В предыдущей теме
kaktus77 выдвинул серьёзное возражение против апорий, против их объективной значимости, что-де их значимость исключительно субъективна, основана лишь на их недостаточной продуманности:
Ну, ошибка у Зенона еще раньше возникает - он с дискретностью неправильно работает
(
Read more... )
Comments 45
Reply
Reply
Вот что такое в смысле Гегеля - "Движение - это реальный феномен, факт действительности"? Что значит, что поскольку движение возможно, то дискретность пространства «не есть просто налична, не есть актуально налична, не есть актуально сущая, а есть лишь момент реального феномена, идеальный момент, потенциальный момент». Пустое это все, не находишь?
Я понимаю, что для Гегеля важна определенность, конечность бытия. То есть, никакие потенциальные бесконечности тут неуместны, в том числе и бесконечная делимость. Всякое движение это бытийный феномен, конечный, определенный. И поскольку деление до бесконечности уводит нас в неопределенность, значит, оно должно быть отвергнуто или само определено - пределом, тем, что называют актуальной бесконечностью. Таким образом, гегелевская непрерывность это всего лишь определенность бытия. Это я понимаю, а вот другие его слова насчет непрерывности - дискретности даются мне плохо…
Reply
Я понимаю так, что у Г. два мышления: правильное и неправильное. Правильное сопадает с бытием, с действительностью. Движение как раз есть реальный процесс, элемент действительности.
Вот что такое в смысле Гегеля - "Движение - это реальный феномен, факт действительности"?
дык для Г. это по сути то же самое что и для здравого смысла. Диоген Синопский, по сообщению Г., в ответ на доказательство Зенона что-де движения нет, встал и давай перед ним ходить туда-сюда, воочию показывая что движение есть.
Что значит, что поскольку движение возможно, то дискретность пространства «не есть просто налична, не есть актуально налична, не есть актуально сущая, а есть лишь момент реального феномена, идеальный момент, потенциальный момент».
Имеется в виду, что дискретность противоположна движению, пресекает движение. Стало быть чтобы движение было, дискретность должна быть немножко притушена, у неё должен быть отнят момент её реальности, актуальности.
То есть, ( ... )
Reply
...
Объяснить возможность движения (а это то же самое, что и понять движение) значит продумать его в понятиях непрерывности и точечности (=дискретности). Эти два понятия, взятые в своей абстрактности, в чистоте, взаимоисключающие.
А здесь ошибка у Гегеля, состоящая в абсолютном противопоставлении дискретности и непрерывности. Из-за этого он и не понял обоснования анализа, сконструированного Коши и Больцано. Которые рассмотрели непрерывность, как особый способ работы с дискретностью (конечностью).
Если, скажем, взять апорию с черепахой. То если задать любую, наперед заданную точность измерения расстояния (времени), то Ахилл догонит черепаху за конечное число шагов (в рамках заданной точности измерения)
Reply
но я бы сказал иначе: непрерывность это представление, позволяющее работать с конечностью как бесконечностью и бесконечностью как конечностью. и это имманентное свойство мысли, кстати.
Reply
Видимо я никуда не годный пересказчик: дискретность и непрерывность противопоставляются друг друг рассудочным абстрагирующим мышлением, а Гегель как раз соединяет их в одно (синтез) в качестве лишь моментов этого одного.
Если, скажем, взять апорию с черепахой. То если задать любую, наперед заданную точность измерения расстояния (времени), то Ахилл догонит черепаху за конечное число шагов (в рамках заданной точности измерения)
В этом подходе непрерывность и дискретность смешаны, не различены. Поэтому вполне естественно, что этот подход не может схватить той проблемы, которую рассматривают Гегель с Зеноном. Можно так сказать: в этом подходе мышление ещё не дошло до рефлексии чистых понятий непрерывности и дискретности. Поскольку в нём рассматриваются именно отрезки, а отрезок это ограниченная непрерывность, чистая дискретность (которую как Гегель с Зеноном и рассматривают) осталась нетронутой этим подходом.
Reply
Отнюдь. Вовсе и не смешаны. Непрерывность задается через дискретность (вполне определенным и строгим образом), а бесконечное через конечное. Всё, как завещал Беркли :)
На этом основании построен весь современный анализ.
Гегель как раз соединяет их в одно (синтез) в качестве лишь моментов этого одного.
Мало объявить синтез, надо его еще и сделать, с чем у Гегеля часто было туго :)
в этом подходе мышление ещё не дошло до рефлексии чистых понятий непрерывности и дискретности.
В этом подходе чистые понятия непрерывности и дискретности уже сняты (синтезированы) через понятие предела.
Reply
Reply
1. Мне всё-таки представляется, что понятие чистой непрерывности (так, как его преподносит Гегель рассказывая про Зенона) действительно является базовым понятием мышления. И отрицать факт его базовости - это, на мой взгляд, ложно. Причина такого отрицания мне видится только одна: если мышление не сумело отрефлексировать в себе это понятие как именно базовое понятие.
2. Как на ваш взгляд соотносится высказанное Вами понимание с пониманием, высказанным Гегелем? И если Вы согласны, что оно расходится с ним, то не смущает ли Вас этот факт, не чувствуете необходимости обосновать вашу правоту посредством более точного указания на ошибку(и) Гегеля в этом вопросе?
Reply
2. По моему, непрерывность - не элементарное понятие, поскольку мы понимаем его только в сравнении с понятием "дискретность" и "счетный ряд". Всякая попытка объяснить, что такое "непрерывность" вынуждена прибегать к действительно элементарным понятию "счетного множества" (натурального ряда). Так, происходит, например, в математике. Именно поэтому понятие "непрерывность" есть сложное (не элементарное) понятие.
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment