Эпикурейский атеизм

Oct 11, 2008 10:04


В очередной раз убеждаюсь, что древних философов-мудрецов не зря звали мудрецами. На этот раз меня поразил древний грек Эпикур. Мало того, что его философия наслаждения жизнью оказалсь мне ближе чем обычный гедонизм. Оказывается, он две тыщи с фигом лет назад очень хорошо сформулировал моё отношение к Богу/Богам:

Возможно, Бог(и) существуют, ( Read more... )

religion, philosophy

Leave a comment

Comments 28

zaya_ru October 11 2008, 06:24:21 UTC
был такой в "ералаше" сюжет про митеньку. основная ошибка в рассуждении древнего философа та, что Бог не митенькина бабушка, он никому сопли до старости не подтирает. и потому "зло" на земле оста:ется. хотя бы для того, чтоб воспитать душу человека. и в жизни земной только человек сам может победить зло

всемогущество тоже оценено им неправильно. никто не обещал изводить зло мгновенно. но зло будет обязательно караться, за зло непременно воздастся. но не обязательно прямо здесь и прямо сейчас

и т.д.. эпикурейские рассуждения чересчур максималистичны. он, наверное, фанатик

Reply

dibr October 11 2008, 13:02:51 UTC
Для начала надо по нормальному ввести понятие "бог". Всеблагой бог вроде бы не должен допускать существования зла, иначе какой же он всеблагой, он так, "в среднем добрый, если его не злить". Ну, а если он не всеблагой - то рассуждение действительно не работает. Но это надо брать уже конкретное божество с известными характеристиками, и разбираться с ним...

Reply

zaya_ru October 12 2008, 04:48:05 UTC
ну да :) представим, что мы жив:ем в одномерном (1D) мире. и попробуем ввести понятие для 333-мерного (333D) объекта :) чтобы "ввести понятие" (от слова "понимать") Бога, надо быть либо на одной ступени с ним, либо выше, либо сверхразвитый мат-индуктивный аппарат ;)

Reply

dibr October 12 2008, 06:20:03 UTC
Ну, вводят же в физике всякие там 21-мерные теории суперструн, значит ничего принципиально невозможного тут нет.
А если серьезно - эта непонимаемая (раз мы даже понятие ввести не можем) 333-мерная сущность должна ведь давать какие-то наблюдаемые эффекты в нашем 1-мерном мире? Так давайте тогда выделим эти эффекты в сторонку, и решим, что мы относим к проявлению божественного. Не так уж много останется - не в квантовомеханические же случайности его засовывать, в самом деле :-)

...хотя против утверждения "бог прячется в случайностях КМ" мне возразить нечего - он действительно там может прятаться...

Reply


corvalol October 11 2008, 08:05:08 UTC
Почему бы не предположить, что у божества, если оно есть, принципиально иная система ценностей, чем у нас. И то, что мы считаем злом, для него таковым не является.

Reply

dibr October 11 2008, 13:11:09 UTC
Да легко - бывают же злые божества. Один вопрос - а нафига они нам нужны?

Reply

recoder October 11 2008, 17:45:53 UTC
Конечно же такое можно предположить! И как раз это и будет отрицанием его добродушности в той же самой религиозной системе ценностей. То есть помощи от него ждать не стоит.

Грубо говоря - Бог ведёт себя в соответствии со своими собственными ценностями, никак не связанными с нашими. Да даже христиане любят говорить "God works in mysterious ways".

И вообще обычно божественным вмешательством люди считают, когда на рулетке выпадает именно тот цвет, на который мы делали ставку....

Reply


raindel October 11 2008, 08:24:14 UTC
Тогда возникает вопрос, нафига такое божество нам сдалось? :)

Reply

raindel October 11 2008, 08:24:35 UTC
Упс, это в ответ на предыдущий коммент.

Reply

corvalol October 12 2008, 06:56:12 UTC
Ну так мы его и не выбираем, оно есть или его нет. От нас тут мало что зависит.

Reply

recoder October 14 2008, 08:07:14 UTC
Мы можем просто вынести его за скобки. То есть представить частью природы, эдаким белым шумом…

Reply


resiner October 11 2008, 10:08:12 UTC
Интересно, если представить обратную ситуацию: везде добро, что не попросишь - тут же материализуется, сделал гадость сразу получаешь подзатыльник, сделал добро - пирожок, за тобой везде вездесущим образом подглядывают и наставляют. Тоже ведь бред.

Reply

recoder October 11 2008, 18:14:32 UTC
Отнюдь не бред! Самый лучший моральный стимул - это ощущение неотвратимости назаказания за проступки. Так что не похоже, чтобы всемогущий благой Бог проявлял себя в этом мире...

Reply

resiner October 13 2008, 06:07:25 UTC
да, это так, если цель - научить (а точнее говоря выдрессировать), а если мотив - сделать отбор, по типу естественного, только со своими приоритетами...

Reply

recoder October 14 2008, 08:06:29 UTC
Дык и я про то же изначально говорил! Что всемогущего и добродушного Бога - в нашей жизни не наблюдается!

То бишь приписываемую ему функцию творца справедливости он не несёт!

Reply


dibr October 11 2008, 12:58:59 UTC
Забавно. Пишу тут потихоньку текстик "про мировоззрение", так мои мысли на тему бога почти дословно совпадают, оказывается, с мыслями Эпикура :-)

А вообще, проблема в неопределенности самого понятия "бог". Боги в каждой религии свои, "характеристики" у них различаются, потому и разбираться надо индивидуально с каждым. Но вездесущего, всемогущего и "всеблагого" - да, как-то из наблюдений за миром не видно :-)

Reply

recoder October 11 2008, 17:52:52 UTC
О да, конечно, любой спор рано или поздно доходит до терминологической стадии. :)

Но по большей части божественная концепция не изменилась со времён Эпикура. Бог - это некий Абсолют, принимавший участие в создании всего сущего и призваный вносить справедливость в наше бытие. У Канта вон даже как-то получалось выводить божественное существование из наличия общественных норм и порядков. А вот посмотришь по сторонам - и кроме самой обычной теории вероятностей не видишь!

Reply

recoder October 11 2008, 18:08:04 UTC
И вообще, изучать философские труды в 30 лет - вовсе не то, что в 22 года в последнюю ночь готовиться к экзамену по философии в универе. Совсем не то!

Тут и удовольствие от внезапного обнаружения великих единомышленников. И расстройство от того, что твои изыскания были запечатлены на бумаге уже много столетий назад...

Reply

bamsic October 14 2008, 07:53:58 UTC
С годами становишься философом?

А, кстати, по статистике известным философам по скольку лет было?

Reply


Leave a comment

Up