Про выставку картин художника Яниса Анманиса в рижской церкви св. Петра я уже упоминала, а сегодня просто несколько фотографий внутри этой церкви. Не ставлю своей целью писать всесторонний обзор, но парочку легенд привести надо бы. :-)
Одной из самых знаменитых церквей в Риге по праву считается церковь святого Петра, впервые упомянутая в хрониках в 1209 году. В средние века церковь Св. Петра считалась самой высокой в Европе деревянной конструкцией (123,25 м).
Несколько старинных фотографий того, как эта церковь выглядит снаружи:
Планы и разрезы:
Высотная доминанта рижской панорамы Старого города:
Об основных перестройках и изменениях внешнего облика культового сооружения можно прочитать хотя бы тут:
Церковь Святого Петра (Рига)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Церковь_Святого_Петра_(Рига)http://europe.jpt.ru/latvia/resorts/245/http://www.tvkultura.ru/news_print.html?id=4814&cid=1724 Падающая в 1941 году башня церкви:
Вид сразу после войны:
И открытки советского времени:
Интерьеры на старинных открытках:
На картине Рериха:
Но сегодня хотелось бы остановиться на внутреннем убранстве церкви. Вот что пишется в книге З. Эргле, С.Циелава "О чем рассказывают дома и улицы Старой Риги":
Церковь Петра всегда, с самого начала своего существования, принадлежала городу. Стараясь поддержать престиж, магистрат постоянно заботился о том, чтобы она была крупнее и богаче других, чтобы ее башня была самой высокой в городе. В строительство церкви вложено немало труда и денег. В 1209 году, когда она впервые упоминается в летописи, здание было совсем небольшим.
Во второй половине XIV и начале XV веков, воспользовавшись борьбой между орденом и архиепископом, рижский магистрат в течение нескольких десятилетий сумел сохранить самостоятельность, что благоприятствовало развертыванию строительных работ. Церковь Петра в этот период полностью реконструировали, придав ей стройные готические формы.
В 1406-1409 годах по проекту известного в то время ростокского строительного мастера Иоганна Румешоттеля была сооружена новая величественная алтарная часть здания, которая приобрела так называемый деамбулаторий" или кольцевой обход, идущий вокруг алтаря церкви и состоящий из венце шестигранных капелл. Церковь Петра (снимок 30-х годов)
Достраивать и расширять церковь Петра продолжали в течение всего XV столетия, особенно во второй его половине. В результате здание приобрело форму трехнефной базилики. Средний неф имел высоту 30 метров, а боковые-15 метров.
Ни одно строение Риги не могло сравниться с этой церковью по ясности стиля и пропорциональности архитектурных форм. Большой вклад в ее создание и совершенствование внесли латышские ремесленники. Церковь Петра была особенно близка их сердцу потому, что в ней, помимо прочих, имели свои алтари и латышские братства весовщиков и грузчиков. Так повелось во всех средневековых городах: каждая гильдия, каждое братство или цех имели в церкви свои алтари, которые они старались украсить как можно лучше.
И латышские братства заботились о своих алтарях. Братство грузчиков даже соорудило над алтарем, находившимся в южном боковом нефе, красивый звездчатый свод.
Величественно высилась церковь Петра посредине просторного двора, служившего кладбищем, чуть в стороне от других зданий; однако с ней был тесно связан быт горожан. Редко у кого в те времена имелись часы, и поэтому специальный колокол на церковной башне ежедневно возвещал о начале и конце рабочего дня. В 1352 году на церкви Петра уже были установлены башенные часы. Здесь же дежурил караульный, чтобы поднять тревогу в случае пожара или какого-либо другого бедствия. Услышав звон большого колокола, рижане устремлялись к месту происшествия.
http://lvriga.narod.ru/W_CP.HTM Выдержки из хронологии перестроек и дополнений во внутреннем убранстве церкви:
4. XIII Шпиль башни был перекрыт свинцовыми пластинами, уровень пола зала церкви был ниже современного на 174-182 сантиметра.
5. 1340-1351 Исходя из гипотезы ученого В. Вагаса, в это время началось строительство новой церкви, была построена алтарная часть с временным деревянным перекрытием.
6. 1352 На башне церкви были установлены первые часы.
7. 1406 Есть гипотеза, что в это время началось строительство алтарной части церкви (когда-то этот год был упомянут на латунной табличке, прикрепленной к стене церкви).
8. 1408-1409 Строительный мастер из Ростока Иоганн Румешоттель строит новую алтарную часть по образцу церкви св. Марии города Ростока. Построены боковые своды, над средней частью построены временные перекрытия. В работах принимают участие и латышские плотники. По мнению В. Вагаса, И. Румешоттель только закончил строительство алтарной части церкви, перекрыв ее сводами.
9. 1410-1456 Перерыв в работе.
10. 1418 Освящение алтарной части. Старая церковь еще находится отдельно.
11. 1430-1437 Есть сведения о ремонте башни старой церкви.
12. 1456 Снова начались работы по перестройке церкви.
13. 1456 Сведения о постройке сводов, в том числе и в центральной части церкви, которые строят латышские ремесленники.
14. 1456-1466 Происходят главные работы по перестройке каменных стен церкви XIII века, подстраивая их к новой алтарной части. Построена также новая башня (до 1477), на башне установлен колокол.
15. 1465 Установлен орган.
16. 1469 Изготовлен и установлен новый часовой механизм.
17. 1467-1470 Изготавливаются новые скамьи.
37. 1679 Столяр Симон Гернек изготовил 3 внешние двери. Средние своды были восстановлены из дерева, а 14 сентября прошло первое богослужение.
54. 1793 По проекту архитектора Кристофа Хаберланда в Италии изготавливается новая мраморная (канцелярия).
55. 1794 Хаберланд восстанавливает деревянные своды в средней части церкви.
60. 1853 По проекту архитектора Винцента Штаца, строящего Кельнский собор изготавливают новый алтарь.
61. 1859 Встраивают чугунные печи, произведенные в Копенгагене
65. 1885 Под руководством Р. Шмелинга оштукатуривают внутренние стены, создают профили похожие на прежние, изготавливают деревянные панели.
66. 1884-1886 Устанавливают новый орган фирмы Valke.
79. 1954 Начинают строить постоянную крышу сверху боковых проемов, покрывая ее черепицей, создают железобетонный пояс выше среднего проема, реставрируют карнизы.
80. 1957 Начинают укреплять боковые своды.
81. 1958 Инженер З. Цалитис начинает разрабатывать чертеж крыши, которая должна быть построена над средним проемом церкви (ее строительство заканчивается в 1961).
82. 1959, 30 октября архитектор П. Саулитис заканчивает первый реставрационный проект, предусматривая в здании церкви разместить картинную галерею и выставочные залы.
83. 1966, 11 июля Кабинет министров ЛССР принимает решение разместить в церкви св. Петра музей истории рижской архитектуры и реконструкции.
http://rizanin-velery.livejournal.com/6650.html От прежде богатой отделки интерьера и предметов убранства почти ничего не сохранилось. В 1954 г. начались работы по реставрации, которые длились до 1973 г. Ритуал со стеклянным сосудом был повторён, на этот раз с великолепным результатом. Со смотровой площадки, на которую поднимает лифт, открывается прекрасная панорама Риги.
http://townriga.times.lv/riga/churches.html Церковный зал поражает своей величественностью, массивные колонны подпирают крестовые и звездчатые своды перекрытия. Высота среднего нефа - 30 м, он перекрыт новыми сводами. Алтарная часть имеет кольцевой обход с пятью капеллами, где особенно ярко проявляются присуще готике вертикальность и тонкое профилирование. Восстановлены склепы, в том числе в формах барокко склеп церковь святого Петра «синей бюргерской гвардии». Установлены старинные эпитафии деревянной резьбы - перед войной они были вывезены в Польшу и там уцелели. Реставрация эпитафий продолжается. 21 августа 1995 в зале установили плиту, посвященную реставраторам церкви св. Петра.
Авторы новой кафедры архитекторы П. Саулитис, И. Мауране, проект реализовало АО «реставроторс» в 1996 году. Средства для постройки кафедры пожертвовала группа из Германии «Forderkreis». В 1997 году в ризнице были реставрированы витражи Э.Тоде (художник по витражу И. Карклувалка), стены покрыты восстановленной голландской плиткой (керамисты И. Петрсоне, Д. Званитая, И. Випуле).
Зал церкви используется для концертов, художественных выставок, а также в нем проводятся смотры конкурсов архитектуры и градостроительства. 29 июня 1991 года в церкви возобновлены богослужения
Есть сведения, что право служить там доставалось крепким молодым рижанам, приличным в поведении и благочестивым, и что основная их служба состояла в том, чтобы участвовать в церемониях встречи почетных гостей Риги.
И был у них только один бой, который они приняли на себя, по преданию, все они погибли разом, очищая город от чумы, разразившейся в конце 18 века.
И похоронены в общей могиле, находившейся где-то в начале теперешней улицы Лачплеша. Такой был трагический исход Синей гвардии.
Находящейся в церкви Петра склеп Синей гвардии не принял самых самотверженных гвардейцев, отдавших жизнь за город, а является только местом памяти их.
Захоронения в соб. св. Петра, Синих Гвардейцев 1743.г.
Реставрировал скульптор M.Ehelaide, 1976.г.
Солдат Синей гвардии
Естественно, обитало свое привидение и в церкви Св. Петра - им был солдат таинственной Синей гвардии. В XIX веке два смельчака решили доказать, что они не верят в привидения, и пообещали друзьям просидеть в церкви всю ночь. Более того - ровно в полночь вбить в одну из стен поблизости от алтаря пару гвоздей. Закончилась история, естественно, печально. Один из смельчаков выбежал из церкви с диким криком: «Синий идет!» Когда свидетели происшествия наконец решились зайти в церковь, они увидели и второго смельчака - он был мертв и прибит гвоздями к алтарю. Оставшийся в живых мужчина утверждал, что преступление совершил сам солдат Синей гвардии.
Вторая мистическая история о церкви Св. Петра связана с одним из рабочих, который заблудился в подземельях церкви. В результате он дошел до зала, в котором в пятидесяти саркофагах лежали монахи. Рабочий увидел бочку с водой и прикованной цепью кружкой и решил попить. Сделав первый глоток, он явственно услышал голос: «Донесем его до границы». После этого несчастный рабочий потерял сознание и пришел в себя совсем в другом месте. Более того - он очнулся только 50 лет спустя после того, как попал в подземелье.
Но все это истории давно минувших дней. Завхоз церкви Св. Петра Амрита Зариня частенько остается дежурить в церкви по ночам - и ни солдаты Синей гвардии, ни воины каких-либо других войск к ней в гости не заходили.
http://www.chas-daily.com/win/2003/11/22/g_011.html?r=32&printer=1& Решетки:
Роланд:
Можете заглянуть ему в глаза:
В завершение надо сообщить самую интересную информацию:
Самый значительный алтарный образ был написан для одной из капелл церкви Петра знаменитым немецким живописцем Альбрехтом Дюрером, побывавшем в Риге в 1521-22 гг. (картина погибла в период иконоборческих погромов).
Сведение основано на публикациях Ю.М. Васильева.
То самое место, где можно загадать желание, как я уже писала раньше:
Мемориальное место посвященное жертвам латышского народа павшим от коммунистического геноцида в 1992 году. Скульптура "Конец и начало". Автор Vija Dzintare
Готическая церковь Петра (13 - начала 14 вв., перестраивалась в 14-15 вв.; барочный западный фасад - 1689-94, архитектор Р. Бинденшу и др., башня (высота 123,2 м) над западным фасадом - 17-18 вв., сгорела в 1941, восстановлена в 1970-73)
http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/096/892.htm Церковь Петра в начале 1950-х
http://www.livejournal.com/community/riga/258921.html Золотой петушок церкви Святого Петра в Риге
Есть в Риге знаменитый Домский собор, есть церкви святых Петра и Якова. Все три - самые высокие точки над равнинной Латвией, не считая горы ГАйзинь-калнс и над каждой - золотой петушок. О золотом петушке церкви Святого Петра - в нашем специальном материале в рубрике «СНГ: Хождение по музам».
Церковь святого Петра - одно из старейших и самых выдающихся сооружений монументальной архитектуры в Прибалтике. Впервые это здание упоминается в документах аж в 1209 году. В начале это было небольшое помещение зального типа. Нынешняя базилика появилась в начале XV века, а строительство башни-колокольни завершилось в конце века. В год страшный 1666-ой башня обрушилась. Но уже к 1690-му строительный мастер города Руперт Бинденшу возвел новую, в барочных архитектурных формах с несколькими куполами и галереями. Именно тогда на шпиле собора святого Петра появился первый золотой петушок. Он первым встречал, да и сейчас встречает рижское солнце. В 1791-м в башню ударила молния. Находившийся тогда в Риге царь Петр первым вбежал в собор и вместе с солдатами тушил огонь. Но ведра с водой оказались бессильны. И тогда…
Маргарита Озолиня, директор-смотритель собора святого Петра (Рига): «Петр Великий очень сильно попросил всевышнего о помощи. И случилось чудо. Этот шпиль горящий, огромный, не упал на город. Он сложился сам в себя, как игрушка Ванька-встанька».
А тот петушок - он не сильно пострадал. Его посадили на новую башню, восстановленную по именному указу Петра. Кстати, это был один из первых в истории реставрационного дела государственный документ. Прошло еще два столетия - в 41-м, в день, когда католическая церковь отмечает день святых Петра и Павла, шпиль вновь загорелся. Увы, тушить было некому. Тогда пострадала не только башня и крыша церкви, погибло все внутренне убранство. И летел сверху золотой петушок - потому что пришла настоящая беда.
Маргарита Озолиня, директор-смотритель собора святого Петра (Рига): «Он был очень сильно искалечен. Но нежные руки реставраторов вернули ему тот облик, который вы видите сейчас. И он занимает почетное место здесь у нас в экспозиции».
А его молодого собрата, установленного на башне в 1970-м, поэты называют главным петушком города. Сегодня он первым встречает рижское солнце и показывает направление ветра. И охраняет город. И дозволяет загадывать желания.
http://www.tvkultura.ru/news_print.html?id=4814&cid=1724 Орган церкви Петра в Риге (в чертежах и планах)
http://www.organisten.de/oberlinger/riga.htm Одна из доминант Риги -церковь Св. Петра. Почти с самого основания Риги эта церковь приковывала взгляд как самое высокое строение в городе. Первое письменное упоминание о Петровской церкви относится к 1209 г. Это было главное сакральное строение средневековой Риги, где действовала и одна из старейших школ.
История церкви Св. Петра неразрывно связана с историей города. Политику становления Риги определяли три главных силы: идеологическая власть - епископ, реальная военная сила - Орден и городская коммуна - ремесленники и торговцы. В истоках Риги тесно стоят рядом замки епископа и Ордена меченосцев и главная церковь городского прихода. Все три ведущие силы на протяжении веков соперничали и конфликтовали вплоть до вооруженных столкновений.
Церковь Петра пережила три этапа строительства и перестроек.
На первом этапе в XIII веке возведена средняя часть нынешнего храма, от которой сохранились внешние стены боковых приделов и несколько столбов в интерьере. Предполагается, что церковь имела отдельно стоящую колокольню. Рижский рат держал двух стражей, который дежурили на башне денно и нощно. Обязанностью стражей было звуком трубы предупреждать город о грозящей опасности. На башне было два колокола, один из которых назывался "трудовым" - он своим боем возвещал начало и конец рабочего дня, а второй - "долгим" (видимо, по длительности звучания), его звоном начинались религиозные церемонии.
На втором этапе в 1408-09 гг. построена новая алтарная часть, позднее, в 1456-91 гг., возведена 136- метровая башня, которая в 1666 г. рухнула, унеся жизнь восьми человек, но вскоре была восстановлена. В пожаре 1677 г. сгорели 250 домов, церкви Петра и Иоанна. Восстановительные работы велись с размахом: по счетам видно, что за время работ было выпито 52 бочки пива, на еду истрачена 1 марка, на три застолья - 8 эре, да на Троицу почтенному мастеру выдано 6 бочек пива, которые он распил со своими подмастерьями. На третьем этапе, в 1671-90 гг., перестроен западный фасад церкви и возведена новая башня высотой 64,5 м - самая высокая тогда деревянная конструкция в Европе. Главный фасад приобрел барочную облицовку, портал украсили скульптуры из известняка.
В 1721 г. в башню церкви Петра ударила молния, и башня сгорела, не помогло и личное участие царя Петра I в тушении пожара. В 1743-46 гг. башня восстановлена в прежнем виде, общая высота ее достигает 120,7 м. Во время второй мировой войны башня рухнула, уничтожив многие из конструкций церкви и деталей интерьера. Башня восстановлена в металлических конструкциях в 1968-73 гг. ее высота достигла 123,5 м. В 1984 г. завершена реконструкция интерьера. Сейчас в церкви проводятся выставки, концерты. По воскресеньям в церкви Св. Петра ведутся богослужения. Посетители могут подняться на платформы на отметке 57 м и 71 м и полюбоваться панорамой города. С высоты отчетливо видны границы древней и новой Риги. Шпили практически всех церквей Старого Риги украшены металлическими петушками. В народном представлении это оттого, что петух в латышском фольклоре издревле символизирует бдительность и способен уберечь от нечистого: когда петух пропоет в третий раз, черт должен убраться пекло.
http://europe.jpt.ru/latvia/resorts/245/ Интерьер и башня церкви св.Петра вернули свой прежний облик в 1968-1984 гг.
http://www.mesta.lv/index.php?p=10&id=319 О церкви Петра в интересной и популярной форме:
http://admin.end.lv/SAITY/LVRiga/W_CP.htm Портал церкви Петра
Р. Бинденшу и др. Порталы церкви Петра в Риге. 1692-94.
О символическом значении фигур портала есть беседа на другом форуме моего проекта:
http://offtop.ru/castles/view.php?only=&part=18&t=248197 Прочитав И.Л.Броце, 1 том, статью о церкви Петра, нашла информацию о значении фигур на портале, так как то, что прочитала ранее имеет разные варианты.
Получилось что над центральным входом стоит Спаситель,освящающий входящих, под ним с огромным крестом- Иоанн Креститель, с другой стороны-Иоанн Евангелист.
Справа портал: наверху Святой Петр, внизу:Любовь и Верность.
Портал слева: вверху св.Моисей, внизу как символические изображения женщин:Сожеление о грехах(по-видимому с голубями)и Вера с ягненком на книге.
Памятник архитектуры государственного значения. XIII- XX вв.
Улица Скарню 19
Церковь Св. Петра в средневековье была главной церковью рижских бюргеров и испокон веков принадлежала горожанам. Прихожанами церкви в основном являлись привилегированные купцы Большой гильдии и цеховые ремесленники Малой гильдии. Впервые церковь Св. Петра упоминается в 1209 г. Самая старая часть здания - сегодня это средняя часть - и, в 1408-1409 гг. воздвигнутая алтарная часть, построены в готическом стиле. Церковь много раз перестраивалась и расширялась, ко второй половине XVI века приобретя современный облик трехсводной базилики. В 1491 г. над церковью возвели башню, которая неоднократно разрушалась, однако снова и снова восстанавливалась. В 1666 г. башня упала, в 1667 ее восстановили, однако в том же году она сгорела. В 1670 г. башню снова восстановили. В то время шпиль башни высотой 64,5 м являлся самой высокой деревянной конструкцией в мире. В 1721 г. башню поразила молния и она сгорела (рассказывают, что русский царь Петр Первый, находящийся в то время в Риге, участвовал в тушении башни). На этот раз восстановление башни затянулось, однако в 1746 г. она была отстроена. Во время Второй мировой войны, 29 июня 1941 г., после попадания артиллерийского снаряда в здание церкви, она сгорела и башня упала. Башня была восстановлена в 1973 г., реставрация церкви завершилась в 1984 г. Башня оснащена лифтом, поднимающим посетителей до второй галереи башни, расположенной на высоте 72 м, и предоставляет возможность обозреть город с высоты.
http://www.riga.lv/RU/Channels/About_Riga/Riga_architecture/Old_Riga/Sv.PeteraBaznica.htmhttp://www.riga.lv/LV/Channels/About_Riga/Riga_architecture/Old_Riga/Sv.PeteraBaznica.htm Эта особенность рижских церквей замечается многими, но и в Германии такая символика вместо привычного креста - не редкость.
Почему именно петух?
Как говорят лютеранские пасторы, петух должен напоминать пастве о словах Христа:
В Евангелии от Матфея (26:34): "Иисус сказал ему (Петру): истинно, истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня". В Евангелии от Марка (14:30): "И говорит ему Иисус: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня".
Я не слишком хорошо разбираюсь в богословии, но если кому интересно, то об этом, например, много пишется у св. Августина:
http://aleteia.narod.ru/august/eung3.htm Именно петушок возвестит мир о пришествии Мессии и начале Страшного суда. Даже нечистая сила его боится, работая по ночам до первых петухов.
О прочей символике, связанной с петухом, можно прочитать здесь:
http://azbuka-hrist.narod.ru/p/petuh.html Словом, петушки на шпилях церквей должны были напоминать простому человеку о его греховности и призывать готовиться к Страшному суду.
Петушок еще был и флюгером. Петушки были двухцветные. Петухи на церквях бывают двух типов - рельефные и плоские. Рельефные петушки глядят против ветра. К хвосту петушок утолщается. Хвост самая широкая и тяжелая часть петуха. Шпиль на котором вращается петух, проходит через центр тяжести фигуры.
Еще на тему петушков-флюгеров:
Петух - это языческий символ, в древности считалось, что петушки будят рассвет. Сейчас их устанавливают в качестве флюгеров, однако раньше назначение у них было несколько иное. Так как Рига стоит фактически на берегу моря, то город это был торговый, корабли, заходившие в порт, привозили самые разнообразные товары. Петушки здесь играли очень важную роль: один бок петушка был окрашен в черный цвет, а другой - в золотой. Когда ветер дул с моря, птицы поворачивались к городу золотым бочком, и, сияя на солнце, извещали рижских купцов о том, что корабли с товаром заходят в бухту, а значит, у торговцев будет удачный день. Если же ветер дул с суши, то петушки поворачивались черной стороной, и купцам было ясно, что сделки не состоятся: корабли зайти в порт не могут.
http://lentchiks.narod.ru/lv_03.htm Церковь св. Петра. (улица Скарню 19). Церковь св. Петра так же как и Домский Собор является символом Риги . В документах церковь св. Петра впервые упомянута в 1209 г. Церковь св.
Петра была главным культовым зданием рижских бюргеров (привилегированного слоя городского населения в феодальной Риге) в феодальную эпоху, при ней действовала одна из старейших школ города.
История строительства церкви св. Петра делится на 3 основных этапа. Первые два связаны со стилем кирпичной готики, третий - с ранним барокко. На первом этапе (13 век) была возведена нынешняя центральная часть церкви св. Петра.
На втором этапе строительства (1456 - 91 гг.) была построена новая алтарная часть и башня высотой 136 м с пирамидальным шпилем. Однако башня рухнула в 1666 г., но была незамедлительно востановлена. А в 1677 г. башня сгорает при пожаре.
На третьем этапе строительства (1671 - 90 гг.) создан новый западный фасад и башня. В своё время это был наиболее высокий деревянный шпиль в Европе. Новую барочную отделку получили главный фасад и порталы.
Во время строительства шпиля строители сбросили вниз стеклянный сосуд. Количество осколков должно было означать количество лет, которое суждено простоять башне на этот раз. Увы, сосуд упал в кучу соломы, которая смягчила удар. Деревянный шпиль сгорел в 1721 г., а в 1745 - 46 г. был востановлен в прежнем виде, но с несколько изменёнными пропорциями (общая высота 120,7 м). Во время Второй Мировой Войны башня была опять полность разрушена, были сильно повреждены конструкции церкви св. Петра.
От прежде богатой отделки интерьера и предметов убранства почти ничего не сохранилось. В 1954 г. начались работы по реставрации, которые длились до 1973 г. Ритуал со стеклянным сосудом был повторён, на этот раз с великолепным результатом. Со смотровой площадки, на которую поднимает лифт, открывается прекрасная панорама Риги.
http://townriga.times.lv/riga/churches.html - страница больше не существует.
Впервые здание церкви упоминается в 1209 г. Вначале это было небольшое помещение зального типа с тремя нефами одинаковой высоты и, вероятно, с отдельно стоявшей башней. Нынешняя трехнефная базилика, длина которой 90 м, появилась в 15 в. в результате ряда перестроек. Алтарное помещение сооружено в начале 15 в. в стиле поздней готики по образцу церкви св. Марии в Ростоке, откуда был приглашен строительный мастер Иоганн Румешоттель.
Строительство готической башни-колокольни завершилось в конце 15 в. В 1666 г. башня обрушилась. Но к 1690 г. строительный мастер г. Риги Руперт Бинденшу возвел новую башню в барочных архитектурных формах с несколькими куполами и галереями. Некогда это было самое высокое деревянное сооружение в мире. Одновременно был сооружен и западный фасад с тремя нарядными каменными порталами. В 1721 г. в башню ударила молния и она сгорела. По приказу царя Петра I, который в то время находился в Риге и принял участие в тушении разразившегося пожара, башню восстановили. Работы были завершены в 1746 г.
В июне 1941 г. церковь снова подверглась разрушению: сгорели башня и крыша церкви, погибло все внутреннее убранство. Систематические восстановительные работы ведутся с 1954 г. Прежде всего была восстановлена черепичная кровля, а с 1967 г. до 29 июня 1973 г. была реконструирована уникальная башня, которая отличается от прежней только тем, что деревянные конструкции заменены стальными и в башне установлен лифт для подъема к галереям, которые теперь используются в качестве смотровых площадок. Общая высота башни составляет 123,25 м. Посетителей поднимают до второй галереи на высоту 72 м. К лифту ведет железобетонная лестница, встроенная в боковые капеллы.
Строительные работы выполняли несколько специализированных строительных организаций под руководством Научно-реставрационного управления Министерства культуры Латвийской ССР. Проект реставрации разработали архитекторы П.Саулитис и Г.Зирнис, реставрацией руководил Э.Дарбварис.
В июне 1975 г. были пущены восстановленные башенные часы, которые по старинной традиции имеют только одну стрелку - часовую. В 1976 г. впервые раздался звон колоколов, пять раз в день исполняющих мелодию латышской народной песни “Рига гремит”. Звоном колокола отмечается и каждый полный час.
Хотя реставрация внутренних помещений еще полностью не завершена, церковный зал поражает своей величественностью. Массивные колонны подпирают крестовые и звездчатые своды перекрытия. Высота среднего нефа - 30 м, он перекрыт новыми - железобетонными сводами. Восстановлено несколько склепов, в том числе и Склеп синей бюргерской гвардии. Устанавливаются старинные эпитафии деревянной резьбы - они перед войной были вывезены в Польшу и уцелели.
В обширном зале устраиваются выставки. Здесь экспонировались проекты застройки города,. Проводились смотры конкурсов архитектуры и градостроительства. В дни искусства зал отводится под выставки гобелена, скульптуры, живописи.
А.Холцманис “О чем рассказывает церковь Петра” (буклет) Р., “Авотс” 1980
От себя добавлю, что здесь регулярно проводились ежегодные смотры дипломных проектов выпускников архитектурного факультета Рижского Политехнического института и выпускников Академии художеств.
И добавлю информацию, которую я когда-то давала для книги Рекордов Латвии:
Самой высокой деревянной конструкцией своего времени в Европе была ажурная многоярусная башня церкви Петра в Риге (общая высота 120,7 м, высота деревянной части 69,5 м, сгорела в 1941 г. и восстановлена в 1970-71 гг. с заменой деревянных конструкций металлическими). Первоначально была возведена по эскизу городского строительного мастера Я.Йостена (1667 г.) и завершена в 1694 г. его преемником Р.Бинденшу. После пожара, возникшего от удара молнии, ее восстановил в 1764 г. рижский мастер-плотник И.Х.Вюльберн. В 1941 г. башня была уничтожена немецко-фашистской артиллерией и восстановлена в 1970 г. по проекту архитекторов П.Саулитиса и Г.Зирниса уже в металлических конструкциях.
Самые первые башенные часы были установлены в 1352 г. на башне церкви Петра в Риге. Здесь же дежурил караульный, чтобы поднять тревогу в случае пожара или какого-либо другого бедствия. Услышав звон большого колокола, рижане устремлялись к месту происшествия. Т.о. башня церкви Петра была самой первой и до сих пор остается самой высокой пожарной каланчой. А ранее звон того же колокола ежедневно возвещал о начале и конце рабочего дня.
Самый значительный алтарный образ был написан для одной из капелл церкви Петра знаменитым немецким живописцем Альбрехтом Дюрером, побывавшем в Риге в 1521-22 гг. (картина погибла в период иконоборческих погромов).
Сведения основаны на публикациях Ю.М. Васильева.