Как Сократ перепрыгнул от бессмертия к неуничтожимости

Sep 07, 2007 20:51

Как ранее уже сообщал ( здесь), gignomai инициировал перепрослушивание и обсуждение "Федона". Кульминация обсуждения, по моему разумению, причём обсуждения как раз тоже кульминационного фрагмента "Федона", произошла здесь. Собственно это есть экспликация логической ошибки Сократа (а можно заподозрить и передёргивание, и тест на внимательность - второй ( Read more... )

"Федон", Платон

Leave a comment

Comments 11

readership September 8 2007, 02:01:14 UTC
бог - бессмертен.

бог никогда не гибнет.

есть возражения?

так почему не гибнет бог?

Reply

rechi_k_bogu September 8 2007, 07:26:11 UTC
Как раз сейчас смакую описание Бога от Дионисия Ареопагита:
http://seelenwacht.livejournal.com/31212.html

На вопрос твой ответил бы так: Бог не гибнет, потому что нет ничего, что могло бы погубить Его. Он же превыше всего. У Него нет достойного Его врага, который бы мог, хотя бы теоретически, погубить Его.

Reply

rechi_k_bogu September 8 2007, 07:58:39 UTC
Если же ответить на твой вопрос в контексте приведенной цитаты, то Сократ, утверждая неуничтожимость бога и богов, апеллирует к единственному аргументу: "это, видимо, признано у всех".
Если же говорить по сути, то наивная убеждённость в необходимости для бессмертного быть в то же время и неуничтожимым базируется на эквивокации, на двойном значении слова "бессмертный". Изначально в этом диалоге Сократ его употребляет в значении "то, что по самому своему смыслу не может быть мёртвым". А затем начинает подразумевать его (как раз в приведенной выше цитате) в значении "никогда не-гибнущее, не-уничтожимое". Но, ясно дело, одно дело невозможность нечто быть мёртвым, и совсем другое дело невозможность нечто вообще не быть. Из первого никак не следует второе.

Reply


readership September 8 2007, 14:42:17 UTC
= Сократ, утверждая неуничтожимость бога и богов, апеллирует к единственному аргументу: "это, видимо, признано у всех ( ... )

Reply

rechi_k_bogu September 11 2007, 14:50:24 UTC
Но тогда бессмертие или неприятие смерти просто означает вечную жизнь. однако мы знаем, что без смерти живого невозможна его гибель. следовательно, бог не гибнет, потому что бессмертен.

Тут надо иметь в виду то исходное значение слова "бессмертный", которое имел в виду Сократ. Он имел в виду, что душа, по самому своему понятию, может либо быть живой, либо вообще не быть. Третьего, т.е. когда бы она была и при этом была бы мёртвой, - не дано, исключено. Во избежание путаницы со словами, лучше вообще не употреблять слово бессмертное, а употреблять вот этот развёрнутый его заменитель: "душа может быть и может не быть, и если она есть то непременна живая". Здесь уже явно видно, что по идее души может и не быть. Или она может быть, живая, а потом перестать быть. В такой возможности нет логического противоречия этому развёрнутому определению души. Ведь обе возможности - быть/небыть - одинаково подразумевались для неё возможными.

гм, а давай постараемся... ответить на мною поставленный вопрос - почему не гибнет бессмертный бог.У этой ( ... )

Reply

readership September 11 2007, 15:48:59 UTC
= "душа может быть и может не быть, и если она есть то непременна живая".

очевидность, и во многих смыслах. а нам важно, что если "она есть", то она уже не может не быть.

= Или она может быть, живая, а потом перестать быть. В такой возможности нет логического противоречия.

как это нет противоречия? жизнь не может перестать быть без столкновения со смертью. а это в нашем случае невозможно.

= Не получится из него дедуцировать душу.

категории осмысляются "сверху вниз", по крайней мере, у Платона. надо стараться...

Reply


plotiniana_tuga September 8 2007, 15:46:30 UTC
http://anthropology.rchgi.spb.ru/bndurovsk.htm
(не читал, но интересно Ваше мнение)

Reply

rechi_k_bogu September 11 2007, 14:01:54 UTC
Я так понял, главная мысль этого текста та что доказательства Платона, Плотина и Августина бессмертия души - все хлипкие, неубедительные. А если кое-где в них и есть убедительность, то она доказывает бессмертие лишь некоей безличной, души, не индивидуальной.

Reply

plotiniana_tuga September 11 2007, 14:32:53 UTC
ну, этот тезис и я заметил, при беглом просмотре.
а вот насколько убедительно он в статье доказывается?

Reply

rechi_k_bogu September 11 2007, 14:58:35 UTC
Сколько я мог увидеть, он там вообще не доказывается, а просто констатируется. Указывается на поверхностно-формальную неубедительность их доказательств. А перейти от поверхностно-формального рассмотрения к рассмотрению по существу, как бы прожить внутри себя их доказательства - это де уже означает переход от философии к эзотерике, медитациям, и через них уверовать.

Reply


Leave a comment

Up