Как ранее уже сообщал (
здесь),
gignomai инициировал перепрослушивание и обсуждение "Федона". Кульминация обсуждения, по моему разумению, причём обсуждения как раз тоже кульминационного фрагмента "Федона", произошла
здесь. Собственно это есть экспликация логической ошибки Сократа (а можно заподозрить и передёргивание, и тест на внимательность - второй
(
Read more... )
Comments 11
бог никогда не гибнет.
есть возражения?
так почему не гибнет бог?
Reply
http://seelenwacht.livejournal.com/31212.html
На вопрос твой ответил бы так: Бог не гибнет, потому что нет ничего, что могло бы погубить Его. Он же превыше всего. У Него нет достойного Его врага, который бы мог, хотя бы теоретически, погубить Его.
Reply
Если же говорить по сути, то наивная убеждённость в необходимости для бессмертного быть в то же время и неуничтожимым базируется на эквивокации, на двойном значении слова "бессмертный". Изначально в этом диалоге Сократ его употребляет в значении "то, что по самому своему смыслу не может быть мёртвым". А затем начинает подразумевать его (как раз в приведенной выше цитате) в значении "никогда не-гибнущее, не-уничтожимое". Но, ясно дело, одно дело невозможность нечто быть мёртвым, и совсем другое дело невозможность нечто вообще не быть. Из первого никак не следует второе.
Reply
Reply
Тут надо иметь в виду то исходное значение слова "бессмертный", которое имел в виду Сократ. Он имел в виду, что душа, по самому своему понятию, может либо быть живой, либо вообще не быть. Третьего, т.е. когда бы она была и при этом была бы мёртвой, - не дано, исключено. Во избежание путаницы со словами, лучше вообще не употреблять слово бессмертное, а употреблять вот этот развёрнутый его заменитель: "душа может быть и может не быть, и если она есть то непременна живая". Здесь уже явно видно, что по идее души может и не быть. Или она может быть, живая, а потом перестать быть. В такой возможности нет логического противоречия этому развёрнутому определению души. Ведь обе возможности - быть/небыть - одинаково подразумевались для неё возможными.
гм, а давай постараемся... ответить на мною поставленный вопрос - почему не гибнет бессмертный бог.У этой ( ... )
Reply
очевидность, и во многих смыслах. а нам важно, что если "она есть", то она уже не может не быть.
= Или она может быть, живая, а потом перестать быть. В такой возможности нет логического противоречия.
как это нет противоречия? жизнь не может перестать быть без столкновения со смертью. а это в нашем случае невозможно.
= Не получится из него дедуцировать душу.
категории осмысляются "сверху вниз", по крайней мере, у Платона. надо стараться...
Reply
(не читал, но интересно Ваше мнение)
Reply
Reply
а вот насколько убедительно он в статье доказывается?
Reply
Reply
Leave a comment