Фотовидеоматериалов непосредственно с восхождения у меня катастрофически мало. Сначала было темно, а потом, что-то и не до этого было..) Вот мы встречаем рассвет на склоне Белухи. Это красивое фото и оставлю тут.)
Штурм.
В районе двух часов ночи лагерь уже не спал. С неба ничего не сыпалось, уже хорошо. Мы выползали из палаток, пытались запихнуть в себя кашу и какао. Вереница огоньков фонариков уходила в ночь вверх по тропе в сторону Берельского перевала. Это группы восходителей выдвинулись на штурм. Я ощущал легкое волнение. Хорошо забытое чувство как перед экзаменом. Было интересно как все пройдет. Планировали восхождение "по подушкам" (категория 3А). Вариант по гребню считается чуть сложнее. Примерно вот наша нитка.
Click to view
Народ вокруг тоже суетился, набивая вещами один рюкзак - рюкзак Андрея.
Пока распихивали курагу с халвой по карманам, надевали кошки и страховочные системы с ледника Менсу поднялась еще группа человек 15, не меньше, и потопала туда же.
Наконец, мы связались и пошли. Было достаточно прохладно и в полной мере это ощутили ноги Андрея и через некоторое время моя камера, которую пришлось засунуть за пазуху. Андрей принял решение вернуться в лагерь. Перед выходом на Берельский перевал отвалился и Ваня, который неважно себя чувствовал, а уже перед тем как мы совсем пошли в гору, на плато нас покинул Боряй.
Нас осталось пятеро. Я, Лиза и Женя в одной связке и Толик с Сергеем в другой. Так, в устоявшемся составе, мы и шли в темноте, обходя огромные трещины и переходя по снежным мостикам трещины поменьше. Наблюдали за фонариками других групп на склоне. Это давало некоторое представление, что нам предстоит дальше.
Многочисленную группу, стартовавшую с Менсу, мы давно обогнали и с рассветом подбирались к первой "пробке" - перилам. Догнали тут питерских товарищей в составе 7 человек. Тут уже было светло, Лиза достала фотоаппарат.
Мы были над облаками. Немного смущало то, что мы наблюдали справа. Я пока не знал чем это грозит нам, но явно, там, в темно-лиловых тучах, жила непогода.
Когда солнышко поднялось повыше мы стояли в очереди на перила.
Вон там, на заднем плане видна цепочка людей, поднимающихся за нами.
Когда подошли Толик с Сергеем, очередь не сильно продвинулась. Анатолий сказал, что озябнет нафиг ждать перила, и убежал вверх так, без веревки, на три такта.
Отсегнувшись от веревки, нужно было пройти по карнизу и далее выход на плато.
Уже двигаясь по этому выполаживанию, увидели, что опять придется ждать. Нужно было преодолеть бергшрунд и далее склон порядка 40 градусов. Это был последний подъем перед вершиной. 2 с половиной перевки перил, на которых висели питерцы, пытаясь подниматься. Мы помнили про многочисленную группу сзади и план был быстренько забежать на ввершину и вернуться на эти перила до их подхода. Я уже видел себя на вершине.)
Но что-то пошло не так. Толик опять не стал мерзнуть с нами и убежал вверх безо всяких перил. А потом, буквально пара минут, и началось вот это.
Click to view
Анатолий тем временем, борясь с ветром и холодом, фотографировался на вершине на фоне Аккемского озера.)
В общем, меня гора не пустила. Не хватило 15 минут.
Наверное, кажется обидным карабкаться вверх 5 часов и повернуть обратно когда уже видно цель. Мне обидно не было. Были силы, я не шел на морально-волевых, чувствовал запас, но становилось опасно.
Как мне кажется, мы приняли правильное решение завершить восхождение. Я видел как нервничают инструкторы питерской группы, наблюдая отсутствие видимости и снег.
Click to view
В очереди на дюльфер, на том самом карнизе, да и позже возникали мысли, что надо было забежать, времени бы хватило, все равно долго ждем. Но у питерцев был GPS трек, по которому они шли. Не хотелось их терять из виду.Я и сейчас считаю, что все правильно тогда сделали, несмотря на то, что они все равно нас бросили после дюльфера, не стали ждать и ушли искать заметенную тропу.)
Пока остальные наши спустились, Толик забрал веревку питерцев, их следов тоже не стало видно. Я примерно помнил направление, в котором они ушли. Мы связались и пошли наощупь.) Снег был такой круглый, похож на маленькие пенопластовые шарики. Начали сходить лавинки. С таким противным шуршанием. Раз и ты уже не по колено в снегу, а по пояс. И звук где-то еще слышится...
Хорошо помню свои ощущения ежика в тумане и поиски тропы. Когда мы поднимались было темно, но тропа была как бобслейный желоб. Глубокая и натоптаная. И я видел те трещины, которые мы обходили. Когда мы спускались, тропы уже не было, но я помнил про бездонные трещины. Я шел первым мне было страшно. Через какое-то время заметил следы питерцев, пошли, по ним. Ну а чуть позже наткнулись на тропу. Понемногу отпустило..
Click to view
После Белухинского цирка догнали питерцев и за ними, след в след, дошли до лагеря. На последних метрах почуствовал как устал.
Наверное, больше моральная усталость. Мы пообедали, я залез в спальник, меня долго трясло. Отпустит, потом опять. Поспрашивал потом у ребят, оказывается, не у меня одного организм так реагировал на этот стресс.
По погоде все было не ясно. Вот Фотография лагеря в тот день.
Шанцевый инструмент на нашей кухне. Лавинные ложки))
А утром чудесным образом случилось окно..
Мы решили, что это шанс, и пора валить..
Густо намазавшись кремами от солнца, выдвинулись в сторону Делоне.
На Менсу народ, пользуясь погодой, сушил палатки.
А некоторые последователи Рериха пытались запечатлеть местную красоту.
Потупили на Делоне, расходясь на базах с поднимающейся группой. Вот там, за мной, виден жесткий трафик на этом перевале.)
Обедали уже на Томских стоянках.
Гора нас отпустила.. Спасибо ей за это.)
Click to view
За вторую половину дня с легкими уже рюкзаками доскакали по льду и камушкам до Аккемского озера.
Где, уже на подходе, нас встретил дождь. Первая, снежная, холодная, Белухинская половина нашего приключения закончилась..
Мы без потерь ее преодолели. Нас ждали сказочные озера, скальные перевалы и бурные реки.
Чуть позже продолжу, наверное..))
Сияющий Алтай Сияющий Алтай. Часть вторая. Дорога до Тюнгура Сияющий Алтай. Часть третья. К Аккемскому озеру. Сияющий Алтай. Часть четвертая. Через Делоне к штурмовому лагерю. Сияющий Алтай. Часть шестая. Буревестник. Сияющий Алтай. Часть седьмая. Последняя.