народный депутат СССР в 1989-1992 гг. Председатель президиума советского общества по культурным связям с соотечественниками за рубежом (общество "Родина") в 1987-1991 гг. Председатель исполкома ассоциации по связям с соотечественниками за рубежом (ассоциация "Родина") в 1991-1992 гг. Член-корреспондент Международной академии астронавтики. Дважды Герой Советского Союза. Награжден тремя орденами Ленина. http://spacenet.h1.ru/astronaut/1/manexe036.htm



Газетные статьи того времени о полете Елисеева в космос:
http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/osvoen-kosm-pr-sssr/1971/02.html



Несколько фактов, что было сделано им впервые:

Первый раз он поднялся на орбиту бортинженером «Союза-5» 15 января 1969 г. Тогда впервые в истории космонавтики была создана экспериментальная орбитальная кос­мическая станция, а двое космонавтов (А. Елисеев и Е. Хрунов) верну­лись на Землю не в том корабле, в котором стартовали.

Октябрь 1969 г. Групповой по­лет по орбите одновременно вы­полняли сразу три космических ко­рабля - «Союз-6», «Союз 7» и «Союз 8». Население космоса в ту «звездную неделю» остается рекорд­ным и по сей день - 7 чело­век. И среди них А. Елисеев, борт­инженер корабля «Союз-8».

23 апреля 1971 г. А. Елисеев - бортинженер «Союза-10», первого в истории корабля, взлетевшего с Земли для проведе­ния совместных работ с «Салютом-1», первенцем космических стан­ций.
http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/tm/1980/eliseev.html



Самая сложная на тот момент операция в космосе - первая стыковка многотонных кораблей при скорости 30 тысяч километров в час - стала очередной победой советской космонавтики. Это был очередной этап советской лунной программы. Без навыков стыковки кораблей в космосе с Луны невозможно вернуться.
Никто еще не состыковывал два пилотируемых объекта, не удавалось. Тогда на высоте свыше 200 км над Землей встретились два советских «Союза». Командиры оставались на местах, а космонавты Алексей Елисеев и Евгений Хрунов перешли из «Союза-5» в «Союз-4» через открытый космос. Центральное телевидение транслировало переход в прямом эфире. «У всех на глазах пристыковались. Эмоций было на Земле много, эмоций на корабле не меньше», - говорит Борис Волынов.
http://news.mail.ru/society/2306037



Несколько фактов и препятствий на его жизненном пути:

В марте 1957 г. с дипломом инженера-механика А.Елисеев пришел работать в авиационное НИИ-1, а через два года поступил в аспирантуру МФТИ. В это время у Алексея появилась идея стать космонавтом. Поэтому еще до окончания аспирантуры он пришел в ОКБ-1, которым руководил С.П.Королев, на должность старшего техника. Уже через год он стал старшим инженером. В это время в ОКБ-1 отряда не было.




Как только я пришел на работу в ОКБ-1 (в это время мы работали над кораблями «Восток»), то услышал, что отбирают людей для участия в космических полетах. Я подумал, как бы попасть туда. Обследование состояло из двух этапов. Первый этап я прошел успешно. Второй был связан в основном с рентгеновскими обследованиями. Я его прошел тоже. Оставалось встретиться с главными специалистами - и путь в космонавты открыт… Ждал последней встречи, и тут случилось непредвиденное. Сергей Павлович в это время занимался проблемой создания группы гражданских космонавтов из сотрудников ОКБ-1 и институтов Академии наук. Однажды Королев приехал в ЦНИАГ, где я проходил обследование, с целью добиться снижения медицинских требований к гражданским кандидатам в космонавты. В ответ на такую просьбу один из врачей сказал: «А что вы волнуетесь: вот тут ваш один лежит и почти все прошел». Поскольку о медкомиссии я договорился сам, Королев ничего об этом не знал и поэтому был страшно разгневан и потребовал от врачей, чтобы меня немедленно забраковали. Они браковать не стали, а просто не выдали мне заключение о годности и выписали из госпиталя.
С.Королев, приехав к себе в ОКБ, вызвал Б.Раушенбаха, в отделе которого я работал, двух его замов и устроил «разнос», пытаясь выяснить, каким образом я туда попал. В общем, скандал был. Хотя потом, когда я пришел лично к Королеву с просьбой о приеме в космонавты, он сам же пообещал, что направит меня опять на обследование. Так и произошло, и в 1966 г. я стал космонавтом.

В январе 1969 г. я вернулся из своего первого космического полета. А назначение на следующий полет прошло немного необычно. В августе 1969 г., меньше чем за месяц до вылета экипажей кораблей «Союз-6», -7 и -8 на космодром, меня вызвал В.П. Мишин и говорит: «Послушай, Алексей. Я не могу послать экипаж на третьем «Союзе», он не готов. Полного дублирующего экипажа тоже нет. Ты можешь полететь?» А у меня не было ни медицины, ни подготовки к этому полету, но я согласился. Мишин обещал договориться и уладить все проблемы. После этого он позвонил Н.Каманину и сообщил, что экипаж, который готовился, он не пустит. На следующий день они встретились в Звездном, очень долго разговаривали и решили, что полечу я и Шаталов. На подготовку к полету пошло меньше месяца. Такого, пожалуй, не было больше никогда.

Однако сам выход был для меня немного сложным, потому что у меня большой рост и довольно трудно было выводить ноги из люка, держась руками за поручень. Ведь скафандр в пояснице не гнулся и, чтобы ноги вышли из люка, мне приходилось цепляться за поручень только кончиками пальцев. А ранцы были на ногах, потому что диаметр люка не позволял пролезть через него, если бы ранец был на спине.



После третьего полета я стал руководителем полетов. Это была большая интересная работа по управлению кораблями, станциями и действиями экипажей. Всего я провел 30 пилотируемых полетов. Самое сложное в этой работе - принимать решение, когда речь идет о возможной гибели экипажа.

Потом 5 лет работал в компании IBM. Работа была интересной. Гигантская компания, самые передовые технологии. В то время руководство IBM решило открыть производство персональных компьютеров в России. Я стал координатором проекта. http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/233/29.shtml



В начале 1970-х, когда родилась идея создавать Центр управления полетами под Москвой, огромную роль сыграл А.С. Елисеев. Он стоял у истоков создания специализированной службы, которая была заточена именно на то, чтобы вести летные космические испытания, а в дальнейшем - эксплуатацию того, что было создано. В основном, это касалось пилотируемых аппаратов. http://rus.ruvr.ru/2010/09/15/20545378.html



О его характере и деловых качествах:

Он был среди первых гражданских космонавтов. (Правда, двое самых первых полетели еще в 1964 г., при Хрущеве). «Леша Елисеев пришел к нам гораздо позже,- рассказывал Юрий Гагарин.- Разрешение тренироваться в отряде космонавтов он получил в 1966 г. К нам много приходит инженеров с предприятий, но никого так ребята не уважают, как Елисеева. Я не думаю, чтобы он специально искал возможности всем понравиться. Просто такой уж человек обаятельный. Очень скромен, тактичен. Долгое время у нас никто не знал, что он мастер спорта по фехтованию.»

По словам космонавта Виталия Севастьянова, обучаясь в Центре подготовки космонавтов и одновременно преподавая группе кандидатов на полеты из числа военных, специалисты ОКБ-1, кандидаты первого гражданского набора, проходили по укороченной программе подготовки. «Алексей упорно выдерживал все трудности физподготовки, а когда на центрифуге пошли большие перегрузки, вызвался первым, подал пример и показал отменные результаты, что высоко оценили врачи».

«Елисеев - человек, ответственный за каждый свой шаг, того же добивался и от других. Причем доводилось идти на жесткие меры», характеризует Севастьянов своего коллегу. И добавляет: «Ему открывались новые горизонты, но надо было ждать. А ожидая, быть несколько в тени. Алексей так не хотел». Как отмечает конструктор Вадим Кравец, у Елисеева - непростой характер: «Умный, сосредоточенный, не очень разговорчивый. Сильный инженер. Умеет мобилизоваться. Отлично преподает». С этим сочеталась некоторая замкнутость, может быть, повышенная ранимость, расцениваемая как негибкость. Вероятно, он не столь общителен и легок, как другие, но главное в нем отметила вдова конструктора Крюкова: «Принципиален, умен, упорен, интеллигентен».
http://www.rian.ru/analytics/20090713/177197735.html



Книга воспоминаний космонавта первого набора гражданских космонавтов 1966 г. А.С. Елисеева. Будучи очевидцем описываемых им событий, Алексей Станиславович вспоминает обо всём с благодарностью и говорит: "Я пишу что вижу, но не обо всём, что видел я пишу..." И добавляет: "Обо всём что было я вспоминаю с благодарностью и хочу, чтобы и вы в будущем поступали также." Эти высказывания являются идеей и сущностью книги. http://www.netbook.perm.ru/astronomy5.html

Прочитайте эту книгу, которую написал человек, занятый делом, а не пустопорожней болтовней. Не могу в рамках поста цитировать наиболее интересное, но вот отрывок:

Я заглянул в свое детство и попытался понять, почему моя жизнь стала такой, какой она стала. Ответа на этот вопрос я не нашел. Помню, что меня всегда тянуло к людям, которые умеют что-то делать. И всюду у меня были кумиры. Я их уважал, у них учился, ориентируясь на них, строил свою жизнь. Удачной ли она получилась? Однозначно ответить трудно. Все зависит от того, с чем сравнивать.

Я часто думаю о судьбе моего отца. Мне не довелось с ним жить, и я знаю о нем только по маминым рассказам. Он получил высшее образование, начал работать и подавал большие надежды. Был по доносу арестован как враг народа и отправлен в лагерь. Четверть жизни провел в заключении. Когда изменилась обстановка в стране, его освободили в связи с отсутствием состава преступления. Снова ринулся в активную жизнь, наверстывая упущенное, стал доктором наук. Но скоро начались болезни, и жизнь оборвалась. Если сравнивать с его судьбой мою, конечно, она несопоставимо более удачна.

После войны жил, как большинство. Закончил школу, институт. Попал на интересную работу и познал, что такое инженерный поиск. Испытывал чувство радости, когда удавалось найти хорошее техническое решение. К сожалению, успех приходил редко; чаще поиски заканчивались ничем. Но все равно инженерная работа казалась мне захватывающе интересной.

Если бы меня кто-нибудь сейчас спросил, какой период своей жизни я считаю наиболее продуктивным, я бы затруднился ответить. Одно только мне очевидно, что это не девяностые годы.



В советский период звание "Почетный гражданин" было восстановлено в 1960 г. решением исполкома горсовета депутатов трудящихся. Список тех людей, чьи имена занесены в Книгу Почетных граждан Калуги: Елисеев наряду с Циолковским, Гагариным и др. http://kaluga-city.by.ru/names/grazhd/1960_1969.htm




6 сентября 1978 г. на гранитном постаменте установлен бронзовый бюст уроженцу Жиздры, космонавту, дважды Герою Советского Союза А.С. Елисееву (скульптор Л.Е.Кербель). http://www.zhizdra.ru/story/s5.htm



Почтовые марки, посвященные полетам Елисеева
http://www.astronaut.ru/philo/text/036.htm?reload_coolmenus



Самое интересное, что Литва считает его своим:
Первый литовец поднялся в космос 40 лет назад http://www.balsas.lt/naujiena/246079/pirmasis-lietuvis-i-kosmosa-pakilo-pries-40-metu



Официально из Литвы в космосе не побывал никто. Статистика по странам:

Всего за 47 лет в космос отправилось 477 космонавтов из 35 стран, которые совершили 1046 полётов. Среди космонавтов 49 женщин, а также 5 туристов. Лишь 3 государства (СССР/Россия, США и Китай) могут сами отправлять человека в космос, остальные пользуются их услугами. Больше всего космонавтов граждане США - 304. СССР/Россия - 102. Германия всего 10 - 1 гражданин ГДР и 9 - ФРГ. Франция - 9, Канада - 8, Япония - 6, Италия - 5, Китай - 3; Бельгия, Болгария, Нидерланды - по 2 космонавта. У остальных стран по одному покидавшему Землю космонавту. Это Австрия, Афганистан, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Вьетнам, Израиль, Индия, Испания, Куба, Малайзия, Мексика, Монголия, Польша, Румыния, Саудовская Аравия, Сирия, Словакия, Украина, Чехия (тогда Чехословакия), Швейцария, Швеция, ЮАР, Южная Корея. Подавляющее большинство космонавтов представляет страны Евразии и Сев. Америки, в которой помимо США, есть 8 астронавтов Канады и 1 космонавт Кубы. В Южной Америке есть единственный космонавт - Бразилии. В Африке тоже один - первый космонавт ЮАР, но не профессиональный, а турист. Из Австралии и Океании в космосе ещё никто не бывал. http://duke-igorj.livejournal.com/30593.html




Нашла любопытный текст, который перевела с литовского:
Иногда шутят, что в космосе первым литовцем был актер Донатас Банионис, снявшийся в фильме Андрея Тарковского "Солярис". Однако имеется по литовским крови и имени человек, который действительно побывал в космическом пространстве.

В 1969 г. 15 января поднялся в космос русский корабль "Союз-4", в котором одним из космонавтов был Алексей Елисеев. До Первой мировой войны предок Елисеева Адам Йозо Курайчюс (Juzę ir Adomą Kuraičius) перебрался в Рязанскую губернию. Их сын родился там - будущий отец космонавта Станислав Курайтис (1905-1978).
В 1934 г. был убит С.М. Киров, Советский Союз залила волна репрессий. Были арестованы многие литовцы (в т.ч. имевшие отношения с Литвой, иностранцы и т.д.) В лагерь в 1935 г. попал и С. Курайтис. Его жена, Валентина Елисеева была вынуждена развестись, и его сыну дала свою девичью фамилию. Так в 1950 г. Курайтис стал Елисеевым.

А. Елисеев стал первым человеком, 3 раза побывавшим в космосе и первым в мире (с Е. Хруновым) через открытое пространство перешел от одного к другому космическому кораблю. В совокупности он провел в космосе 8 дней 22 часа 22 минуты 33 секунды. Завершив карьеру космонавта, А. Елисеев занимался научной работой, в 1989-1992 гг. был Народным депутатом СССР, занимал многие государственные должности. Космонавт литовский крови все еще живет в Москве.

Около космического пространства был Римантас Станкявичюс (1944-1990). Он участвовал в трех космических учебных программах и должны был стать космонавтом. Литовец написал в своем дневнике: в космос в 1990 г., старт в феврале. Однако этому помешали политические и другие соображения. Литовец погиб в 1990 г. при испытаниях самолета. Р. Станкявичюс похоронен в Каунасе.
http://www.miestai.net/forumas/showthread.php?s=329cb5e1a7b7617e2d65f3d45a3a856e&t=2204&page=10



А вот русский текст на ту же тему:
В советское время каунасские институты текстиля и энергетики участвовали в разработке космических скафандров, пластинок термоизоляции, в Зокняй была построена самая большая в Европе посадочная полоса, способная принимать космические корабли многоразового использования. Академик Альфонсас Меркис в советское время отбирал растения, которые могут расти в космосе. Работу академика продолжают ученые Артурас Жукаускас, Дангуоле Раклявичене и др.

Иногда шутят, что первым литовцем в космосе стал актер Донатас Банионис, который снимался в фильме Андрея Тарковского «Солярис».
15 января 1969 г. на орбиту отправился корабль «Союз-4», на борту которого находился космонавт Алексей Елисеев. Его отец носил литовскую фамилию Крайтис. Римантас Станкявичюс (1944-1990) прошел три программы космической подготовки и имел право называть себя космонавтом. Он планировал подняться в космос в феврале 1990 г., но этому помешали политические обстоятельства. Литовец погиб в 1990 г. во время испытаний самолета.
http://www.rosbalt.ru/print/448907.html



Мы перешли к другому участнику нашей истории, литовцу Римантасу Станкявичюсу (Rimantas Stankevičius).

Римантас Антанас-Антано Станкявичюс
Род. 26 июля 1944 г. в городе Мариямполе Литовской ССР.
Дата и причина смерти: Погиб 9 сентября 1990 г. во время показательного выступления на Су-27 на международном авиасалоне в городе Сальгареда (Salgareda), Италия. Похоронен на Военном мемориальном кладбище г.Каунас в Литве. На Быковском кладбище в г.Жуковском поставлен мемориальный знак.

В 1962 г. окончил среднюю школу №2 в городе Мариямполе.
В 1966 г. окончил Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков (ЧВВАУЛ).
На службе в СА с 1962 г. С 1966 г. служил строевым летчиком.
С 1969 г. служил старшим летчиком истребительного авиационного полка (ИАП) ВВС в составе Группы советских войск в Германии (ГСВГ).
С 1970 г. служил старшим летчиком, а с 1972 г. - командиром звена ИАП ВВС в городе Мары, Туркменской ССР.
В период 1971-1972 гг. служил старшим летчиком отдельного авиационного отряда советских войск в Арабской Республике Египет. Принимал участие в боевых действиях против Израиля. Уволен в запас в 1973 г.

Воинское звание: Майор запаса (с 1973 г.). Подполковник запаса.
Освоил 57 типов самолетов, имел более 4000 часов налета.
Летчик-испытатель 4-го класса (с 1975 г.).
Летчик-испытатель 3-го класса (с 1976 г.).
Летчик-испытатель 2-го класса (с 1979 г.).
Летчик-испытатель 1-го класса (с 1982 г.).

Испытательная работа: В 1975 г. окончил Школу летчиков-испытателей Летно-исследовательского института (ЛИИ) Министерства авиационной промышленности (МАП). С 1975 г. работал летчиком-испытателем в Летно-испытательном центре (ЛИЦ) ЛИИ МАП. Выполнял испытательные полеты высшей степени сложности. Участвовал в испытаниях МиГ-29 на штопор.
В 1990 г. участвовал в ежегодном празднике авиации в городе Эверетте (США) в качестве пилота самолета Су-27. После возвращения из США отправился в Италию, где должно было состояться аэрошоу на аэродроме вблизи города Сальгареда в провинции Тревизо. 9 сентября 1990 г. во время демонстрационного полета на Су-27 с бортовым номером 14 при выполнении вертикальной фигуры пилотажа Р.Станкявичюс выполнил ввод в петлю на высоте, несколько меньшей расчетной. Выходя из петли, Станкявичюс почти выровнял самолет, однако справиться с возникшей просадкой машины по высоте уже не смог. Практически плашмя самолет коснулся земли. Произошел взрыв, унесший жизнь пилота.

Космическая подготовка: 12 июля 1977 г. приказом №630 начальника ЛИИ зачислен в группу специальной подготовки по программе «Буран». 19 января 1979 г. получил положительное заключение Главной медицинской комиссии (ГМК). 1 февраля 1979 г. приказом №34 Министерства авиационной промышленности (МАП) зачислен в головную группу для подготовки по теме 11Ф35 («Буран»). С апреля 1979 по декабрь 1980 г. проходил общекосмическую подготовку в ЦПК им.Ю.А.Гагарина методом сборов. 30 июля 1980 г. решением ГМВК рекомендован для зачисления в группу космонавтов-исследователей. 26 сентября 1980 г. приказом MOM №345 включен в состав отряда космонавтов-исследователей (без указания названия отряда). 10 августа 1981 г. приказом №26 начальника ЛИИ был зачислен в созданный в ЛИИ МАП отряд космонавтов-испытателей. 12 февраля 1982 г. после сдачи всех зачетов по общекосмической подготовке решением МВКК присвоена квалификация «космонавт-испытатель».

С сентября 1982 по май 1983 г. готовился к космическому полету в составе резервного экипажа с А.Викторенко и В.Севастьяновым. Был выведен из экипажа в связи с изменением программы полетов на ДОС «Салют-7». С сентября 1984 г. по программе подготовки к космическому полету на МТКК «Буран» проводил отработку систем ручного управления и автоматической посадки на самолетах-лабораториях Ту-154 и МиГ-25, оснащенных системой управления «Бурана». По планам МАП и ЛИИ Р.Станкявичюс должен был стать вторым пилотом основного экипажа первого космического полета МТКК «Буран» вместе с И.Волком. Однако по планам НПО «Энергия» он проходил подготовку в качестве командира экипажа вместе с А.Баландиным из НПО «Энергия», а с 1988 г. вместе с В.Заболотским.

Выполнил 6 рулежек по ВПП и 14 полетов на специальном экземпляре корабля «Буран» для горизонтально-летных испытаний ОК-ГЛИ (самолет-аналог БТС-02) в качестве командира экипажа и второго пилота. В феврале 1987 г. был назначен командиром отряда космонавтов ЛИИ. В августе 1988 г., после смерти Анатолия Левченко, стал заместителем начальника ОКПКИ.
С февраля 1989 г. готовился в составе экипажа по программе экспедиции посещения ОК «Мир» вместе с В.Афанасьевым и В.Севастьяновым. Однако из-за изменения планов эксплуатации станции «Мир» в сентябре в 1989 г. временно прекратил подготовку к полету (впоследствии подготовка так и не была возобновлена).

Заслуженный летчик-испытатель СССР (04.10.1989). Был награжден орденом Красной Звезды (27.06.1972, за боевые действия в Египте) и 4 медалями. Его именем названа одна из улиц в г.Жуковский Московской области.
http://www.astronaut.ru/as_rusia/lii/text/stankyavichus.htm?reload_coolmenus




О его гибели ходит много вымыслов, хотя думаю, в действительности все проще. Об этом, кстати, сказал в интервью знаменитый летчик-испытатель и космонавт Игорь Волк, участвовавший в проекте советского космического корабля многоразового использования "Буран":

- Не могу отделаться от ощущения какой-то мистики. Почему так получилось: почти вся группа испытателей, готовившая полет «Бурана», погибла в течение нескольких лет?
- Да какая мистика? У летчиков-испытателей начали забирать жизненное пространство, они начали меньше летать, меньше были загружены - вот и не выдерживали.

- Это когда стало понятно, что «Буран» - не жилец?
- В конце 80-х уже было видно, что история «Бурана» заканчивается. По этому кораблю нас задействовали все меньше, а других полетов почти не было. А ведь летчику-испытателю нужно летать! Не было у нас дела, не было перспективной идеи. Только что ты был нарасхват, а теперь ты не ко двору в своем ЛИИ. Мы чувствовали себя ненужными. Такое вот настроение. А как с таким настроением летать? Думаю, это одна из главных причин, почему погибли Щукин и Станкявичюс. http://www.kp.ru/daily/23886/65893/



Видео гибели Станкявичюса: http://www.youtube.com/watch?v=HapxhxbRSAc&feature=player_embedded



Именно Сергей Тресвятский свёл меня с ещё одним участником программы "Буран", моим земляком Римантасом Станкявичюсом. Римас с детства грезил авиацией, окончил лётное училище, стал военным лётчиком, а потом сменил мундир на скафандр лётчика-испытателя. Как раз он вместе с Игорем Волком научил летать "Буран". Снабжённый четырьмя реактивными движками громоздкий космический корабль поднимался в воздух с подмосковного аэродрома и, наводя суеверный ужас на аборигенов, бороздил с ужасным грохотом небо. В своей крохотной двухкомнатной квартирке, где он жил с женой Ниёле и сыном Александром (другой, старший сын Гинтарас уже учился в авиационном училище), Римас показал мне свои фотографии, а на видяке - запись лётных испытаний "Бурана". Тогда это было полным откровением, в советской прессе ничего о нём не писалось. Не менеее впечатляющей была показанная им видеозапись полётов на Ту-154, снабжённом системой автоматического взлёта-посадки. Станкявичюс и Волк спокойно сидели в своих креслах, а огромный самолёт самостоятельно приземлялся на взлётку и сразу же, набрав скорость, взлетал. А пилоты сидели, положив руки на колени.
На новый, 1988 г. Римантас приехал на родину, в Литву. На следующий день, 31 декабря приехали к домик его родителей, в небольшой город Капсукас (сейчас Мариамполе). Его необыкновенно радушная мама угощала вкуснейшим самодельным ликёром из сгущёнки. Перспективы полёта на "Буране" уже тогда стали неопределённо-туманными. Набирали силу процессы развала СССР, Римас получил предложение возглавить ДОСААФ Литвы. Не успел...

Увы, не довелось Римасу и взлететь в космос. Двумя годами позднее он заменил заболевшего коллегу на показательных полётах в Италии. Его Су-27 после исполнения мёртвой петли дал просадку и на полной скорости врезался в бетон взлётной полосы. Огненный шар, грохот взрыва и... На похороны в Каунас, на воинское кладбище приехали его друзья и коллеги из ЛИИ им. Громова.
Вспомнил вдруг интересную деталь - материал для керамических плиток облицовки "Бурана" разрабатывали у нас в Каунасе, в текстильном институте. Под страшным секретом, разумеется
http://vasisualij.livejournal.com/157318.html



Интересная ссылка, из которой становится понятно, почему именно ему доверили такой уникальный корабль, как "Буран":

Валентин Тихонович вспоминает:
- Это были какие-то неземные ребята. Предельно собранные, ни на что не отвлекающиеся, немногословные, знающие себе цену. Особо запомнился Римас Станкявичус - невысокого роста, сухощавый, встретив которого в городе никогда не подумал бы, что это летчик-испытатель высшего класса, человек-компьютер. С какого только азимута его не «запускали», какой только искусственный ветер ему не вводили - он аккуратно сажал машину. Контроль ситуации - стопроцентный. Все в нем было сконцентрировано на одной задаче - сесть, не разбить машину. Я такой концентрации никогда ни у кого не видел. http://gazeta.lv/story/3977.html



Трагедия развала Союза и программы "Буран" стала трагедией и для Литвы, так и не получившей своего космонавта...



Ссылки о нем:
http://pavejui.livejournal.com/79674.html
http://lt.wikipedia.org/wiki/Rimantas_Antanas_Stankevi%C4%8Dius
http://www.delfi.lt/archive/article.php?id=7502128
http://www.lizdas.lt/aviacija/lietuva/stankev/stankevicius.htm
http://www.dream-air.ucoz.ru/forum/27-310-1
http://www.astronautika.lt/?pg=asmenybes2&aid=7


Инфернальность бытия, Астрономия, Техника, Персоналии, История, Литва, Россия, Космос, Инженерные сооружения, Портреты

Previous post Next post
Up