В продолжение темы
КАК ОНИ ЭТО СДЕЛАЛИТак выглядело историческое Жюбе (иконостас+амвон) в соборе Нотр-Дам в Реймсе.
Так выглядит алтарь на том же месте сейчас.
"Эта "мода" - опустошать храмы от всех конструкций которые, как кажется нашим знатокам, вредят красоте линий, уродуют, и делают храмы несовершенными - нанесла непоправимый вред красоте собора Реймса, сделала его похожим на крытый рынок, убрав его иконостас (жюбэ), его ризницу, ретабло, уничтожив гробницы его святых, алтари, витражи, ограду его хора, и бесчисленные украшения, попавшие под молот наших современных Геростратов..."
Это была цитата из брошюры 1885 года:
Далее там же:
"Амвоноборцы (так мы называем разрушителей иконостасов (жюбе), считают, что церкви были бы несравненно красивей, светлей и величественней без жюбе!
Архитекторы, которым не доставало скорее занятости, чем аппетита, усиливали в них (церковниках) это мнение, и можно даже сказать вдохновили его. Именно архитекторы и подвигли «амвоноборцев» уничтожить почтенные памятники седой древности, которые должны были вызывать скорее благоговение, чем негодование.
Согласно Священному Писанию Сам Бог дал Давиду план Иерусалимского храма, который этот Царь-пророк передал своему сыну, убедив следовать ему (плану) в точности.
Если Бог не оставил на усмотрение Моисея, Давида и Соломона форму Скинии и Иерусалимского храма, то кто может нас убедить, что два-три человека, знания которых значительно меньше, чем у Моисея, Давида и Соломона, могут распоряжаться по своей прихоти формой наших церквей так, что им позволено убрать иконостас (жюбе)?
Вся их проницательность заключается в утверждении о том, что жюбе делают хоры темными и загораживают алтарь...
В глазах благочестивых иконоборцев, которым мы должны приписать опустошение наших великих церквей, часовен, кивориев, жюбе, гробниц и других памятников искусства (которые можно было видеть раньше в этих зданиях),
это были всего лишь посторонние украшения, неудобные конструкции, неправильные постройки дурного вкуса, которые излишне загромождали проходы в храме, мешали видеть алтарь и, самое главное - созерцать господ церковников во всей их славе!"
Большая часть древних жюбе была перестроена в 15 веке."Но их использование восходит к первым векам христианства. Изменялась внешняя форма и декор - вот и все".
Дальше несколько примеров проектных предложений фасадов Жюбе в разных стилях, найденные в интернете (не Реймс):
В готическом стиле:
В стиле Ренессанса:
барокко :
И затем - эклектики - 1860 г. (строилось для больших ценителей Жюбе, которые еще встречались в XIX в.),
но сделано с широкой решеткой посередине, чтобы все в атаре было видно из храма, в той же логике, что и у наших отечественных "иконостасоборцев":))
Далее - цитата из брошюры "Жюбе и Лабиринт собора Реймса":
"В то же время - церковь Святого Петра в Риме, которая является первейшей, самой большой и самой красивой из всех церквей мира, и эта церковь не имеет jube !!!"
Напоминаю, что собор св. Петра в Риме (особенно его интерьер) был программным храмом Тридента:
О соборе св. Петра
Из WIKI:- XV веке базилика, существовавшая уже одиннадцать столетий, грозила обрушиться, и при Николае V её начали расширять и перестраивать. Кардинально решил этот вопрос Юлий II, приказавший построить на месте древней базилики огромный новый собор, который должен был затмить как языческие храмы, так и существовавшие христианские церкви, способствуя тем самым укреплению папского государства и распространению влияния католицизма (!). и решений тридентского собора.