В продолжение предыдущего
поста о "новых временах", чтобы прояснить тему творческого озорства и веселого креатива, появившегося в современной иконописи, вспомним классику: "Остап сразу же выяснил, что Провал для человека, лишенного предрассудков, может явиться доходной статьей".(с)
Ключевое слово здесь - "лишенного предрассудков", а современную молодежь (любого возраста, хоть бы и за 60) - со всех сторон настойчиво убеждают отказаться от всех "комплексов" сразу и навсегда.
В глубину "Провала" в ХХ веке опущена Культура, а в ее недрах, еще глубже - культура религиозная.
Но поскольку интерес есть, и влечение к этой теме еще как-то монетизируется, то здоровый инстинкт и создавшаяся ситуация подталкивают активных участников арт-рынка к креативу в самой глубине "Провала" культуры.
Далее по теме можно процитировать великого (не побоюсь этого слова))) Пелевина.
Цитируем "iPhuck 10":
…"актуальное искусство - как некое поле событий, на одном полюсе которого - веселые заговоры безбашенной молодежи с целью развести серьезный мир на ха-ха, охо-хо или немного денег, а на другом - бизнес-проекты профессиональных промывателей мозгов, пытающихся эмитировать новые инвестиционные инструменты"...
В качестве иллюстрации -
фото со страницы в фейсбуке Андрея Бодько, желающего получить за свой креатив "немного денег" :
.
…"многое, случайно сбацанное на первом полюсе, со временем становится куда более серьезным инвестиционным инструментом, чем специально и старательно созданное на втором. Оно же впоследствии входит в канон. Поэтому второй полюс изо всех сил пытается мимикрировать под первый, а первый - под второй. Вот эта сложная динамика взаимного проникновения и маскировки и есть живая жизнь современного искусства, а также его суть, стержень и тайный дневник".
..."Грязный секрет современного искусства в том, что окончательное право на жизнь ему дает, или не дает - das Kapital. И только он один. Но перед этим художнику должны дать формальную санкцию те, кто выступает посредником между искусством и капиталом. Арт -элита, решающая, считать железку с помойки искусством или нет.
"Санкция возникает в результате броуновского движения вовлеченных в современное искусство умов и воль вокруг инвестиционного капитала которому, естественно, принадлежит последнее слово.
Сегодняшнее искусство - это заговор. Этот заговор и является источником санкции".
...Про «заговор искусства» сказал Сартр - и это, кстати, одно из немногих ясных высказываний в его жизни. Сартра дорого купили. Поэтому, когда я повторяю эти слова за ним, я прячусь за выписанной на него санкцией и выгляжу серьезно".
..."Любое творческое действие настроенного на выживание современного художника - это просьба принять его в заговорщики, а все его работы - набранные разными шрифтами заявления на прием".
...Искусство давно перестало быть магией. Сегодня это, как ты вполне верно заметил, предварительный сговор.
-«Разбираться» в современном искусстве, не участвуя в его заговоре, нельзя потому что очки заговорщика надо надеть уже для того, чтобы это искусство обнаружить. Без очков глаза увидят хаос, а сердце ощутит тоску и обман. Но если участвовать в заговоре, обман станет игрой"…
Героиня "iPhuck 10" ответственно утверждает: "Единственный способ заручиться санкцией на мою монографию - это склеить ее из санкций, уже выданных ранее под другие проекты. Вот так заговор искусства поддерживает сам себя".
Книги Пелевина - гениальный учебник по "безопасности жизнедеятельности" в нашем времени, в данном случае в сфере культуры. Это путеводитель по жизни в эпоху "тектонических сдвигов глобальной трансформации" смыслов, которые когда-то считались незыблемыми. Сегодня "Прогрессивная повестка", транслируемая прямо на подсознание из каждого "утюга", объявляет наши традиционные ценности нашими комплексами, избавиться от которых просто необходимо. Однако при этом внешние признаки респектабельных приличий все же требуется соблюдать."С добром и злом тоже начались проблемы - от имени добра стали говорить такие хари, то люди сами с удовольствием официально записывались во зло"...
..."общепринятые в прошлом парадигмы добра были деконструированы силами прогресса, сердце прогресса было прокушено ядовитыми клыками издыхающей реакции, а идеалы издыхающей реакции были вдребезги разбиты предсмертным ударом хвоста, на который все-таки оказался способен умирающий прогресс.
Ну, в общем, началось наше время".
В такой ситуации у каждого трезвомыслящего человека возникает вопрос - а что же происходит в наше время на самом деле?
Чтобы это понять, и понять почему это происходит именно так, а не иначе - читайте Пелевина!
Все хвалебные рецензии о книгах Пелевина абсолютно беззубы, и похоже, написаны алгоритмом искусственного интеллекта, которому не знакома не только свежесть восприятия, но и острота проникновения в глубины бытия homo sapiens sapiens.
То, что было написано им в 2011-14 годах практически дословно реализовано к сегодняшнему дню. А то, что написано в 2018 реализуется прямо сейчас на наших глазах, хотя в 2018 это было ясно далеко не всем.
Возвращаясь к теме современной иконописи, как последнего вида изобразительного искусства еще хранящего отблески смыслов, можно соотнести ее с Пелевинским определением "гипс".
Процитирую еще один отрывок из "iPhuck 10":
..."В гипсе содержалась последняя в культурной истории убедительная референция к свежести. К самой ее возможности. Уже не сам свет, а как бы прощальная лекция последнего видевшего свет человека обществу слепых. Ксерокопия света.
- Как это может быть ксерокопия света?
- Вот в этой невозможности и состоит вся суть гипса - то, что делает его таким уникальным. Это не наблюдение самого света, а фиксация того факта, что свет когда-то был"...