Любопытный взгляд на Маркса и марксизм. Весьма любопытный...

Mar 31, 2013 15:53





Максимильен Рюбель “Маркс против марксизма”. Пер. с франц. М.: НПЦ «Праксис», 2006. 210 с.

Сканирование - livasprava.in.ua

Сборник статей французского исследователя Максимильена Рюбеля, одного из крупнейших мировых специалистов по наследию Карла Маркса, представляет неортодоксальный взгляд на идеи автора «Капитала» и «Манифеста Коммунистической партии». Был ли Маркс основоположником марксизма? Кто придумал слово «марксизм»? Являлся ли СССР марксистским государством? Рассматривая эти и другие дискуссионные вопросы, М. Рюбель приходит к выводу, что марксизм во всех его идеологических разновидностях явился отрицанием подлинных мыслей Маркса, будучи «самым великим, если не самым трагическим недоразумением ХХ столетия».

Иной Маркс Максимельена Рюбеля

Еще одна книга о Марксе и марксизме? После той горы литературной продукции, что осталась с советских времен?

Да, но в этом сборнике статей Максимильена Рюбеля Карл Маркс предстает совсем не таким, каким изображал его офи­циальный марксизм-ленинизм. Созданный коммунистической пропагандой образ Маркса, прочно внедрившийся в обществен­ное сознание, рисует нам основоположника теории и полити­ки, унаследованной Лениным, Сталиным, Мао, Брежневым и пр., сторонника всеобщего огосударствления и диктатуры Ком­мунистической партии. С подобной интерпретацией полнос­тью согласны и антикоммунисты: так в русском предисловии к «Черной книге коммунизма» А.Н. Яковлев выводит массо­вые репрессии, концлагеря, депортации народов именно из марксова аморализма, «пренебрежения к конкретному человеку». Образ, возникающий на страницах работ Рюбеля, прямо про­тивоположен: Маркс - либертарный мыслитель и демократ, гума­нист, у которого этика предшествовала политэкономии, певец чело­веческого самоосвобождения, противник партийного фетишизма - и, самое главное, не создатель, а жертва всех последующих «марк­систских» идеологий, полностью извративших его мысль.

Кто же такой этот автор, бросивший вызов сразу двум ортодоксиям?


Максимильен Рюбель (1905-1996) родился в 1905 г. в укра­инском городе Черновцы, входившем тогда в состав Австро-Вен­грии. Изучая право и философию в Вене в 20-е годы, он впервые заинтересовался идеями Маркса. Значительное влияние на формирование его мировоззрения оказал австромарксизм - левое идейно-политическое течение в социал-демократии. В дальнейшем творчестве Рюбеля явно прослеживается воздей­ствие концепций одного из крупнейших философов этой ин­теллектуальной школы - Макса Адлера, который, исследуя идеи Маркса, подчеркивал важность этической стороны соци­ализма и активную роль общественного сознания в движении к новому обществу.

В 1931 г. Рюбель переехал в Париж, где и оставался до кон­ца своей жизни. Он получает диплом специалиста по германис­тике в Сорбонне и становится сотрудником Национального цен­тра научных исследований. В 1954 г. защищает диссертацию, посвященную интеллектуальной биографии Маркса, а спустя пять лет основывает журнал «Etudes de marxologie». Именно Рюбель впервые обозначил научное изучение идей и деятельности Марк­са понятием «марксология», став одним из наиболее выдающих­ся ее представителей. Автор нескольких книг и многих десятков «марксологических» статей, он, однако, получил наибольшую известность как составитель и редактор собрания сочинений Маркса на французском языке, снабженных обширными и тщательными комментариями.

Всемирно признанный специалист, Максимильен Рюбель вос­принимался научным истеблишментом СССР и промосковскими компартиями исключительно как «буржуазный фальсифи­катор». И это неудивительно, учитывая принципиальное несогласие ученого с официальными советскими трактовками марксизма. В том, что марксово освободительное учение было, после соответствующего препарирования, превращено в государ­ственную идеологию тоталитарного режима, Рюбель видел исто­рическую трагедию. Однако, с другой стороны, по его глубокому убеждению, именно методология и теория Маркса позволяют раскрыть подлинную сущность и предназначение систем, которые называли себя «социалистическими», но на самом деле явля­лись формами государственного капитализма, предвиденного ав­тором «Капитала».

Отвергая ленинистскую интерпретацию марксизма, Рю­бель не ограничивался только этим: он отрицал правомерность существования «марксизма» как такового. Конструирование жесткой системы идеологических постулатов из высказыва­ний отдельного автора и наименование такой доктрины име­нем «учителя» было, по его мнению, глубоко противно духу марксовой мысли. Маркс, как стремился показать Рюбель в своих работах, не претендовал на создание идеологии для «руководства» рабочим движением: напротив, постоянно со­вершенствующаяся теория и политические идеи рассмат­ривались им как производные от саморазвития движения трудящихся, их творческой самодеятельности, Selbsttatigkeit. Отсюда и взгляд Маркса на роль коммунистической партии, которая мыслилась ему не как иерархи­чески-централизованная авангардная структура, призванная вести массы к заранее обозначенной идеологами цели, а как виртуальное, выражаясь современным языком, сообще­ство людей, сознающих общую направленность пролетарс­кого движения и стремящихся дать теоретическое и поли­тическое выражение его интересам. «Марксизм» во всех его разновидностях, по мнению Рюбеля, предал забвению эти фундаментальные методологические и этические принци­пы, подтвердив правоту известного высказывания Маркса: «Я знаю только то, что сам я не марксист».

Сведение Рюбелем всего послемарксовского марксизма исключительно к набору элитаристских идеологий, каждая из которых по-своему предала заветы Маркса, безусловно может быть оспорено. Однако история абсолютного большинства политических движений, декларировавших приверженность идеям Маркса, определенно свидетельствует о тенденциях подмены самоосвобождения масс деятельностью мудрых вож­дей. И в этом смысле критический пафос работ Рюбеля впол­не обоснован.

Сам Максимильен Рюбель был в первую очередь ученым, а не политическим активистом. Дело его жизни заключалось в исследовательской и просветительской работе. Но он считал себя коммунистом в аутентичном, марксовом смысле и свои­ми трудами стремился внести вклад в дело социалистическо­го просвещения, поддерживая одновременно такие прогрес­сивные общественные движения, как женское и экологическое. Правда, в течение некоторого времени он сотрудничал с фран­цузской группой «коммунистов советов», с которыми его сбли­жала убежденность в решающей роли творческой спонтанно­сти трудящихся масс. Но все же и это ответвление марксизма не могло удовлетворить его в полной мере - прежде всего из-за примитивного, как он полагал, понимания «пролетарской стихийности». В отличие от «коммунистов советов», отрицавших политику и возводивших в культ экономическую борьбу рабочих на производстве, Рюбель вслед за Марксом и Энгель­сом считал, что либерально-демократическая система представляет собой важное завоевание трудящихся, и только пройдя необходимую политическую школу в рамках этой системы, пролетариат сможет подняться на более высокую ступень - уровень «интегральной» демократии, равнозначной растворе­нию самого государства в самоуправляемом обществе. Таким образом, либертарные идеи сочетались у Рюбеля с идеями демократическими, образуя синтез, вдохновленный теорети­ческим и политическим наследием Карла Маркса.

Настоящий сборник статей - первая публикация произ­ведений М. Рюбеля в России, стране «марксистского экспери­мента», превозносимого одними и проклинаемого другими. В чем же состояли подлинные концепции Маркса? Какое отно­шение имеют они к тому, что делалось во имя них и от их имени? Рюбель предлагает свои ответы, позволяющие по-но­вому взглянуть на великого мыслителя, судьба идей которого стала одной из величайших исторических драм XX столетия.

Алексей Гусев

Содержание

Маркс - теоретик анархизма

Маркс и демократия

Наука, этика и идеология

Заметки о пролетариате и его миссии

Пролетарская партия

Хартия Первого Интернационала

Легенда о Марксе, или Энгельс-основоположник

Большевизм и марксизм

«Самое слабое звено»

Историческая функция новой буржуазии

За наводку спасибо vaspono

Добавлю также два фрагмента с сайта "Мой Маркс" Вальтраут Шелике - из раздела "Трудности перевода" http://www.wtschaelike.ru/?p=79 :

Menschliche Verhaeltnisse - обычно переводятся как человеческие отношения, что верно, но односторонне, так как при этом упускается значение немецкого menschliche еще и как человечного. Человеческие отношения в истории человечества по Марксу и Энгельсу раздвоены на человечные (menschliche) и обесчеловеченные (entmenschte) отношения. Найти истоки такого раздвоения Маркс и Энгельс ставят своей задачей при исследовании движущих сил истории человечества.

****

Menschliche Gesellschaft - понятие, которое переведено в “Тезисах о Фейербахе” как человеческое общество, являющееся точкой зрения коммунистов. При таком переводе трудно понять, о чем, собственно речь: Общество человеческое, а какое же оно еще, ведь не животное же? Но если взять за основу значение menschliche еще и как человечное, то все станет на свои места. Точка зрения коммунистов - человечное общество! Слитность марксизма с гуманизмом при таком варианте перевода становится очевидной.

****

Был ли в СССР социализм?, Вопросы теории, Марксизм, История, История КПСС

Previous post Next post
Up