Выставка Яниса Анманиса в Риге

Apr 06, 2010 10:48

Итак, обещанный рассказ о выставке, посещенной нами в рижской церкви Св. Петра, где были представлены картины одного из наиболее известных латвийских художников современности - Яниса Анманиса. Надо сказать, что увиденное там было несколько неожиданным для меня.



Уже в 1970-е годы имя Анманиса было в первых рядах латышских художников. Мои с ним пути пересекались несколько раз в школьные годы, когда я участвовала в городских и республиканских олимпиадах по изобразительному искусству. Дома лежат дипломы за мои рисунки с подписями известных художников, в том числе и его автограф.

Потом школа закончилась, вуз, грянули годы потрясения основ и смены общественного строя, стало как-то не до того, чтобы отслеживать все направления в современном искусстве... И вот узнав о его выставке, я шагнула под готические своды рижского собора и - это был совсем не тот Анманис, которого я знала.

У него была очень узнаваемая манера - к сожалению, в Интернете почти нет его старых работ 1970-90-х годов, а то, что есть, не лучшее из того, что было в его наследии. Но тем не менее, несколько старых работ я показываю, прежде чем перейти к новым.

















Так вот, за эти годы художник изменил свой подход и даже манеру живописи. Прежнего Анманиса я увидела разве что вот в этой работе. Эти знаменитые часы, которые он изображал чуть ли не на всех своих картинах того времени:



Дальше я покажу часть прочих его картин с выставки, перемежая цитатами из нескольких интервью с самим художником, которые были опубликованы в прессе.

Знаменитый латвийский художник Янис Анманис, любящий различные образы (предстает то в образе Сальвадора Дали, то в образе сочинителя японских хайку) весело и по-детски открыл в церкви св.Петра свою персональную выставку Light Blues.

Во время церемонии открытия прошла презентация музыкального сочинения господина Анманиса - «Легкий блюз». Или «Легкий наркотик»... Художник сказал, что можно переводить, как хочется - он свободный и демократичный человек.



Янис Анманис родился в 1943 году, окончил Латвийскую академию художеств. С 1965 года участвует в художественных выставках в Латвии, Литве, США, Турции, Франции, Великобритании, Финляндии, России, Японии, Тайване. Его работы находятся в Латвийском национальном художественном музее и городском музее Юрмалы, а также частных коллекциях во многих странах мира. Кавалер ордена Трех звезд.

Еще в 1965 году неординарный художник создал Латвийскую Академию детского художественного воображения, которая работает до сих пор.



Кроме того, Янис Анманис писатель (автор книг «Болеро», «222 хайку о любви, земле, вселенной и женщине», «До и после картины», «Я иду по радуге», «Человек и крылья», «Золотая соната» и многих других. Наконец, пишет музыку - у него уже шесть сольных дисков!

Выставка открыта до 25 апреля.
http://www.zzl.lv/news/v-cerkvi-petra-obnaruzhen-light-blues



Здесь также можно посмотреть фотографии некоторых картин с выставки:
http://www.zzl.lv/news/light-blues-ot-yanisa-anmanisa



Родился в 1943. Лауреат премий ЛКСМ Латвии (1978) и ВЛКСМ (1979) Окончил ГЛХ (1969, по специальности художественного конструирования). На выставках участвует с 1965 года (персональные выставки - 1970 в Лудзе, Салдусе, 1971 в Юрмале, 1972, 1980, 1984 в Риге). Создает стилизованные фигурные композиции, романтические пейзажи и натюрморты. Работает в технике масляной и акварельной живописи. Активный организатор художественной жизни республики, неоднократно руководил проведением Дней искусства.



Известный далеко за пределами своей родины как мастер дизайна, член Союза художников Латвии Янис Анманис очень многогранная личность - это музыкант, поэт и педагог. Изысканны, легки и прозрачны акварели художника. В них присутствуют и глубина моря и прозрачность воздуха... И в каждой работе полет Вдохновения! Не случайно на церемонии открытия выставки своих работ сам художник вспомнил строчки из притчи Ричарда Баха "Чайка..." о том, что в каждом из нас живет Серебристая Чайка, для которой высшая радость - Радость и Свобода Творческого Полета. - Этот художник стоит особняком. Ему невозможно подражать, ибо невозможно подражать душе человека, - такую оценку творчеству Яниса дал его ученик, ныне работающий в Министерстве Культуры Латвии, специально приехавший на открытие выставки из Риги.
http://hghltd.yandex.net



И вот полилась музыка... чем-то знакомая и в то же время неизвестная. То как будто угадывается тема «К Элизе», то ускользает и сменяется чем-то другим, тоже будто знакомым. Моцарт, Паганини, Бетховен? То ли пение птиц, то ли чистые голоса ангелов... Должно быть, и правда сплю!

- Это я сочиняю такую музыку! - голос Анманиса возвращает меня в реальность. Оказывается, это он, пока я смотрела свои сны, тихонечко включил магнитофон. - Я этому никогда не учился, просто очень люблю музыку.



- А как же вы музицируете, не зная нотной грамоты?

- Наверно, это от Бога. Для меня звуки музыки - как краски: их просто чувствуешь и все. Музыка понятна всем и способна добраться до самого сокровенного в душе у человека, - объясняет маэстро. - У меня инструмента нет, но я иду на Латвийское радио, сажусь там за синтезатор и сочиняю. Это, кстати, бывший синтезатор Раймонда Паулса.

Я сначала придумываю основную симфонию, потом разбавляю ее голосами птиц, пением ангелов. То напомню Листа, то намекну на Моцарта. Обрывки их произведений как штрихи кисти на холсте.



- В 1963 году, только вернувшись из армии, я сделал шесть копий картин Рембрандта. Одну из них, «Портрет мужчины», я показал знаменитому латышскому художнику Индулису Зариньшу. «Сразу в академию!» - постановил он. И меня зачислили в Латвийскую академию художеств. Я пошел учиться на факультет дизайна, думал, что потом переведусь на живопись. Не вышло! - вспоминает Янис Анманис. - Уже на первом курсе я сделал свою персональную выставку в академии. Когда ректор Лео Свемпс увидел выставленные работы - копию Рембрандта, различные миниатюры, портрет Виктора Гюго, Маяковского, сказал, что не допустит, чтобы меня перевели на отделение живописи. Он посчитал, что там я могу потерять свою творческую индивидуальность, которую ректор увидел в моих работах. Мол, начали бы меня там учить законам живописи, как правильно рисовать, какие техники. А надо сохранить самобытность!



- А какое место занимала Латвия в искусстве СССР?

- В 70-80-е годы Латвию очень любили в СССР. Для московских художников мы были эталоном, да и для всех республик. Нас всегда ждали. Знали, что у нас всегда есть что-то интересное. В общем, хорошие были времена, - вздыхает художник.



Тематический диапазон Анманиса необъятен: люди, животные, музыка, литература, природа, быт, история, фольклор. Он пишет маслом, акварелью, использует лак, акрил. Янис Анманис не боится экспериментировать с материалами. Он работает на холсте, металле, прессованном картоне, бумаге, пластмассе.



- А в этой картине представлена моя личная техника вибрации. Это «Озеро любви». В этой работе все время можно находить новые нюансы. Вглядитесь сюда: вот портретик маленький появился, а вот какая-то птица вырисовывается. Я это не рисовал, это само потом так получается. Поэтому мне самому интересно, что из этого будет, как ляжет краска, что изобразит, - рассказывает художник и с гордостью уточняет: - Это моя собственная техника. Я специально искал ее в музеях Венеции, Флоренции, в Риме - не нашел!



На выставке собраны также скульптуры, книги, стихотворения, хайку, мистерии Анманиса. Инсталляция «Из дедушкиного сундука» приглашает узнать о судьбе простого латышского крестьянина, не лишенного творческой жилки.

И едва ли не в каждой работе - ангел. То он стоит на берегу Даугавы и смотрит на город, то парит в облаке над обычным хутором. Иногда и не заметишь, он может спрятаться где-то и как будто только присматривать за нами. Как настоящие ангелы: их не видно, но они всегда где-то рядом с нами.



- Они есть у всех хороших людей. Они их оберегают. Мне как-то легко становится, когда у меня в картине поселяется ангел. Он как будто оберегает и меня, и людей вокруг.

Яниса Анманиса знают не только культурная элита страны и люди искусства. Нередко он участвует в социальных проектах. Он приложил свою добрую руку и к искусству, и к медицине, и к спорту.

Немногие знают, что Анманис уже более 30 лет поддерживает Международный фестиваль по художественной гимнастике. Сначала он назывался «Ритмы искусства», сейчас - «Кольцо Балтии». Он же вдохновитель международных конкурсов детского рисунка. Тысячи детей знают его как педагога живописи и президента академии.



Янис Анманис окончил Художественную среднюю школу имени Я. Розенталя и Латвийскую художественную академию. Принимал участие не менее чем в 500 художественных выставках - как вместе с другими художниками, так и в персональных.

Его картины видели в Латвии и Литве, России и Финляндии, Англии и Франции, Японии, многих других странах.

В 1965 году он основал Латвийскую детскую академию художественной фантазии и все это время руководит ею. В 1999 году был награжден орденом Трех звезд, а в 2003-м на Тайване - международным орденом Дружбы.
http://www.dnevnik.lv/2/309119



Работоспособность Анманиса смело можно отнести к разряду паранормальных. Он пишет картины и музыку, сочиняет стихи (у него уже 8 книжек), играет в баскетбол и руководит Детской академией художественной фантазии, которая существует уже сорок лет.



На днях Янису исполнилось 62 года (выглядит моложе).
На его картинах - мудрые старцы с крылами. Лошади с человеческими глазами. Пейзажи с озерами и пригорками - вроде бы латвийские, но на самом деле инопланетные. Я-то лично давно подозреваю, что Анманис - инопланетянин и пишет свою далекую родину. В то же время ему нравится земная пища: полбуханки хлеба и ножик - излюбленная тема натюрмортов.



Свою творческую деятельность он отсчитывает с 8-9-го класса художественной школы имени Яна Розенталя. Тогда на лето ребятам дали задание: сделать десять работ. Анманис написал 200! И устроил свою самую первую выставку в ауле Академии художеств. Шел 1960 год. Первая же официальная выставка состоялась шестью годами позже.



- Ты и до сих пор работаешь как одержимый!

- Ситуация уникальная. Сам не понимаю, почему из меня в последнее время прет страшная энергия. Этим летом сделал вместе с книжными иллюстрациями около 150 работ. На рижской выставке примерно 80 новых картин. В каждую работу вкладывал всего себя. Чтобы не стыдиться того, что сделал.



- Что труднее писать - картины или стихи?

- Все трудно, если всю душу вкладываешь. Но картины, пожалуй, потруднее, потому что я ищу новые средства выражения, несмотря на то, что все уже в мире открыто. А музыку я пишу у нас на радио, на синтезаторе.

Живописи я учился у мировых гениев, копируя их с 16-летнего возраста - Рубенса, Рембрандта, Ван Гога, Хальса, Броувера. Зато когда был во Флоренции, увидел у Леонардо кое-что похожее на то, что сам делаю. Не скрою, меня это порадовало.



- Что скажешь насчет инопланетных пейзажей?

- Пишу вроде Латвию, а получаются другие планеты. Не нарочно. В стихах я тоже куда-то улетаю, и словно мне кто-то сверху их диктует. Полно мистики в этих делах... Вот, например, в Юрмале висит картина «Икар», на ней еще расписались Ульяна Семенова, другие чемпионы - олимпийские и мира. В картину вклеены плоские дешевые часики с батарейкой. Не поверишь, они до сих пор идут - уже пятый год. Да, там еще и Вайра Вике-Фрейберга со своим мужем расписались. Может, их общая энергия и подзаряжает часы? А может, и моя.



У меня появилась новая тема, о которой я мечтал, - индейцы. Я поднял их как несомненную ценность для Латвии, для латышского народа. У нас такая же сила, такой же дух. Который столетиями сохраняет культуру. И это не шутка. Ну, насчет такого же духа - это он загнул, конечно...



- А занятия баскетболом?

- Продолжаю - в группе сениоров. Но тут опять мистика. Меня пригласили на международный проект в Венгрию - от Латвии, как художника, работающего с детьми. Там я организовал киностудию «Чардаш», учил детей рисовать и всякое такое.

В одном спортзале мы разложили рисунки, и мне пришло в голову побросать мяч в корзину: сколько раз из десяти. Один коллега забросил три из десяти. Стал кидать я. Как думаешь, сколько?..

- Все десять?

- Сорок один без перерыва! А ведь полмесяца не играл. Впрочем, один негр в NBA забросил девяносто или сто раз кряду. Однажды, пятнадцать лет назад, я забросил 32 раза подряд. С возрастом становлюсь все круче.



- В самом деле, от тебя просто радиацией веет...

- В каждом человеке есть творческая душа. Но у многих она затуркана жизнью. Надо этот дух творчества в себе разбудить и сделать свою жизнь полнокровной, светлой. Человек многогранен, и ему не нужно стыдиться себя самого, своих мыслей и идей. Нечего их держать при себе. Что твоя душа скажет, то и будет истиной.



Когда я пишу картину, то не думаю о себе. Я думаю о тех, кто на этой картине. Каждая картина - иной, новый мир, который я создал. И за который я в ответе. Так же как любой человек должен быть в ответе за ту землю, на которой живет, дышит, любит. И не портить ее...



За минувшее лето Янис написал сто стихотворений. И триста трехстиший наподобие японских хайку. В итоге 15 декабря в Юрмальском городском музее Янис Анманис презентует сразу две новые книжки - «Не проходи мимо любви» и «Золотые триоли» (посвящена меценату и другу газовому магнату Юрию Савицкому).
http://www.d-pils.lv/view_article.php?article=55685



Выставлялся художник и в России, например, в мае 1998 г. во Пскове:
http://www.chas-daily.com/win/1998/05/21/g_71.html




Вот такой вот разный Анманис... Но я тоскую по старому, тому, в чьих картинах была истинная прибалтийская грусть. Хотя да, время, пора о душе подумать, об ангелах... Я не отрицаю своеобразия нынешних работ. Просто это уже совсем другой Анманис.

Инфернальность бытия, Выставки, Этнографическое, Концептуальность, Рига, Персоналии, На_сладкое, Философия, Замки, Иллюстрации, Латвия сегодня, Портреты, Искусство, Иллюзии

Previous post Next post
Up