По современным реалиям на сегодняшний день я провел в воздухе не так много, всего порядка трех суток, совершив 31 пассажирский перелет. Что это были за перелеты можно посмотреть на картинке созданной при помощи статистического сервиса Open Flights. Перелеты были разные, авиакомпании также. Это и недорогие лоукосты, и достаточно известные авиакомпании. С каждым годом, в связи с расширением географии путешествий, летать приходится все больше. Так только за десять дней путешествия по Турции и Северному Кипру я совершил семь перелетов. И более всего запомнились последние два рейса, на самолетах нашей самой известной авиакомпании - Аэрофлот.
Вылетали мы из Стамбула, а в московском Шереметьево нас ожидала пересадка на самолет до Калининграда. На стыковку закладывалось чуть больше часу времени. То, что нас ожидают некоторые проблемы мы поняли, когда на стойке регистрации в аэропорте Ататюрк нам оформили багаж только до Москвы. Когда мы попытались возразить, что мы, де, не успеем пересесть на нужный нам рейс, ввиду короткой стыковки, нам ответили, что помочь ничем не могут. Это правила вашей страны - Российской Федерации. Пограничные формальности и прочая прочая...
Хотя мне непонятно, в чем сложность оформить багаж до места назначения, если я для выполнения этих пограничных формальностей нужен как корове седло. Подержать сумку, донести до сканера и зарегистрировать багаж заново. Можно было бы, что-то и придумать без участия пассажира осуществляющего транзитный рейс, тем более когда предметов обязательных для декларирования он не перевозит. Но у нас вот такие правила... Ладно, оставалась все-таки некоторая надежда, что мы успеем.
На летном поле нас ожидал красавец лайнер - ИЛ-96-300, чудо российского авиапрома, с многолетним стажем, коий портит всю статистику Аэрофлота, в плане среднего возраста авиапарка. Она сейчас составляет что-то в районе 5 лет с копейками. А ИЛ-96, полет на котором мы должны были совершить, с именем "А. Майоров" был построен еще в далеком 1992 году, так, что на сегодняшний день ему 21 год. Возраст уже не маленький. Можно сказать ветеран.
Но огромный самолет, в свете Луны и огней аэродрома, смотрелся красиво и надежно, выделяясь своей горделивой осанкой и внушая даже определенное патриотическое чувство при виде российского триколора на его хвосте. Выпуск широкофузеляжных самолетов этой модели начался в 1988 году и за это время с ними не случалось ни одной катастрофы, которая повлекла бы за собой гибель людей. Или даже действительно серьезной аварии. Очень надежная машина. Правда, надо заметить, что и выпущено их было не так много - всего 26 штук. В эксплуатации, конечно, их уже меньше. Больше всего, шесть самолетов, у авиакомпании Аэрофлот, еще несколько у кубинской Cubana, и еще один, несколько модифицированный, у товарища Путина. Так, что мы могли, в некотором смысле, почувствовать себя президентом.
Эта и следующая фотография не мои и взяты из открытых источников, с указанием авторства, разумеется.
Впрочем, обстановка внутри самолета, к сожалению, никоим образом не напоминала президентские люксы. Базар людских голосов, достаточно опрятные, но очень старые кресла, выцветшие цвета стремящиеся к серому, номера сидений на спинках. Многие, кстати, часто путали свой ряд, в силу последнего факта. В общем дизайн салона, по-видимому, не претерпевал никаких изменений со времени первого полета.
Кроме этого ветеран воздушного флота имел и еще одну особенность. Бортпроводников и стюардесс тоже можно было отнести к разряду ветеранов. Нехуденькие хмурые тетеньки и упитанные мужички предпенсионного возраста, кои обладали таким же угрюмым выражением лица, разве что с некоторой примесью осуждения во взоре. Достаточно сложно объяснить... Знаете, так смотрит работник военкомата, который должен сопроводить школьников на медкомиссию.
Может, конечно, ожидание того, что стюардесса обязательно должна быть молода и красива, а бортпроводник улыбчив и энергичен это злостный стереотип. Ну может быть, не знаю, но салон можно было сделать и повеселее. Хотя, с другой стороны, можно немного поностальгировать по старому советскому прошлому, правда опять же с некоторой долей стереотипного представления об оном.
Но, собственно, не так это важно. Важно то, что самолет летел плавно, без резких перепадов давления, и проходил участки турбулентности почти незаметно. Так что можно было спокойно отдыхать. А устали мы к тому времени порядочно. Еще утром мы были в Фамагусте, на Северном Кипре, потом полет из аэропорта Эрджан в Стамбул, затем затянувшаяся до глубокой темноты прогулка по Египетскому базару и памятным, по прошлой поездке, местам, и вот снова самолет.
Так что большую часть полета мы провели во сне, отвлекаясь только на то, чтобы съесть наш, предварительно заказанный, кошерный обед, да уберечь его остатки от излишне рьяных бортпроводников. Да, милый дядечка, пытался схватить и выбросить еще нераспакованную булочку, оставленную на "потом". Но ее таки удалось спасти и перепрятать, для надежности, в рюкзак.
Наконец ИЛ-96 пошел на посадку, в салоне погас свет, все застегнули ремни. Почему-то не уходило ощущение, что мы летим в грузовом отсеке военного самолета и нам вот-вот надо будет прыгать с парашютом. Но сама посадка была очень плавной, самолет не дергало и не трясло. Все-таки, без всяких шуток и иронии, ИЛ-96 один из лучших самолетов в нашей авиации, даже несмотря на свой возраст.
Приземлившись в Шереметьево мы, памятуя о короткой стыковке, одними из первых выскочили из самолета, первыми прошли паспортный контроль и примчались к багажной ленте. Которая, конечно же, даже не двигалась. Первые чемоданы стали выплевываться на ленту только минут через десять. И вскоре перед лентой собрались почти все пассажиры рейса, что абсолютно нивелировало все наши старания оказаться здесь первыми. Вот уже заканчивается время посадки на следующий рейс, а мы все еще стоим перед лентой, в ожидании двух наших небольших сумок с сувенирами, магнитиками и турецкими сладостями.
Но вот, не прошло и часа, как они появляются на ленте. Мы быстро их подхватываем и бежим к лифту, чтобы подняться на третий этаж, где происходит регистрация на отправляющиеся рейсы. Добегаем до стойки, показываем билеты и пытаемся зарегистрировать багаж. Но девушки на регистрации сообщают нам что все, мы не успели, все сумки уже отвезли на борт. Ну и что же нам делать? А мы не знаем, пожимают плечами они. И предлагают забрать сумки с собой в салон, если у нас нет режуще-колющих предметов и жидкостей. А дело в том, что все это у нас вполне себе имеется. Мой любимый складной перочинный ножик и, самое главное, бутылка "Коммандарии", знаменитого сладкого вина, изготовляемого на Южном Кипре, но приобретенного нами на Северном. И с ним мы расстаться ну никак не согласны.
Девушки не очень вежливо намекают, что это наши проблемы, и то, что Аэрофлот заложил такую маленькую стыковку не обеспечив возможность пассажирам с багажом успеть на рейс вовремя их не волнует. Есть стойка оперативного сервиса - идите меняйте билеты на следующий рейс, который должен отправиться в Калининград через три часа.
Что делать, бежим с сумками к стойке и просим перебронировать наши билеты на более поздний рейс. Девушка начинает, что-то набирать на компьютере, просит наши посадочные из Стамбула, потом замирает, смотрит в монитор, на часы...
- Так до вылета вашего рейса еще 25 минут. Почему вас отправили?
Затем начинает кому-то звонить. И через минуту нас просят пройти к стойке за номером 16. К тому времени подтягиваются еще три иностранных товарища, также летящие транзитом из Стамбула в Калининград. и также с сумками, разумеется. За стойкой работает девушка и молодой человек, который по всем признакам спит с открытыми глазами. Но именно ему поручено зарегистрировать наш багаж, что он и делает... Смотрит на сумку, распечатывает наклейку, держит ее в руках, держит в руках, держит... "Хватит спать!" - наконец взрывается девушка рядом с ним.
Но вот багаж оформлен, все хватают свои сумки в руки и вместе с сопровождающим мы, вместе с иностранными коллегами, почти ничего не понимающими из происходящего вокруг, без очереди проходим на очередной рентген, опять подхватываем баулы и бежим... "А какой, собственно, гейт?" - интересуется у нас наш сопровождающий. Выяснив и этот вопрос продолжаем наш замечательный квест. У гейта нас встречает еще один товарищ, отрывает посадочные и мы бежим по "рукаву" к самолету... Но что мы видим... Мы видим удивленные глаза "оператора" в рабочем комбинезоне, и медленно отъезжающий задним ходом самолет. "Рукав" же тем временем медленно складывается в гармошку под нашими ногами.
- Что вы тут делаете? Уходите отсюда! Вам здесь быть нельзя! - наконец выдает оператор трапа.
- Почему убран трап, кто отдал приказ!? - это уже подбегает товарищ с гейта, после чего начинает связываться по рации, показывая нам знаками, что все нормально и все под контролем.
Нам же остается лишь стоять кругом вокруг наших сумок и чемоданов, как девочкам на дискотеке, и созерцать происходящее вокруг нас действо, гадая улетим мы, таки, этим рейсом или нет. Но минут через пять мы видим, что "рукав" опять расширяется, и прилипает, подобно огромной присоске, к вернувшемуся на прежнее место самолету. Дверь открывается и, оставив багажные сумки в "рукаве" проходим в салон. Фух, неужели ж...
Но и здесь не обошлось без небольшого казуса. Не смотря на то, что треть самолета была совершенно свободна, посадочные, выданные нам еще в Стамбуле, оказались на места в разных рядах, а мое место, к тому же оказалось уже и занято. Но не беда, сели на свободные. Еще немного и мы будем дома. В салоне тихо и спокойно, опрятные молодые стюардессы и бортпроводники, улыбки на лицах. И второй аэрофлотовский рейс мог бы оставить вполне неплохие воспоминания если бы не посадка. Самолет приземлялся размахивая крыльями влево-вправо, как будто настраиваясь на "полубочку", и так до самой земли. Амплитуды были не такими уж широкими, но как-то, даже гипотетическая, возможность задеть крылом землю не воодушевляла. Но мы все-таки приземлились без происшествий. На дворе было утро 17 ноября...