Летом 1946 года моя мама, студентка истфака МГУ, гостила у своих родителей в Берлине.
Вот кусочек из её документальной повести "Берлинские каникулы"
http://www.trautchen.narod.ru/artikelhtml/berlinweb.htm:
" А еще через пару недель танте Лизхен узнала, что она вдова. Высоченный как каланча, добрейший, уже немолодой губошлеп Альфред (в Москве в ее
(
Read more... )
Comments 21
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Дети, История, Общество.
Если вы считаете, что система ошиблась - напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
Reply
Верно!
Reply
Reply
Reply
Интересно, что студентка истфака МГУ так ничего и не узнала о том, что убить себя перед приходом русских было выбором между смертью и смертью от пыток.
Reply
На Ваш вопрос в маминых воспоминаниях есть три ответа:
1) "Трехкомнатная квартира в Берлине досталась родителям как пустующая, вернее опустевшая. Ее прежние хозяева сами ушли из жизни от страха перед русскими, уже вступавшими в город. Когда Геббельс по радио призвал немцев к массовому самоубийству, семья, жившая в этих комнатах, отравила себя газом. Мебель вывезли родственники, а на подоконнике осталась от некогда живых только библия в черном коленкоровом переплете и на антресолях забытое зеркало, старинное, в тяжелой, посеребренной оправе с массивной ручкой.
Дома... Во дворе этого дома, в те самые часы, когда умирали прежние жильцы квартиры, собрались женщины с детьми, встали около стены и попросили проходившего мимо офицера их расстрелять. Тоже последовали призыву хромого идеолога рейха, отправившего на тот свет себя, жену и пятерых дочерей. Офицер просьбу женщин выполнил.
Кошмар самоубийств происходил год тому назад, всего год. А теперь в этом доме жила ее семья, в том дворе бегали ее братишки, играя с теми ребятишками, родители ( ... )
Reply
2) "А через неделю после похорон деда Германа в Берлин вступили советские войска. Несколько дней танте Лизхен, мойщица вагонов берлинского метро, просидела с сыном и соседками в подвале своего дома, пока на улицах Берлина шли бои. Их мучил голод и мучил страх. Страх выйти из подвала и натолкнуться на русского солдата, который тут же начнет убивать. Сквозь маленькую щель они наблюдали за улицей и однажды увидели-таки солдата. Он выехал на середину мостовой с походной кухней, взял в руки большой половник и начал колотить им по котлу, громко крича: „Фрау, киндер! Эссен! Эссен!“ Они все поняли, но не поверили. Подумали, а вдруг ловушка? А солдат все колотил по котлу и кричал про „эссен“. Наконец, танте Лизхен, у которой брат жил в Москве, решилась. Она сунула шестнадцатилетнему сыну кастрюлю в руки и велела попытать счастья, а в случае чего дать немедленно деру. Шестнадцатилетний вернулся в подвал с полной кастрюлей каши..."
Reply
3) "Рядовые коммунисты Германии, вышедшие из тюрем и готовые взяться за строительство социализма в своей стране, еще не могли знать, что получится у них самих и кем обернутся они сами, когда немцы, которым они хотели создать счастливую жизнь, не почувствуют себя счастливыми. Они верили в выбранное ими учение, как христиане верят в Христа и христианство, мусульмане в Аллаха и его пророка Магомета, правозащитники в права человека, реформаторы-демократы в рынок и цивилизованное общество, а каждый порознь в свое, отличное от другого экономическое учение. И за свою веру они были готовы принять муки, идти на Голгофу, умереть. И умирали. А те, кто остался жив, ожидали увидеть в Красной армии новых, прекрасных людей, выпестованных новым, справедливым, очищенным от всяческой скверны государством.
Их не могло не ждать разочарование.
Уже в первые дни она познакомилась в Берлине с Эрвином и Лоттой, двумя немецкими коммунистами, которых отец знал еще в молодости. Оба не сумели эмигрировать, остались в Германии. Соседи по дому, естественно, ( ... )
Reply
это так удобно становиться тайными антифашистами сразу после поражения, а заоднобезвольными выживальщиками, только поэтому оказавшимися охранниками в конц-лагере. Главное верить на слово, что тем, кто в конц-лагере ничего бы не сделал.
Reply
Попробуйте прочитать книгу Ю.В. Владимирова "Как я был в немецком плену".
Там содержится ответ на Ваш вопрос - в реальности разные были охранники в концлагерях ...
Не знаю, правда, есть ли эта книга в интернете в электронной форме, у меня бумажный вариант.
ПыСы:
Вот ссылка на чтение этой книги онлайн:
https://libking.ru/books/nonf-/nonf-biography/1066133-yurij-vladimirov-kak-ya-byl-v-nemeckom-plenu-litres.html
Reply
в плену и конц-лагере - разные вещи как минимум. Второе как минимум - на первой же странице написано, что человек неплохо знал немецкий, что уже могло давать ему некие поблажки в плену.
Далее существование антифашистов не аргумент в том, что все назвавшие себя антифашистами после войны действительно ими были.
Reply
Вообще-то военнопленные содержались в концлагерях.
Что касается норвежского KZ, то я сильно подозреваю, что это был лагерь военнопленных и среди норвежцев знатоков немецкого языка было побольше, чем среди граждан СССР.
Что касается антифашистов, то моя бабушка гордилась, что среди членов её семьи (Дёрвальдов) были члены всех партий, кроме NSDAP и всего один член гитлерюгенда (у моей мамы, кстати, была весьма эпичная дискуссия с этим молодым человеком).
А я и не утверждал, что "что все назвавшие себя антифашистами после войны действительно ими были".
И вопрос не в том, что часть людей, называвших себя антифашистами, стали таковыми только после 9 мая 1945 года, а в том что что реальные антифашисты таки существовали не только в эмиграции, а и в самой Германии. В тексте моего поста рассказ как минимум о трёх проявлениях внутригерманского сопротивления фашизму:
1) Класс, где учился Карл Ланиус
2) Швейная мастерская, где прятали Эмму Ланиус
3) Эрвин и Лотта, тайно подкармливавшие советских военнопленных
Reply
О сопротивлению режиму
О сопротивлении.
Reply
И?
Reply
Что - "и"?
См. "Склонения существительных".
Reply
"И" что Вы хотели сказать Вашим каментом?
Reply
Leave a comment