Эпидавр по праву считается одним из наиболее примечательных мест античной Эллады.
Здесь я писала о знаменитом театре в Эпидавре, а сегодня хочу рассказать о святилище Асклепия там же. Заодно погрузимся в секреты медицины древних греков ;-)
После осмотра знаменитого театра пришла очередь музея, расположенного неподалеку. Некоторые его фото можно увидеть здесь:
http://www.victor.com.ua/greece/Epidauros/epi_m.htmНа этом фото с птичьего полета видно взаимное расположение театра и музея:
А за музеем и располагается весь комплекс святилища Асклепия:
А таким здание было в 1938 году:
В музее собраны экспонаты, обнаруженные в ходе археологических раскопок на территории святилища:
Здание само по себе невелико и экспозиция оставляет уютное впечатление, без излишней помпезности:
К сожалению, со вспышкой в музее фотографировать нельзя, поэтому кадров из экспозиции здесь будет немного.
Но кто такой Асклепий, которому посвящено данное святилище?
Об нем и многом другом нам рассказывала замечательный экскурсовод Хрисула Метакса (ударение в фамилии на последней букве "а"):
ОБ АСКЛЕПИИ
У Асклепия, Эскулапа, бога врачевания были свои предшественники в Древнем Вавилоне и Древнем Египте.
В Древнем Вавилоне бог врачей Нингишзида имел своей эмблемой двух змей, обвившихся вокруг посоха. Со змеей вавилоняне связывали омоложение, выздоровление, здоровье, продолжительность жизни, мудрость.
Здесь mi_cha_el пишет:
Имхотеп жил примерно 4600 лет назад и вероятно был младшим братом второго фараона 3-ей династии Древнего царства по имени Джосер. ...Имхотеп исполнял функции Великого визиря, а по совместительству верховного жреца бога Ра, и соответственно главного звездочета, главного чтеца, главного геометра и главного строителя гробницы для своего царственного родственника. Вот именно в этой последней своей должности он особенно преуспел и прославился тем, что изобрел первую пирамиду. ...Но зато в жанре медицинской литературы он достиг таких высот, что его работы в качестве врача легли в основу первого медицинского трактата, известного нам, как "папирус Эдвина Смита". А сами египтяне его попросту обожествили и его папой стал небезызвестный бог Птах. Греки, которые почти во всем наследовали египтянам, позаимствовали у них Имхотепа под именем Имутес, а вместе с ним и его незабвенные труды. Правда со временем они переименовали Имхотепа-Имутеса в Асклепия и заодно откорректировали его биографию, поменяв папу Птаха на папу Аполлона.
За тысячу лет до нашей эры греки стали почитать культ змеи. Змея у них также символизировала мудрость, науку и познание. В одном мифе говорилось о том, что Зевс - верховный бог греков - подарил людям чудесное молодящее средство. Вместо того, чтобы самим нести этот бесценный дар, люди возложили его на осла, а он отдал его змее. С тех пор люди несут тяжкое бремя старости, а змеи наслаждаются вечной юностью. Известно, что змеи живут долго и ежегодно меняют кожу. Эта способность и наводила людей на суеверные мысли о постоянной молодости змеи, сбрасывающей с себя «старость» вместе со старой кожей.
По данным ученых, окончательно оформленный культ змеи, как олицетворение всеведения, врачевания и медицинских знаний в Европе, можно отметить в Фессалии. Культ Асклепия как бога-целителя сложился в Элладе к VII в. до н.э. По всей вероятности, прообразом этого мифологического героя был реально существовавший легендарный врачеватель времен Троянской войны (XII в. до н. э.) - царь Фессалии и глава семейной врачебной школы - Асклепий.
Мифологический Асклепий - бог врачевания, сын Аполлона и нимфы Корониды (по др. версии Арсинои, дочери Левкиппа), которую Аполлон убил за измену. Когда тело Корониды сжигали на погребальном костре, Аполлон вынул из ее чрева младенца Асклепия и принес его на воспитание мудрому кентавру Хирону. Скоро ученик превзошел своего учителя. Не было болезни, которую не смог бы он излечить, никому не отказывая в помощи. Когда Асклепий накопил в искусстве врачевания большой опыт, Афина дала ему кровь, вытекшую из жил горгоны Медузы. Кровь, которая текла из левой части горгоны, несла смерть, а из правой части - использовалась Асклепием для спасения людей. Асклепий пришел к дерзкой мысли воскрешать мертвых (он воскресил Ипполита, Капанея, Главка - сына Миноса и др.). Искусство Асклепия было столь велико, что люди на земле перестали умирать. Тогда демон смерти Танатос пожаловался Зевсу, что Асклепий нарушает мировой порядок. Ведь жизнями и смертями распоряжался Аид и никто кроме него не вправе этого делать. "Если люди станут бессмертными, - подумал Зевс, - кто тогда отличит людей от богов?" Яркой вспышкой мелькнула молния великого царя Олимпа, и поразила Асклепия. Но не ушла тень Асклепия в царство мертвых, стал он богом исцеления. Асклепий мыслился ипостасью Аполлона; известны их общие храмы и атрибуты.
Люди обожествили искусного врачевателя Асклепия, воздвигли в его честь множество святилищ, и среди них знаменитое святилище Асклепия в Эпидавре, где его культ был особенно популярен. Сюда стекались за исцелением со всех концов Греции. Эпидаврии - афинский праздник в честь Асклепия, справлявшийся в 4-й день Элевсинских мистерий.
От Асклепия происходит название специально оборудованных лечебных помещений для приема и стационарного содержания больных, создаваемых при храме Асклепия, - «асклепейонов». Эти помещения можно увидеть на монетах того времени.
В ранний период культа Асклепия он изображался в виде змеи (как, например, на монете Антонина Пия, выпущенной по случаю передачи в Рим священной змеи из Эпидавра в 191 г. до н.э.) Изображения Асклепия (в образе человека зрелого возраста, похожего на Зевса), а также различных моментов, связанных с ним, встречаются на монетах 162 городов Древней Греции (Коса, Фригии, Афин, Эпидавра и т.п.); на многих монетах Древнего Рима.
Асклепий был не единственным медицинским божеством в Элладе: он имел семерых детей - Телесфора, Махаона, Подалирия, Гигиею, Панацею, Иазо и Огле. Гигиея была богиней здоровья (от нее название «гигиена»), Панацея - покровительницей лекарственного лечения, Иазо - богиней исцеления, Огле - богиней роскоши. Телесфор считался гением выздоровления (его имя в переводе означает «приводящий к благому концу»). Поздняя античная традиция считала Махаона хирургом, а Подалирия - терапевтом. Первое упоминание об Асклепии и его сыновьях Махаоне и Подалирии - героях и военачальниках и искусных врачевателях («славные оба врачи, Асклепия мудрые дети») - встречается в «Илиаде» Гомера.
Когда Менелай - царь ахейцев (греков) был ранен, его брат царь Агамемнон повелел разыскать Махаона:
Сколько, Талфибий, возможно, скорей позови Махаона, -
Мужа, родитель которого - врач безупречный Асклепий,
Чтобы пришел осмотреть Менелая, любимца Ареса...
В античном искусстве неотъемлемым атрибутом Асклепия и его дочери Гигиеи была змея (или даже две), которые почитались в древнем мире как символ мудрости, обновления и могущества сил природы и получали в храме Асклепия жертвенные приношения. Посох Асклепия, вокруг которого обвивается змея, всегда изображался в виде необработанной деревянной палки с сучками. Гигиея изображалась в виде юной красивой женщины в тунике, с диадемой и змеей, которую она держала в руке и кормила из чаши. Впоследствии изображение посоха, обвитого змеей, чаши со змеей стали в некоторых странах основными эмблемами медицины, символизируя, по мнению одних авторов, мудрость и могущество исцеляющих сил природы, а по мнению других - страх перед ее неведомыми силами (змеиный яд был ядом и лекарством).
Есть легенда, что Подалирий, возвращаясь с Троянской войны, пристал к Малоазиатскому берегу. Здесь он узнал, что дочь местного царя упала с крыши и лежит несколько дней без сознания. Он сделал ей кровопускание, больная ожила, и благодарный отец отдал ее в жены находчивому врачу. Отсюда видно, что происхождение кровопускания как терапевтической меры теряется в глубине веков. К несчастью, оно станет основным терапевтическим приемом вплоть до середины XIX в.
ПЛАН И МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ СВЯТИЛИЩА АСКЛЕПИЯ В ЭПИДАВРЕ
Примечания к плану святилища на нем.
http://www.gottwein.de/Hell2000/epid001.php Поросшие сосновыми лесами горы по берегам Эгейского моря за Коринфским перешейком - обитель духа полубога-получеловека Эскулапа, или Асклепия. Именно здесь, среди горных лесов находится Эпидавр. Святилище Асклепия находится в глубине полустрова Арголида в восточной части Пелопоннеса, в широкой, окруженной высокими холмами долине, на расстоянии ок. 10 км от древнего города IV в. до н.э. и 30 км - от Навплиона. Это самое крупное для континентальной Греции (да и для всей античности) святилище бога врачевания причислялось к главным святыням эллинского мира. Под эгидой Греческого археологического общества здесь под руководством П.Каввадиаса с перерывами с 1881 по 1928 проходили раскопки.
Святилище в Эпидавре расположено в живописном месте, где существует гармоническое единство разнообразных форм природы. Утопающие в зелени оливковых рощ долины прекрасны и одним своим видом успокаивают уставшего и больного человека, что сыграло не последнюю роль в выборе места для строительства.
Комплекс сооружений, посвященный Асклепию, был расположен в сосновой роще, поскольку считалось, что благодаря целебному воздуху и общей красоте ландшафта он дарит людям здоровье.
Ансамбль включал в себя богато украшенный мраморной скульптурой дорический храм Асклепия со статуей самого бога, круглое здание фолоса с колоннадой, двухнефный портик, несколько общественных сооружений. Однако от всего этого великолепия ныне почти ничего не осталось. Лишь некоторые уцелевшие архитектурные детали можно увидеть в местном и афинском музеях.
Культ Асклепия на территории Эпидавра возник в VI в. до н.э. Он был принесен из более древнего святилища Аполлона Малеата, которое располагалось на северной стороне горы Кинортий, к юго-востоку от античного Театра. Это святилище было основано в доисторические времена (XV в. до н.э.) и существовало наряду с Асклепейоном до самого конца античного мира, пережив второй период расцвета во 2 в. н.э.
Святилище Асклепия в Эпидавре было одним из самых известных мест врачевания в древней Греции и причислялось к главным святыням эллинского мира.
Причиной, вызвавшей основание этих святилищ, явились эпидемии чумы, обрушившиеся тогда на греческие города. Эпидаврский Асклепейон и праздники в честь бога приобрели общегреческий характер. Прибытие огромного числа почитателей приносит значительные материальные ценности, благодаря чему стало возможным осуществление в IV-III вв. до н.э. роскошной строительной программы, позволившей осуществить один из самых амбициозных архитектурных проектов античности.
В этот период строятся наиболее важные архитектурные памятники святилища: храм и алтарь бога Асклепия, толос (единственное круглое здание в Эпидавре, в фундаменте которого находился лабиринт, где проходила мистическая процедура посвящения в жрецы), абатон, а позднее и театр, церемониальная трапезная, бани, гостиницы, палестра (место физического оздоровления) и другие.
Центральным сооружением святилища был храм Асклепия (IV в. до н.э.). На территории святилища располагались также храмы в честь Гигиеи, Артемиды, Афродиты, Фемиды и Аполлона, большой жертвенник для приношений и круглый храм Фолос - выдающееся произведение древнего зодчества, воздвигнутый в V в. до н.э. Поликлетом Младшим. В его подземелье располагались три бассейна, сообщавшиеся с минеральным источником.
Минеральный источник, вода которого обладает природным лечебным действием, и кипарисовая роща (воздух которой также является целебным) были обязательными ориентирами при выборе в древней Греции мест для сооружения храма. Вода источника использовалась в качестве одного из основных лечебных средств, и потому он считался священным.
На территории святилища в Эпидавре были также баня, библиотека, гимнасий, стадион (для занятий спортом) и театр, построенный ок. 450 г. до н.э. также Поликлетом Младшим и слывший одним из самых больших и замечательных во всей Греции. Повсюду возвышались многочисленные статуи, изображавшие богов, памятники, воздвигнутые в честь знаменитых врачевателей, стелы, на которых высекались тексты о случаях удачного исцеления.
Важным местом был портик длиной 70 м, где спали желающие исцелиться и близ которого находился источник для омовения. В Эпидавре были построены пропилеи, храмы Асклепию и Артемиде, куда после выздоровления приносили сделанные из гипса изображения больных частей тела, а также фимела - круглое помещение, очевидно, для концертов, огромный театр и много красивых портиков. Здесь имелся квадратный в плане гимнасий, с площадкой для игр и тренировок, классами для занятий словесностью и музыкой и стадион.
Грубо говоря, обнаруженные остатки сооружений можно разделить на 4 группы: здания, принадлежавшие к теменосу, т.е. священному участку самого Асклепия и связанные т.о. с его культом; здания для атлетических состязаний; здания для обслуживания посетителей; театр. Среди важнейших сооружений нет ни одного древнее 4 в. до н.э., хотя стадион в его первоначальной форме, возможно, выстроен уже в 5 в. до н.э. Культ Асклепия в Греции - сравнительно поздний, и немногие связанные с ним памятники датируются ранее конца 5 в. до н.э.
Внутри теменоса располагались храм и алтарь божества, а также толос и абатон. Храм несколько модернизированного дорического ордера выстроен ок. 380 до н.э. архитектором Феодотом и украшен статуями скульптора Тимофея, скульптуры акротерия (по углам крыши и на коньке) частично уцелели. Главная культовая статуя Асклепия работы Фрасимеда была выполнена из золота и слоновой кости.
Толос, фолос - в древнегреческой архитектуре круглое в плане сооружение (святилище, гробница, музыкальный зал). Наиболее известна Фимела (фолос) в Эпидавре.
Реконструкцию можно увидеть здесь:
http://eart.by.ru/txt/18/1122.htm Die Tholos von Epidauros
http://www.gottwein.de/Hell2000/epid002.phpTholos of Epidauros
http://www.sikyon.com/Sicyon/Painting/tholos_eg.html Толос, который в античности, вероятно, назывался «Фимела», представлял собой круглое, 21 м в диаметре, здание, построенное ок. 360-330 до н.э. Поликлетом Младшим. Фимелу окружали 26 колонн дорического ордера, внутренняя стена была отделана снаружи по основанию и фризу белым мрамором, а внутри - черным мрамором, ее украшали фрески знаменитого художника Павсия.
Внутри Фимелы была еще одна круговая колоннада, образованная 14 колоннами коринфского ордера. Найдена резная капитель, возможно, служившая образцом.
Капитель коринфского ордера из толоса (350 г. до н.э.) - украшение музея в Эпидавре:
Потолок имел изысканную кессонную отделку с растительным орнаментом, внутренние полы были набраны из черных и белых мраморных плит, образовывавших геометрический рисунок. В центре находилась монолитная круглая плита, которую можно было поднять, поскольку, судя по всему, отсюда имелся доступ в цокольный этаж, что-то вроде лабиринта, образованного концентрическими стенами, в каждой из которых было прорублено по одному проему. Т.о., вокруг центрального колодца имелось три кольцевых коридора, причем проход по ним местами перекрывался поперечными стенами.
Высказывалось предположение, что здесь содержались священные змеи Асклепия либо что молящихся приводили сюда, соблюдая священные обряды, чтобы погрузить в сон (возможно, верно и то, и другое). Впрочем, не исключается и возможность того, что описанный лабиринт предшествовал Фимеле и при ее строительстве был просто засыпан. Во всяком случае, совершив положенные обряды, паломники ложились в абатоне спать в надежде, что во сне их посетит сам бог. Абатон (греч. «недоступное», «заповедное»), вероятно, - портик ионического ордера в северной части священного участка, длина ок. 70 м. Восточная часть портика, датируемая 4 в. до н.э., имела один этаж, но когда его стали удлинять в западном направлении, то выстроили уже два этажа, причем первый был заглублен.
На самом священном участке и поблизости от него обнаружен ряд других зданий (в т.ч. числе храм Артемиды), найдены статуи, но более всего впечатляют остатки спортивных сооружений. Стадион (находился южнее теменоса) был прямоугольным в плане, сохранились подземный выход на него, проходивший вдоль северной стороны, отмеченная камнями стартовая полоса и бассейны для омовения атлетов по сторонам. Каменные скамьи стадиона возведены позже первоначального сооружения 5 в. до н.э. В гимнасий (помещение для атлетических упражнений, располагался к востоку от стадиона) посетители попадали через необычайно величественный портик, имевший 6 колонн по фронту и 4 в глубину. Сам гимнасий был довольно большим, но вполне традиционным по расположению помещений (в том числе двух больших двухнефных залов) вокруг прямоугольного внутреннего дворика, окруженного со всех сторон колоннадой, т.е. перистилем. Позднее, в римскую эпоху, во дворе гимнасия возвели концертный зал.
Среди зданий, предназначенных для посетителей, был и катагогий (гостиница). Он был построен из сырца и имел четыре внутренних дворика с перистилями, вокруг которых в два этажа располагались комнаты (всего их могло насчитываться до 160). Для обслуживания паломников имелись также бани и другие здания.
В ходе археологических раскопок на территории святилище была обнаружена группа надписей, представлявшая собой детальные отчеты о возведении зданий (в частности, храма Асклепия и Фимелы) с перечислением имен архитекторов, произведенных работ и финансировавших их лиц.
ОБРЯДЫ В СВЯТИЛИЩЕ
Эпидавр - своего рода религиозный санаторий античности. Людей здесь лечили молитвами и приношениями богу-врачевателю Асклепию, сыну Аполлона. Жрецы Асклепия были врачами, ставили диагноз и прописывали курс лечения, который обязательно предполагал проживание в Эпидавре в течение нескольких недель. Считалось и считается, что в этом месте очень благотворный климат.
Курс лечения в Эпидавре назывался "диэта". Много столетий спустя это греческое слово стало толковаться исключительно как отказ от обжорства. Но в античности, диэта подразумевала лечение молитвой, прогулками и переживаниями мистерий, посвященных культу Асклепия в театре. В античные времена на сцене эпидаврского театра ставили не великие трагедии - "Царь Эдип" или "Троянки", а нечто среднее между священнодействием и театральным представлением с терапевтическим эффектом.
В "диэту" входила и традиционная для нас диета: набор полезных для здоровья блюд и продуктов питания:
В основном лечение в Эпидавре было основано на психологии и на возможности внушения, которой обладали жрецы. Божественное исцеление считалось чудотворным и основывалось на вере исцеляемого, для которого самым главным врачом являлся все-таки сам бог Асклепий. Последнюю ночь своего пребывания в этом древнем санатории, пациенты проводили в так называемой "Колоннаде Асклепия" (абатоне), предварительно подготовившись к встрече с богом. Совершив обряды очищения, больной приносил жертвы и засыпал в теменосе бога, который либо являлся ему во сне, либо давал указания.
Исцеление обычно предусматривало "явление" бога либо в его подлинном образе, либо в образе его священных животных - змеи и собаки. Надо учитывать, что подготовка к встрече с богом включала в себя рацион питания с наркотическими добавками. По другим сведениям больных окуривали специальными благовониями. Поэтому в эту последнюю ночь к страждущим приходил сам бог и действительно их излечивал. Вот изображение одного из спящих пациентов:
Кроме этого, жрецы обладали и некоторыми навыками знахарства. В музее Эпидавра можно увидеть древние пинцеты и другие атрибуты медицинской практики, а также истории болезней, вырубленные на мраморных плитах, что позволяет нам проследить весь процесс врачевания.
Находки на территории святилища (большое число медицинских инструментов) указывают, что в святилище в то же время проводились хирургические операции.
После выздоровления пациенты подносили богу Асклепию дары. Обычно это было скульптурные изображения выполненное из камня или глины той части тела, которую вылечили (т.н.вотивы), и здесь было найдено много таких статуэток. Также в уплату за услуги приносили в храм изображения исцеленных частей своего тела, сделанные из мрамора, серебра, золота. При раскопках они найдены в Эпидавре в большем количестве. Это мраморные ноги и руки, серебряные сердца, золотые глаза и уши.
Сохранился ряд надписей со свидетельствами паломников о произошедших с ними благодаря божественному вмешательству чудесных излечениях, однако содержание надписей говорит о том, что в исцелениях играли роль также и врачебные рекомендации местных жрецов-медиков.
Жрецы строго следили за чистотой святилища и его посетителей: там нельзя было умереть. Религиозный ритуал исключал из священных мест как в Эпидавре, так и в других асклепейонах все нечистое, в частности связанное с рождением и смертью. Поэтому рожениц и неизлечимых больных, пришедших иногда из самых отдаленных мест Греции, изгоняли за пределы священной ограды. Служители асклепейонов строго следили за чистотой святилища и его посетителей. Каждый вошедший мылся в водах «священного» источника, после чего приносил жертву богам.
После вечерней службы все больные, пришедшие в храм, ложились спать в крытых галереях вдоль стен храма. Под действием одурманивающих окуриваний, внушения и гипноза больные погружались в священный сон. Толкование этих снов составляло существенный фрагмент храмовой медицины. Также главными средствами врачевания в храмах были: различные формы водолечения, холодные омовения, массаж и гимнастика.
Об употреблении лекарств в большинстве случаев не упоминается. Есть только отдельные указания на некоторые хорошо проверенные средства народной медицины, у которой жрецы заимствовали свои приемы. Более того, в трудных случаях, как свидетельствуют источники, жрецы часто приглашали на помощь светских врачей.
Таким образом, святилища Асклепия в древней Греции не были больницами в нашем понимании. По меткому замечанию профессора В.П. Карпова они носили «лечебно-санаторный» характер.
В Эпидавре никогда не было врачебной школы, как это имело место на Косе, в Пергаме или Александрии. На службу в асклепейон принимались лишь те, кто давал священную врачебную «Клятву» и таким образом приобщался к братству асклепиадов (этот термин впервые появился в античной литературе в VI в. до н. э.).
Врачевание в асклепейонах сочетало эмпирические и магические приемы. Основными средствами лечения были: лекарственное врачевание, водолечение, гимнастические упражнения. Наряду с ними существовал ритуал Еnkoimesis (который неправильно переводится как «инкубация» или «инкубационный сон») - кульминация обряда священного врачевания. Проводился он в абатоне - длинных крытых галереях вдоль стены храма, куда никто не мог войти без специального разрешения. Там больные вводились в состояние «искусственного сна» (состояние экстаза или гипноза), которое достигалось применением наркотиков или методов психологического воздействия. Ритуал сопровождался театральными представлениями, явлением бога или его священной змеи и даже представлением хирургических операций (в Эпидавре и других асклепейонах найдено множество хирургических инструментов).
Очень скоро ритуал Enkoimesis приобрел широкую популярность. Он привлекал множество пациентов и приносил колоссальные доходы асклепейонам. После ужасной чумы 430 г. до н. э., перед которой традиционная медицина оказалась бессильной, внимание к религии и магии усилилось. Священная змея из асклепейона в Эпидавре была торжественно перенесена в Афины, где на склонах Акрополя был заложен новый асклепейон, и культ Асклепия засиял с новой силой.
Однако в просвещенных кругах Греции к ритуалу Enkoimesis относились весьма критически. Так, в комедии Аристофана «Плутос» (греч. бог богатства), написанной в 388 г. до н. э., красноречиво рассказывается о многочисленных разочарованиях по поводу этого ритуала.
В древней Греции не было резкой границы между светской медициной и врачеванием в храмах. Об этом свидетельствуют памятники знаменитым светским врачевателям, воздвигнутые на территории асклепейонов, а также многочисленные свидетельства приглашения известных светских врачевателей в храмы в качестве «консультантов» в трудных случаях заболеваний.
ОБ АНТИЧНОЙ МЕДИЦИНЕ
В настоящее время наука не располагает письменными источниками сведений о медицине древнейшего в истории Греции и весьма развитого крито-микенского периода. Возможно, в будущем расшифровка крито-микенского линейного письма 'Б' позволит восполнить этот пробел. Эпические поэмы Гомера Илиада и Одиссея - являются практически единственными источниками сведений о древнегреческой медицине XII - VI вв. до н. э.
О медицине классического периода истории Греции рассказывает выдающийся памятник медицинской литературы Гиппократов сборник (ок. III в. до н.э.) из сочинений древнегреческих врачей и названный именем великого врача античного мира Гиппократа. Некоторые сведения содержатся также в произведении Геродота "История в девяти книгах". О медицине эпохи эллинизма повествуют труды александрийских ученых в изложении Галена и Авла Корнелия Цельса, так как подлинники медицинских трактатов не сохранились.
Археологические исследования в Эпидавре дали в руки историков медицины богатый материал о культуре бога врачевания в Древней Греции.
В медицине Древней Греции имелось два направления: народная и храмовая.
Начала греческой медицины теряются в глубокой древности и, несомненно, связаны с медициной древних культур Востока: египетской, вавилонской, индийской. Медицина в Греции издавна носила светский характер, основывалась на эмпирии и в своей основе была свободна от теургии, т.е. Призывания богов, заклинаний, магических приемов и т. п.
Гомеровский эпос дает некоторые представления об анатомических познаниях того времени и лечении ран. Вскрытия трупов в Древней Греции не производилось, тем не менее медицинская номенклатура Илиады и Одиссеи составила основу терминологии врачей всей Греции и входит в состав современного анатомического языка.
Согласно Дарамберу в поэмах Гомера описано 141 повреждение туловища и конечностей. Их лечение состояло в извлечении стрел и других ранящих предметов, выдавливании крови и применении болеутоляющих и кровоостанавливающих растительных присыпок с последующим наложением повязок.
Характерной чертой древнегреческой культуры было большое внимание к физическим упражнениям, к закаливанию и в связи с этим к личной гигиене. В современной физкультуре сохранились древнегреческие термины, например стадион и др. Молодежь училась в гимназиях - школах физических упражнений.
На многочисленных греческих вазах - предметах повседневного обихода - сохранились художественные изображения ухода за телом: обливаний, растираний, массажа и т. д. Древнегреческие скульпторы в многочисленных статуях отразили культ здоровья и красоты тела. Наиболее известен сюжет кровопускания на вазе из Лувра. Ваза изображена даже на почтовой марке:
В произведениях Геродота также есть упоминания о врачевании болезней в Древней Греции и о влиянии климата на здоровье человека. Говоря о заразных болезнях, он объясняет их возникновение вполне естественными причинами, а никак не божественными По его мнению, чума и дизентерия в войске Ксеркса возникли от употребления в пищу травы, листьев и древесной коры вместо хлеба, им же истребленного, от скопления войск и от гниения тысяч непогребенных трупов.
К VI в. до н.э. относится становление храмов и храмовой медицины. Культ Асклепия как бога-целителя сложился в Греции в VII в. до н.э. Несколько позже в Трикке, Эпидавре и на о. Кос были воздвигнуты первые храмы, посвященные этому богу.
Античные авторы сообщают более чем о 300 храмах. Вот некоторые из них:
Самым величественным из них считалось святилище Асклепия в Эпидавре, при раскопках которого обнаружены многочисленные архитектурные и письменные памятники, несущие обширную информацию о храмовой медицине Древней Греции.
В Древней Греции было несколько медицинских школ, и каждая из них была индивидуальна по своей философии.
Кротонская медицинская школа достигла своего расцвета в VI в. до н.э. Ее основные достижения формулируются в следующих тезисах:
1. организм есть единство противоположностей,
2. здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил,
3. противоположное излечивается противоположным. Выдающимся представителем кротонской школы был философ и врач Алкмеон из Кротона. Он открыл перекрест зрительных нервов и слуховой канал, писал о головном мозге как органе познании и причине некоторых болезней.
Книдская медицинская школа:
1. заложила основы гуморального учения, согласно которому здоровье есть благоприятное смешение четырех жидкостей организма, а неблагоприятное их смешение - есть причине большинства болезней.
2. Продолжая традиции вавилонских и египетских врачей, развивала учение о признаках болезней и диагностике. Выдающимся представителем этой школы был Эврифон из Книда - современник Гиппократа, автор многих сочинений.
Косская медицинская школа - главная медицинская школа Древней Греции. Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н.э., когда жрецы Дельфийского Оракула попросили Неброса с о. Кос и его сына Хрисоса прекратить моровую язву, свирепствовавшую в войске, осаждавшем г. Киррос. Оба врача без промедления откликнулись на эту просьбу и, как говорит предание, исполнили ее наилучшим образом: эпидемия была прекращена. Расцвет косcкой школы неразрывно связан с именем Гиппократа II Великого, который вошел в историю как Гиппократ. Косская медицинская школа:
1. рассматривала организм в тесной связи с окружающей природой,
2. разрабатывала принцип наблюдения и лечения у постели больного,
3. развивала основы врачебной этики.
Изображение Асклепия и Гиппократа на полу святилища на о. Кос:
О Гиппократе рассказ, к сожалению, не поместился в данном посте, поэтому о нем как-нибудь в другой раз...
Ссылки по теме:
Greek and Roman Surgical Instruments
http://www.indiana.edu/~ancmed/instr1.html Большая коллекция фотографий и иллюстраций на тему святилища в Эпидавре
http://www.perseus.tufts.edu/cgi-bin/image?lookup=Perseus%3Aimage%3A1990.30.0029Фото из Эпидавра
http://www.galenfrysinger.com/epidaurus_greece.htmИллюстрации отсюда
http://clendening.kumc.edu/dc/rm/major_ancient.htm The Project Gutenberg EBook of Ancient Art and Ritual, by Jane Ellen Harrison
http://www.gutenberg.org/files/17087/17087-h/17087-h.htm Источники информации:
http://www.bibliotekar.ru/423/11.htmhttp://www.ispras.ru/~igor/Greece/day05/pages/036.htmlhttp://petrov.com.ua/Greece/epidavros.htmhttp://www.tonnel.ru/index.php?l=gzl&uid=409http://www.asklepiy.uz/about/history/http://www.vsma.ac.ru/deps/smn/web/12/ask.htmhttp://ellada.spb.ru/?p=204http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/krugosvet/1/1000720.htmhttp://www.victor.com.ua/greece/index/index_epidauros.htmhttp://www.greek.ru/tur/guide/pelop/argolida/epid.phphttp://history.rin.ru/cgi-bin/history.pl?num=130