Осиос Лукас

Jul 17, 2016 22:30

Наконец удалось реализовать мечту - увидеть хрестоматийный памятник византийской архитектуры - монастырский комплекс Осиос Лукас.
Как пишут в учебниках по истории искусств - "Кафоликон Осиос Лукас датируется первой половиной XI в. и является центральным памятником средневизантийской архитектуры и живописи".





Мозаики кафоликона широко известны и многократно опубликованы в сети, ибо в монастыре фотографировать не возбраняется (за что низкий поклон его насельникам!))




Поскольку памятник настолько известный расскажу только о личных впечатлениях.
Главное, что меня поразило, это отсутствие изображений в поле зрения.
Входишь в храм и видишь дворцовый зал, облицованный темно-зеленым камнем с уровня пола почти до потолка.
Это памятник постиконоборческому синдрому. Художникам позволили поработать только на сводах.




В иконостасе, разумеется, икон первоначально не полагалось.
Они были вставлены позже, интересно - когда?
На фото из сети 2008 они были очень примитивного, но современного письма - эти же иконы есть на черно-белом фото в книге А.И.Комеча "Древнерусское зодчество конца X - начала XII в.", изданной в 1987 г.




Но теперь их уже заменили на гламур "афонских писем".




Своды в нартексе значительно ниже, здесь сохранились мозаики более удобные для созерцания.
Удивительно пластичный образ Христа над западным порталом - стилистически он отличается от всех остальных фигур.










Все остальные образы очень схематизированы, но это сделано мастерски. Образы не примитивны и не механистичны. Они достаточно живые, хотя и описаны жесткими прямолинейными контурами.

Жаль, что других работ этой бригады мозаичистов не сохранилось - Осиос Лукас уникален.







Образ Христа над главным порталом фланкируют фигуры апостолов Петра и Павла очень странных пропорций. Если смотреть только на фото - кажется, что это результат кривизны арки.
Но на самом деле ноги апостолов не вписалиь по длине и были принудительно сокращены.










Получились несколько комичные карлики, что странно, учитывая мастерство художников, которое превосходно видно в других композициях.




Не менее мозаик интересны и росписи крипты - церкви св. Варвары. Стены крипты украшены фресками, современными мозаикам кафоликона (так пишет wiki). В алтарной преграде также первоначально не было икон.




Эти фрески плохо сохранились, хотя и многократно прописывались и поновлялись.







Судя по уцелевшим фрагментам живопись была ближе к графике. Все описано жесткими контурами, как и в рисунке мозаик кафоликона.




Но мастерство художников было превосходным!




Росписи сохранились и в правом приделе кафоликона. Хотя здесь все очень сильно зареставрировано.
Так, что уже трудно понять - где основа XI века, где романика XII, или еще более поздние вставки(?)













Но общее впечатление - полный восторг!
Странно, что этот памятник 1-го ряда был включен в Список объектов Всемрного наследия только в 1990 г.

Греция, путешествия

Previous post Next post
Up