Россия: достопримечательности Шлиссельбурга

Aug 10, 2010 06:50

Обычно я стараюсь нашу поездку в Россию описывать в хронологическом порядке, потому так медленно и получается, поскольку "застряла" на одном большом и надоевшем объекте. Но этот пост будет вне очереди, меня попросили рассказать о Шлиссельбурге, он же Петрокрепость (до 1611 г. - Орешек, до 1702 г. - Нотебург, до 1944 г. - Шлиссельбург) и ныне снова Шлиссельбург. В 2010 г. Шлиссельбургу исполняется 308 лет со дня основания города, и 688 лет со времени основания крепости. Мы были там в 2008 г., на 7-й день нашего пребывания в России. Это был единственный день за всю поездку, когда с утра накрапывал дождик. Однако поездка в этот день предполагалась до Волхова и Старой Ладоги и была надежда на то, что за день распогодится.




Поскольку гостиница находилась на Таллинском шоссе, то ехать было удобно, сразу на КАД и вперед до съезда с него.

Карта Шлиссельбурга, кликабельна:




Портал города Шлиссельбурга: http://www.shlisselburg.ru/

Вот что пишут как доехать:
Из СПБ по "мурманской трассе", всего ок. 35-40 км. Hадо ехать до Мариинского моста через Hеву (~25км), после моста сворачивать направо, под мост, и по указателям "Шлиссельбург" (Петрокрепость) еще около 5 км. Въехав в город надо держаться поближе к Hеве (выбирать левые повороты). Проехав в старинный центр города мимо церкви и по мостику через староладожский канал, прокопанный по указанию Петра (сохранились остатки шлюзов) к пристани парома. Автомобиль надо оставить на стоянке около пристани.
http://www.aroundspb.ru/guide/east/oreshek.php

Мы до пристани немного не доехали, оставили машину возле сквера с экспозицией военной техники:




И пошли вперед, разведывать ситуацию. Было пасмурно и редкие капли дождя срывались с небес... Лишь Петру I была безразлична погода:




На пристани - никого:




А крепость вот она - близкая и в то же время далекая:




Дождь начал усиливаться и решили, что поедем дальше, а сюда заедем еще раз, все равно обратно возвращаться той же дорогой.




Оказавшись под защитой деревьев, решили немного поснимать военную технику.




Надпись гласит: "За Родину":




Жаль, что я не разбираюсь в технике, у нее был большой военный и славный путь, связанный с защитой Ленинграда в 1941-44 гг. Если кто-то расскажет, что тут и для чего, была бы признательна (фото кликабельны):





























Неподалеку скромный бюст Ильича:




Выезжая из Шлиссельбурга, сфотографировала из окна машины танк недалеко от выезда на шоссе.




Слегка заплутали, свернув не на Мурманскую трассу, а на Кировск, начались рытвины на дорогах, поняли, что тут что-то не то, и развернулись обратно. Приехали в Волхов, где попали под ливень, а затем в Старую Ладогу, где при подходе к крепости выглянуло солнце! В Шлиссельбург возвращались с несколько большим оптимизмом.

Когда мы уезжали из Шлиссельбурга, я засняла одну из главных достопримечательностей города (жаль, дождевая капля испортила вид) - шлюз в устье Староладожского канала:




Краткая справка:
Ладожский канал - водный транспортный путь вдоль берега Ладожского озера, соединяющий реки Волхов и Нева. Существуют 2 параллельных канала: Староладожский канал (1-й пол. 18 в.), который в настоящее время почти полностью зарос и пересох, и Новоладожский канал (2-й пол. 19 в.), который эксплуатируется по сей день.
Староладожский канал (канал Императора Петра Великого) построен по инициативе царя-реформатора Петра I. Его протяженность ок. 117 км.
Новоладожский канал. В 1861-1866 гг., в связи с обмелением канала Императора Петра Великого, рядом, вдоль берегов Ладожского озера был прорыт новый бесшлюзовый канал протяженностью ок. 110 км. Открытие и освящение канала, созданного всего за 5 лет, состоялось 1 сентября 1866 г.

Строительство Ладожского канала началось в 1719 г., при Петре I. В то время желание царя торговать с Европой по Балтике требовало расширения путей сообщения, особенно водных. Один из участков Вышневолоцкого водного пути, соединяющего Волгу с Балтийским морем, проходил через Ладожское озеро. Этот участок являлся одним из самых трудных и опасных - частые штормовые ветра на озере стали причиной гибели сотен кораблей с грузом. В указе от 18 ноября 1718 г. Петра I сказано: «Какой великий убыток на вся годы чинится на Ладожском озере от худых судов, и что одним сим летом с тысячу судов пропало…»



В связи с этим по инициативе Петра началось строительство обходного пути, соединяющего Волхов и Неву. Длина канала по проекту составляла 111 км, он начинался около города Новая Ладога и заканчивался в Шлиссельбурге, где Нева берет свое начало из Ладожского озера. Строительство этого канала было второй крупной гидротехнической стройкой во времена Петра.

22 октября 1730 г. строительство канала было закончено, и весной 1731 г. по нему начали ходить суда. В связи с тем, что канал отличался от первоначально задуманного, и имел глубину меньше 1 м, в Шлиссельбурге и Новой Ладоге были сооружены шлюзы для поддержания необходимой для судоходства глубины. На тот момент канал являлся крупнейшим гидротехническим сооружением Европы.

Большая карта канала Императора Петра Великого (1741-42): http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/95/Ladogacanal.jpg

Еще одна старинная карта канала:




Когда мы вернулись в Шлиссельбург, светило солнце и я сняла шлюзы с другой стороны:




Вид поближе:




Можете сравнить со старинной открыткой:




Нашла вот такой кадр шлюзов в наши дни:




И гидротехнические сооружения на старинных открытках времен Российской империи:



















Немного на ходу удалось кое-что заснять:







Собственно говоря, вот эта дамба, что закрывала нам вид на Шлиссельбургскую крепость, есть не что иное, как преграда между Новоладожским каналом и озером. Только жаль, что она местами застроена разной фигней:




А так в канале стоят некие плавсредства:




Народ удит рыбку...




Нашла такой вид на крепость, каналы и причалы:




Но я немного отвлеклась. Вернувшись в Шлиссельбург, мы на сей раз оставили машину недалеко от памятника Петру I:




Автор памятника - скульптор М.М. Антокольский (это первый памятник, воздвигнутый царю в СССР):




Еще ракурс памятника:




Снова подошли к причалу - и опять никого.




Махина, пришвартованная к причалу, то ли была, то ли есть ночным клубом:




Но лучше так, чем в крепости:

Прочитайте, пожалуйста, этот пост:
http://community.livejournal.com/russkij_sever/281874.html
Крепости Орешек, уникальному памятнику истории Руси/России, памятнику ВОВ, нужна наша помощь. Там хотят устроить рейв-дискотеку.

Совсем недавно мы с мужем и дочкой были в крепости, видели, как обстоят дела, воочию - стены осыпаются от неосторожного прикосновения, от попытки забраться на них, везде предупреждающие таблички «возможен обвал». Рейв-дискотека, даже если её энергичные участники будут более-менее трезвы и вменяемы (что не факт) и «просто захотят полазать» там в порыве всеобщего веселья, уже принесёт не слабый урон.

Но дело не только в этом. В крепости - братские могилы времён ВОВ, мемориальный комплекс, посвящённый обороне Шлиссельбурга и Ленинграда, захоронения дореволюционных времён, когда Орешек был политической тюрьмой, там томились декабристы. Дискотека подле братских могил - это, по-моему, уже за гранью допустимого.
http://edel.livejournal.com/98571.html
Кстати, кто-нибудь в курсе, чем эта история закончилась?




Мы смотрели на крепость и не понимали, как туда попасть. Вокруг не было не то, что лодки, но даже живой души, кроме чаек. Наконец, удалось отыскать кого-то, кто сообщил, что сегодня объявлено штормовое предупреждение и ни одна лодка в озеро не вышла.




Мы тогда еще не знали о губительных шквалах на озере и недоуменно пожали плечами - что за ерунда, вот же солнышко светит!




Но делать было нечего и мы пошли вдоль Новоладожского канала, пытаясь за всеми преградами сфотографировать хоть что-то на память о крепости:




Резко со всем этим контрастирует забор какого-то особнячка на берегу канала:




Готовясь к поездке, я собрала много информации в Интернете о том, как переправиться на остров. Тут на схеме красным показаны маршруты водных переправ:




Может быть, кому-то пригодится (но информация могла устареть за эти годы), а между ней поставлю наши "задамбовые" фотографии.




Там же в цитатах есть впечатления от посещения крепости, коих мы были лишены.




Паромы на Ореховый остров ходят часто, каждые полчаса. Там курсирует не один паром, а несколько самых разнокалиберных судёнышек (ну и цены тоже разнокалиберные). В крепость мы ехали за 50 р. с человека, не зная того, что между крепостью и большой землёй с той же пристани курсирует т.н. "музейный" паром - он возит туристов бесплатно, надо только предъявить купленные в крепость экскурсионные билеты. Последний паром отходит от крепости в 6 вечера.
http://edel.livejournal.com/94450.html?thread=754674#t754674




Петрокрепость: режим работы, стоимость билетов
Крепость находится на острове и практически единственный путь на крепость и обратно - это теплоход «Айгюн», принадлежащий музею. Теплоход ходит по расписанию только в выходные дни. В будние дни - по заказу экскурсионных групп.
Отправление катера в сторону крепости: 10.00, 11.00, 12.00, 13.00, 14.00, 15.00, 16.00, 17.00.
Отправление теплохода в сторону города: 10.30, 11.30, 12.30, 13.30, 14.30, 15.30, 16.30, 17.30.
Музей «Крепость Орешек» работает с 1 мая по 31 октября с 11.00 до 18.00. Без выходных дней.
Стоимость билетов для иностранных граждан:
* взрослые - 170 руб.
* учащиеся - 120 руб.
Стоимость билетов для российских граждан:
* взрослые - 110 руб.
* учащиеся - 60 руб.
В стоимость входит переправа на пароме, экскурсия по Петрокрепости.
http://www.spb-guide.ru/oreshek.htm




Посещение крепости на острове Ореховый в 200 м от левого берега Невы. Катер «Айгюн», предназначенный для связи города с островом и поселком им.Морозова (станцией Петрокрепость) на правом берегу, должен ходить по расписанию. Но члены команды жаждут заработков и, стараясь набрать побольше пассажиров перед тем, как отправиться в рейс, расписание не соблюдают. Превращение лайнера в малопочтенный трамп вызвало всплеск коммерческой активности владельцев катеров и моторок, и незадачливый «Айгюн» остался вообще почти без пассажиров. Стоимость проплыва от одного пункта до другого на частных катерах составляет фиксированные 35 руб. (25 на Айгюне), с каждого пассажира, хотя бы и одного. Доставили меня к крепости на моторке молодые парень и девушка, отвлекшиеся на 5 минут от романтической речной прогулки для получения денежных знаков. Посещение музейных экспозиций стоит 50 руб. Кассирша любезно согласилась сохранить мою сумку, пока я прогуливаюсь по крепости и темницам. Рядом с руинами одного из тюремных корпусов обустроен туалет, вдоль стен разрушенной казармы установлены скамейки, на которых можно отдохнуть, т.к. осмотр занимает порядка двух часов. Осмотрел крепость-музей и пришел на причал, чтобы переправиться на правый берег. Плавсредств, ожидающих пассажиров, не было. Разговорился с рыболовом и он, по мобильнику, вызвал своего знакомого, моторная лодка которого крейсировала в районе города. За 35 руб. меня переправили до поселка им. Морозова поперек фарватера (узкого и извилистого при большой ширине реки), проходящего между островом и правым берегом.
http://www.georfed.narod.ru/travel7.html




Выехав рано утром, а именно рано нужно выезжать во избежании пробок на дорогах, мы скоро оказались на пристани города Шлиссельбург. С крепостью нас разделяло довольно приличное, хотя с другой стороны и не очнь большое расстояние, учитывая, что грести на веслах мы не собирались. Подходим к пристани и интересуемся у уже ожидающих там людей, а будет ли собственно транспорт? Говорят, что скоро будет. Так оно и произошло. Минут через 5 подошла шлюпка на моторе, загрузила всех желающих и коптя пошла к острову.




Туда мы практически ползли и было такое ощущение, что лодка вот-вот надорвется. Но несмотря на все ощущения рабочая лошадка довезла нас без проблем. Через часик начнут подтягиваться экскурсионные группы, тогда и станет в крепости довольно людно. Немного полюбовавшись видом крепости снаружи направляемся к будке-ларьку, чтобы купить билеты в музей. Через Государеву башню попадаем внутрь. Разрушенные временем и войной здания и стены красноречиво говорят о непростой истории этого места. Повсюду на территории установлены плакаты, описывающие те или иные вехи в судьбе крепости и людей, связанных с ней. Войдя внутрь можно повернуться направо. Здесь мы увидим лестницу, по которой можно подняться на верхний бой крепостной стены. Лестница оказывается довольно крутой, т.ч. подниматься и уж спускаться нужно со всей осторожностью. Поднявшись наверх можно прогуляться по длинным коридорам верхнего боя. Музеи, которые нам предлагается посетить - это тюрьмы. Возвращаться решено было не позже 16 часов в избежание пресловутых воскресных пробок на въезде в город. На пристани уже поджидает маленький и быстроходный катер, с ветерком доставивший нас обратно
http://almanachtur.ru/forum/showthread.php?t=153




Экскурсия подразумевала посещение Королевской башни. Уже возле входа почувствовалось, что там, мягко говоря, не жарко. И днём, и ночью, и зимой,и летом, температура внутри башни одинакова - около 8 градусов. Т.е. по климату соответствует пещере. Неудивительно, что наверху, на своде начали образовываться маленькие сталактитики.
http://maryawa.livejournal.com/13196.html

Кстати, пока мы снимали крепость напротив канала, небо хмурилось все больше и больше и только был сделан последний кадр с мыслью "все, хватит", с неба хлынул дождь, прогоняя нас из Шлиссельбурга.
Кстати, видите, какой ветер начинает подниматься?




И лишь чайки летают над старой крепостью:




В местный музей мы тоже не попали - утром приехали на час раньше, а второй раз много времени потеряли на выяснения с переправой. Нет бы объявление на причале вывешивать...




Шлиссельбургская крепость "Орешек". Телефоны (812) 238-06-79; (813-62) 74-232, открыта в летнее время с 10:00 до 17:00, без выходных.
Музей истории города Шлиссельбурга. Телефон (813-62) 76-822, Малоневский канал, 2, работает с 10:00 до 17:00, кроме понедельника. Посвящен истории города (а не крепости), в частности, Ладожских каналов, ситценабивной фабрики и судоремонтного завода.
http://www.mccme.ru/putevod/47/Shlissel'burg/shlissel'burg.html

Несколько фотографий музея из Интернета:







Эти кадры шлиссельбургских достопримечательностей были сделаны уже уезжая, из машины:




Соборный комплекс. Слева-направо на верхнем кадре: Никольская церковь, Благовещенский собор (1764/1788-1795) и часовня (арх.Ершов Г., 1864 г.).
Розовая сумка на кадре внизу попала случайно, хоть и добавила цветовых акцентов в дождливый вид. Там рядом автобусная остановка.




Мы хотели в Шлиссельбурге перекусить, даже адреса из Интернета были добыты:
* Ресторан Альянс, улица Жука, 1.
* Ресторан Петровский, Староладожский канал, 1.
* Кафе-экспресс Тосненский, улица 1 мая, 20.
* Шашлычная, (81262) 74570 Шлиссельбург / 187320, 1-го Мая ул., д. 2
http://www.mccme.ru/putevod/47/Shlissel'burg/shlissel'burg.html
http://www.inoxcrom.ru/cat7810.html

Но ткнулись в одно место - закрыто, другое не нашли, решили возвращаться в Питер. Едучи себе по КАДу, увидели указатель на IKEA и решили поглядеть на то, чего у нас в Прибалтике нет. :-) Там и перекусили. Но это уже совсем другая история.

А сейчас надо рассказать про историю Шлиссельбургской крепости. Целиком в пост она не помещается, поэтому остальное будет в другом посте.




Нынешний вид крепости с птичьего полета. Такой она была не всегда:




Эти места известны издавна тем, что тут проходил знаменитый торговый путь "из варяг в греки". В 8 в. одна из возможных трасс вела по рекам из Балтийского моря (р. Нева-Ладожское оз.-р. Волхов-оз. Ильмень-р. Ловать-волок в Западную Двину-Зап. Двина-волок в верховья Днепра) в Черное.




Все крупные крепости русского Северо-Запада (за искл. Изборска) возводились на магистральных водных торговых путях. Поэтому удивительно, что до конца 1-й четв. 14 в. ни новгородцы, ни окрестные карелы, ни шведы не обращали внимания на остров на Неве, расположенный в самом истоке реки прямо перед Невской губой Ладожского озера. Причем долгое время на о-ве не было не только укреплений, но даже рыбацкой деревушки. Лишь корабли временно причаливали, пережидая шторм. Издавна о-в назывался Ореховец (позже Ореховый) и напоминает очертаниями плод лесного ореха, а может быть, в древности о-в был покрыт зарослями лещины.




Первое упоминание в русских летописях 1228 г. о том, что во время похода на финские племена новгородцы "отступиша в островълец". Долгое время тут не было постоянного населения, был наблюдательный пункт, временное убежище, безопасная стоянка. Возможно именно тут в 1284 г. новгородцы и ладожане "сташа на усть Невы" и разбили шведов, которые хотели "на кореле дань взяти".

Шведы захватили территорию нынешней Финляндии и Карелию. В 1300 г. в месте впадения в Неву речки Охта они возвели крепость Ландскрона, взяв под контроль нижнее течение Невы и выход в Балтийское море. В 1310-22 гг. между Новогородом и Швецией были постоянные конфликты. В 1323 г. ("в лето 6831") под руководством князя Юрия Даниловича (внука Александра Невского и сына Даниила Александровича, первого московского князя) новгородцы поставили на Ореховом о-ве первое деревоземляное укрепление.

Версия того, как это могло выглядеть в 1323 г. (правда, мне эта картинка кажется сомнительной по ряду причин):




О. Ореховый был невелик, ок. 450х220 м. Речные рукава по 400 м шириной каждый отделяли его от берегов Невы. Подобраться к о-ву с берегов было непросто - водное пространство хорошо просматривалось защитниками укрепления. Течение Невы в этом месте столь стремительно, что вода не замерзала даже в самые лютые зимы, так что о-в не был отрезанным от внешнего мира, но при этом оставался защищенным естественной водной преградой.

Версия вида укреплений по В.М. Савкову:




Первоначально укрепление занимало ок. 8500 кв.м, было окружено насыпным валом, по верху которого шел деревянный круговой частокол, с одной каменной башней (т.н. костер) в середине. Внутри укрепление было тесно застроено одноэтажными деревянными избами, в которых проживало ок. 400 человек. В 1323 г. крепость впервые увидели послы шведского короля, прибывшие заключать мирный договор 12 сентября. Ореховский мирный договор стал первым официальным мирным договором между Русью и Швецией. Он определял русско-шведскую границу и закреплял за Новгородом восточную часть Карельского перешейка и берега Невы. Хотя статьи договора обе стороны соблюдали не слишком строго, все же его юридическая и правовая сила действовала почти 300 лет!




Но шведский король Магнус Эрикссон через 25 лет возобновил войну, воспользовавшись борьбой новгородцев с Иваном Калитой. Прибыв с наемниками в устье Невы, король послал новгородцам приглашение на диспут, чья вера лучше - православная или католическая. Новгородцы ответили, что для состязаний о превосходстве веры пусть король отправляет послов в Царьград, а для разбирательства пограничных обид они готовы явиться. В ответ Магнус потребовал, чтобы русские приняли католическую веру, и двинулся к Орешку, подступив к нему в августе 1348 г. Литовский князь Наримонт, военачальник ореховцев, находился в Литве. "Много посылаша по него, и он не идяше" - съязвил летописец.




Шведам удалось овладеть крепостью. Был пленен весь посольский корпус, участвовавший в предшествующих переговорах, - 10 новгородских бояр во главе с тысяцким Авраамом. Горожане были отпущены за выкуп. Шведы расположили в Орешке значительный гарнизон - 800 человек, продержавшийся свыше 7 месяцев. В Ладоге собралось ополчение из разных русских городов, и 24 февраля 1349 г. после долгой осады Орешек был отбит. Во время боев деревянная крепость сгорела, шведы, укрывшиеся в башне, капитулировали, когда у них закончились припасы.

В 1350 г. состоялся обмен пленными, и тогда же "ореховским серебром" была поновлена церковь Бориса и Глеба в Новгороде. Т.к. Орехов только что пережил бедствия войны, правдоподобна версия Н.М. Карамзина, что серебро на украшение крупнейшей новгородской церкви было трофейным.

В 1352 г. новгородцы били челом своему владыке архиепископу Василию, чтобы он "нарядил костры во Орехове" (в смысле устроил башни в Орехове). На месте сгоревшей деревянной крепости новгородцы построили новую, на этот раз каменную. Так в Ю-В части острова, занимая приблизительно пятую его часть, на холме появилась первая на Руси каменная многобашенная крепость. В плане представляла собой прямоугольник 90х100 м с несколько криволинейными стенами, повторяющими изгибы береговой линии с Ю и В сторон. Строительством руководил глава Новгородской республики архиепископ Василий.




Стены толщиной свыше 3 м, высотой 5-6 м и общей длиной 351 м возводили из крупных и мелких валунов на известковом растворе с лицевыми прикладками плитняка. Фундаментом служили 3 ряда валунов, уложенных на глине. Перед крепостью, как предполагают исследователи, пролегал ров, который делил остров на 2 части. Впоследствии укрепления Орешка оказались под землей. Произошло это потому, что в оборонительном строительстве в связи с применением огнестрельного оружия произошли большие изменения, и все прежние укрепления строители сровняли с землей. Не использовали даже камни-валуны, на смену которым пришел плитняк.




В укреплениях Орешка проявилось новаторство. Он был первой на севере Руси крепостью не с одной, а с многими башнями. Именно регулярно расставленные башни, в которых позднее ставили пушки, позволили резко активизировать всю систему обороны городов. Стену первоначального каменного Орешка археологи обнаружили в 1968-1969 гг. Она вместе с воротной башней уцелела в своих нижних частях.




По верху стен был устроен боевой ход с квадратными бойницами. Крепость имела 3 приземистые прямоугольные башни, которые возвышались над стенами. Воротная башня стояла почти в центре северной стены, 2 другие располагались в Ю-З и С-В углах. Фрагмент северной стены новгородской крепости 1352 г. с Воротной башней законсервирован и стал одним из экспонатов музейной экспозиции.

Крепость 1352 г. - типичное военно-оборонительное сооружение доогнестрельного периода. Об этом свидетельствует её планировка, криволинейность стен, местоположение башен. Строительство в крепостях прямоугольных прясел стен станет теперь тем направлением, по которому будет развиваться русское оборонное зодчество. Правда, незначительный вынос воротной башни за линию стен (всего 2 м) свидетельствует о том, что строители еще не в полной мере оценили значение фланкирующего огня. Но важно то, что был найден новый путь развития крепостного зодчества.




Для своего времени это была сильная крепость. Шведы в 1392 г. даже не решились к ней приблизиться и остановились в 5 верстах ниже по течению. Вышедший из Орешка служилый князь Симеон (Лугвений) Ольгердович нагнал их отряд и разбил.

На расстоянии 25 м к З от крепости протекала протока шириной до 4,8 м. Сперва она служила оборонительным рвом, затрудняя нападавшим подступы. Позже ее стали использовать как канал - внутреннюю водную магистраль, для чего берега протоки укрепили деревянными срубами с перилами, что было большой редкостью для средневековой Руси. В начале 15 в. вся западная часть о-ва за протокой уже была плотно заселена: посад вырос за одно десятилетие.




В 1410 г. крепость была расширена - посад тоже оградили стеной, повторявшей изгибы береговой линии. Сложенная из валунов и обнесенная с внешней стороны известняковыми плитами, она достигала 3,5 м в ширину. Этот факт свидетельствовал об относительном подъеме городского благосостояния. Орешек был уже не только крепостью, но и укрепленным городом. Двор крепости и посад были тесно застроены одноэтажными деревянными домами, в которых жили воины, земледельцы и рыбаки, купцы и ремесленники. Процветала торговля и водные перевозки.

Известно, что несколько раз до 1478 г. (вхождения Новогорода в состав Русского централизованного государства) Орешек несколько раз оказывался в руках шведов, однако новгородцы быстро возвращали его. В 1411 г. шведы неожиданно появились под стенами Орешка и после нескольких приступов захватили крепость. Они перестроили ее, отчего стены и башни не были похожи на строения Древней Руси. Орешек еще несколько раз переходил из рук в руки, но шведы упорно стремились овладеть им. Сражения не проходили для крепости бесследно: в 1460 г. велись строительные работы по ее ремонту и укреплению.

Кстати, знаете ли вы, что крепость пострадала от нынешней жары? Ее самая известная башня лишилась своего навершия... но об этом и др. исторических событиях - в следующем посте.



Петербург и окрестности, Карты, История архитектуры, Памятники, Россия, Инженерные сооружения, Культовые сооружения, Крепости

Previous post Next post
Up