В продолжение темы о памятнике Петру Первому в Риге

Feb 20, 2008 05:49

В первоначальном посте на эту тему хотелось показать и фотографии памятника Петру Первому в наши дни, но так получилось, что свои фото 2005 года я туда добавить не смогла, а новые сделать тогда не получилось из-за плохой погоды. Сегодня есть возможность показать эти фото, и заодно заглянуть в глаза царю. ;-) Дополнительно к этому разыскала еще несколько подробностей о памятнике в Интернете.



Историю создания памятника, его старинные фото, фото копии памятника, фото восстановленного монумента 2001 года, когда он был показан народу, кто не видел раньше, можете посмотреть в первом посте на эту тему http://renatar.livejournal.com/133012.html

Из того визуального ряда предлагаю посмотреть лишь любезно показанную tasja_ фотографию копии памятника Петру из Крестовой галереи Домского собора (сфотографировано 2 января сего года):



Как видите, копия памятника оказалась несколько сдвинута от своего первоначального положения.

Небольшая предыстория о царе и его памятнике из Интернета:

Долго не везло Петру Алексеевичу в «ганзейском граде» Риге. В 1698 году, когда молодой царь отправился «с великим посольством» в Европу, шведы не пустили его на экскурсию в город, бесцеремонно выпроводив за ворота. Эта заносчивость отцов города вышла Швеции боком: конфликт в Риге позже фигурировал среди поводов объявления Северной войны.

Зато с 1710 года, когда России удалось изгнать неприятеля из Рижской крепости, началась долгая и взаимная дружба Петра Великого с горожанами. Он слал в Ригу дорогие подарки, собственноручно заложил на болотистой окраине несколько парков. Один из дворцов, где любил останавливаться гость, до сих пор носит его имя. Да и любимую жену, «матушку Екатерину», он нашел в латвийском городке Алуксне после боя со шведами. Латыши называют Петра «наш царь».

Поэтому к 200-летию освобождения Риги от северных завоевателей по инициативе общественности города было решено соорудить в столице памятник Петру I. Летом 1910 года величественный бронзовый монумент работы известного немецкого мастера Густава Шмита-Касселя был открыт в центре Риги. На торжествах присутствовал сам Николай II и члены императорской семьи.

Идею реставрировать обветшавшую скульптуру в независимой Латвии выдвинул в конце прошлого века бывший министр культуры Рихард Пикс, когда несколько лет назад подписывался договор о культурном сотрудничестве Латвии и России. И тут началось...

Этот пункт договора вызвал протест в республике. Петр Великий получил в Прибалтике посмертно еще один титул - «оккупант № 1». А оккупантам памятников не ставят. Когда страсти поутихли, за восстановление медного всадника взялись патриоты-энтузиасты. С инициативой восстановить памятник выступила фирма «Тейкас нами». Ее президент Евгений Гомберг привез в Ригу питерских специалистов из Русского музея.

«Самой первой нашей задачей было собрать и сложить все фрагменты памятника, чтобы убедиться, что реставрация возможна. Если бы сделать это не удалось, то мы отказались бы восстанавливать эту историческую реликвию», - заявил тогда журналистам скульптор Алексей Мурзин. Художники по фотографиям и уменьшенной модели скульптуры воссоздали недостающие детали. Их отливали в Санкт-Петербурге. Реставрационные работы, которые проводились на деньги фирмы, завершились летом 2001 года, накануне 800-летия основания Риги. Евгений Гомберг в честь этой знаменательной даты собирался преподнести столице свой исторический подарок.
http://www.gudok.ru/index.php/print/15622

Фото памятника во дворе здания по ул. Бривибас гатве, 223 в 2005 году, каким довелось его увидеть:



Еще одна статья об истории памятника из Интернета, привожу здесь лишь несколько отрывков с новыми подробностями:

В конечном итоге, приключения статуи - это история о том, как народы воплощают себя в образах национальных героев, а малые народы порой веками пытаются выбраться из тени прежних правителей.

Знаете, меня просто поражает, что три с половиной тонны бронзы способны вызвать такой ажиотаж, - говорит Евгений Гомбург, бизнесмен, потративший на реставрацию статуи пять лет жизни и 200000 долларов. - Но я тут как-то побеседовал с одной дамой-историком. И она высказала такую мысль: Латвия как страна вроде как создает заново собственную историю. И эта история должна быть историей побед. По ее словам, то, что я делаю со статуей - это деконструкция их истории.

Русскоязычные жители, такие как Гомбург, составляют примерно треть населения Латвии, и все 13 лет, с тех пор как Латвия вышла из состава СССР и провозгласила независимость, споры о языке и политических правах вызывают раскол среди ее граждан. Но, похоже, этот раскол уходит корнями в глубины истории.

Многие из этнических россиян рассматривают Петра Великого как завоевателя-благодетеля: в ходе кровавой Северной войны он 'освободил' Латвию, входившую тогда в состав Ливонии, от шведского владычества. В России Петр Первый - прославленный царь: он инкогнито путешествовал по Европе, построил флот, внедрил европейскую культуру и возвел в отсталой стране элегантную европейскую столицу - Санкт-Петербург.

Однако осада Риги этим же монархом привела к гибели 60000 жителей от военных действий, голода и болезней - событие, которое, по мнению многих латышей, вряд ли заслуживает восхваления.

Возможно, считает Оярс Спаритис, глава рижского комитета по монументальной скульптуре, Латвии стоит последовать примеру соседней Литвы, где все статуи советской эпохи - памятники Ленину, Сталину, Дзержинскому - собрали в одном парке, окруженном колючей проволокой и сторожевыми вышками. Официально это называется Выставкой советской скульптуры, но местные прозвали это место 'Сталинуорлд'.

'Эти экспонаты выставлены в парке развлечений, вроде Диснейленда, - объясняет Спаритис. - Если страна способна посмеяться над собственной историей, это говорит о ее силе. В Латвии история еще вызывает горький привкус, который не пройдет от одной улыбки. Потому что история по-прежнему рядом с нами'.

Мария Петровская - весной по утрам она обычно торгует ландышами у подножья внушительного Монумента Свободы на набережной, в том самом месте, где ранее стоял памятник Петру Великому - считает, что его незачем извлекать из нынешнего парковочного 'царства'.
'Конечно, Петр был хорошим царем, - говорит она. - Но он делал хорошее для России. Он дал выход к морю России, а не нам. У нас, латышей, море и так уже было'.
<...>
В 1988 г. фотография памятника попалась на глаза Станиславу Разумовскому - русскому инженеру, работавшему в военной строительной организации. 'С этого дня моя жизнь полностью изменилась, - рассказывает пятидесятидевятилетний Разумовский, сын директора музея. - В ту ночь я не мог заснуть. . . Что-то в душе говорило мне, что теперь мне доверена особая миссия - спасти от забвения этот разрушенный памятник великому человеку'.

Он уволился с работы, выяснил, где хранится статуя, и после часа поисков в груде ржавого железа нашел голову и грудь коня. Затем в углу, за вентиляционной трубой, он заметил руку. Потом обнаружились еще несколько фрагментов. Разумовскому удалось убедить командира советской воинской части принять статую на хранение на военный склад - за исключением головы, которую он принес домой, в маленькую квартиру, где он жил с матерью. Каждый день Разумовский приезжал на машине на склад. Он попытался собственными силами скрепить обломки памятника с помощью длинных медных болтов. Однако за долгие годы некоторые фрагменты просто были утеряны.

На дворе уже стоял 1993 г., и части бывшей советской армии окончательно покидали Латвию, а склад подлежал передаче в ведение вновь созданной латвийской армии. Разумовский рассказал командиру, что занимается реставрацией статуи, но ему было велено убираться восвояси. В отчаянье, рассказывает Разумовский, он кружил вдоль периметра базы как волк, чья самка угодила в капкан. Через несколько дней ему удалось разглядеть свое сокровище сквозь щель в заборе. Вокруг памятника валялись битые пивные бутылки, а обе ноги Петра были оторваны.

Разумовский испугался, что кто-то явится в его квартиру и заберет голову статуи. И тут у него созрел план. Он положил голову в самый большой рюкзак, какой только смог найти, погрузил в машину и припарковался возле российского посольства, наблюдая за латвийским охранником у дверей. 'Наконец, я понял - вот мой шанс. Кто-то выходил, и дверь была открыта, так что я со всех ног бросился туда. Полицейский заметил меня, и побежал следом. Он уже протянул руку, чтобы меня схватить, когда я влетел внутрь - через несколько секунд дверь захлопнулась'.
<...>
Вскоре после полуночи 17 августа 2001 г. Гомберг погрузил огромную статую на грузовик, привез в центр Риги и установил в приморском парке. В ожидании официальной церемонии открытия он закутал ее большим белым парашютом. Но праздник продолжался недолго. Консерваторы пришли в ярость. Вице-мэр Риги позвонил Гомбергу и велел ему 'избавиться' от статуи, неважно как. Памятник перевезли на парковку возле фирмы Гомберга, где он и остается по сей день, ожидая, когда для него наконец подберут постоянное место.

Что же касается копии, предназначенной для Санкт-Петербурга, то и здесь все прошло не слишком гладко. В прошлом году петербургские власти арестовали Гомберга за то, что тот выкрал из литейной гипсовые формы для статуи, поскольку город не желал ему их оплатить. Потом стороны пришли к компромиссу, и к масштабным торжествам по случаю трехсотлетия города в июле прошлого года копия была готова.

Петр Великий, бронзовый царь на бронзовом коне, бесстрастно и сурово стоит в окружении новых подданных - 'Ауди', 'Фольксвагенов' и 'Жигулей' - в одном из рижских переулков, на задворках здания риэлторской компании. Какой-то поклонник положил к подножью монумента букетик анютиных глазок.
http://inosmi.ru/print/211196.html
Копия статьи тут: http://www.riga-lv.com/history/peter.htm

Несколько моих фотографий 2005 года с той самой "парковки", где стоит памятник. Вид издалека:



Приближение зумом с того же места:



Вид от проходного подъезда здания на ул. Бривибас:



Вид непосредственно со стоянки:



Любопытное интервью мецената Гомберга, восстановившего памятник на свои средства:

- Как произошел качественный скачок в другую «весовую категорию» - от оловянных солдатиков к бронзовым памятникам?

- Логически и естественно. Наверное, это сидело внутри. И вылупилось, когда появились свободные деньги и, соответственно, свободное время. Про рижские памятники я много знал со студенческих времен, когда подрабатывал экскурсоводом в «Спутнике». Тут как раз моему бизнесу исполнилось десять лет и захотелось сделать подарок родному городу. Во-первых, Джо Кокерагла пригласили. Во-вторых, была задумка прокатить сквозь город восстановленную конную скульптуру Петра I как игрушечную лошадку - на колесиках, увитую лентами и цветами, сюрпризом - и поставить перед сценой в Межапарке.

- Какой памятник у Вас самый любимый?

- Думаете, скажу император Петр? Нет, фельдмаршал Барклай-де-Толли! Петра собирали как детали конструктора. Ну, долепили утраченные органы. Правую кисть скульптор лепил с моей - горжусь.

Петр I практически член нашего трудового коллектива - он стоит «на ответственном хранении» на автостоянке фирмы Teikas Nami и нервирует городские власти самим фактом своего существования. Пару раз я им напомнил, что неустановленный Петр - это как непохороненный Ленин. Но не настойчиво: пусть себе стоит и радует глаз.

Комиссии - дело тонкое. Вот другая комиссия, государственная, оценила скульптуру Петра (после восстановления) в 30 тысяч латов - по цене металлолома. Я изумился, потому что, например, только отливка копии Петра по моим слепкам с оригинала стоила Санкт-Петербургу около 200 тысяч долларов. Но мне по секрету рассказали, что во время заседания один дедушка, член комиссии, усомнился, что перед ним подлинная скульптура. «Это, - говорит, - копия. А оригинал Гомберг украл и продал в Петербург». Интересно, что комиссия с этим согласилась, откуда и цена.
http://www.kompromat.lv/index.php?docid=readn&id=1410

Еще несколько моих фото в частных владениях Гомберга в 2005 году:





Многие знают о том, что в дни 800-летия города Гомберг впервые показал восстановленный памятник городу и то, что он простоял всего несколько дней. Но не все знают, что памятник пытались похитить. Информация из Сети:

В ночь с субботы на воскресенье была совершена неудачная попытка перевезти памятник Петру I из парка Кронвалда в Межапарк. Об этом сообщил вчера журналистам владелец памятника Евгений Гомберг. По его словам, распоряжение о передислокации
Петра I дал мэр Риги Гундарс Боярс.

Евгений Гомберг рассказал, что градоначальник выдал распоряжение управляющему Рижским свободным портом (на территории которого находится скульптура) Леониду Логинову передать Петра Великого на хранение руководителю Межапарка Валдису Гарозе. Однако ничего из этой затеи Боярса не получилось. «Для того чтобы перевезти памятник, в парк Кронвалда ночью прибыли подъемный кран и трейлер. Однако Петра не удалось снять с места, поскольку для этого необходима специальная техника, имеющаяся только у «Тейкас нами», - заявил Гомберг.

Дабы не повредить скульптуру (Гомбергу удалось убедить Гарозу, что если памятник будет перевозиться на боку, то у лошади Петра сломается нога), ее транспортировку решили отложить. Тем более что выяснилось, что в Межапарке нет помещения, в котором мог бы поместиться такой большой памятник. Евгений Гомберг сказал, что сегодня он готов сам забрать Петра I и заботиться о его сохранности.

Все воскресенье рижане торопились запечатлеться на фоне бронзового монарха - сюда приходили целыми семьями и «щелкали» друг друга под стременами Петрова коня мыльницами и полароидами. Судя по суждениям, услышанным нами в непрерывном потоке публики, рижане отреставрированный памятник оценили как истинное произведение искусства, которое, бесспорно, украсило бы нашу столицу.
http://www.whiteworld.ru/rubriki/000104/010/01082207.htm



24 августа 2001 года на президента ООО «Тейкас нами» Евгения Гомберга все-таки наложили административный штраф в 25 латов. За самовольную установку памятника Петру I возле управления Рижского свободного порта.
http://www.chas-daily.com/win/2001/08/24/l_35.html

И вот теперь памятник до сих пор стоит на территории фирмы Гомберга, где сей монумент по моей просьбе 16 февраля этого года сфотографировал мой муж:



Это фото сделано через стеклянную дверь. По-моему, что-то в этом есть...











И вид издали:



Просьба не использовать фото где-либо без нашего разрешения.

Кстати, неподалеку был обнаружен один артефакт, позволяющий предположить, памятник кому еще Гомберг может восстановить в Риге. Этого человека знают все, поэтому какие могут быть Ваши предположения?
А фото артефакта покажу завтра. ;-)

Памятники, Рига, Персоналии

Previous post Next post
Up