Если вы прочитали
предыдущий пост и осознали, что пушистый зверёк уже на горизонте, то неизбежно задались вопросом "и как нам дальше жить?".
Чтобы понять, как нам дальше жить, надо разобраться в том, что же на самом-то деле происходит. А происходит нечто действительно весьма неприятное, ибо зверёк там не один, их там целая стая - разнообразной окраски и пушистости. Для начала я вас как следует напугаю вам расскажу немного о разновидностях песцов, нас ожидающих, а потом уже будем думать, куды бечь как с ними можно справиться. Ибо не так страшен песец, как его малюют, но и приятного в нём ничего нет.
Итак, проблема первая, самая очевидная: мы стремительно истощаем запасы нефти, и скоро нас настигнет транспортный коллапс, ибо нельзя безнаказанно жечь драгоценные углеводороды направо и налево только лишь ради комфортного перемещения единственной задницы на железном мамонте весом в танк.
Надо сказать, что по сравнению с Америкой, Россия здесь в гораздо лучшем положении: во-первых, мы потребляем лишь около трети добываемой нефти и в крайнем случае можем просто прекратить её продавать налево (если будет на то политическая воля); во-вторых, спасибо Советскому Союзу, который не поощрял индивидуализм, а активно развивал общественный транспорт и строил микрорайоны с полной инфраструктурой. А ещё у нас активно используются железные дороги и морской и речной транспорт. Так что дефицит нефти нас напряжёт, конечно, но в основном с одной стороны - со стороны сельского хозяйства.
И вот тут мы подходим ко второй проблеме: даже если бы нефти у нас по-прежнему было бы завались на миллиарды лет вперёд, второй песец куда больше размером. И куда зубастее первого.
Давайте опять посмотрим на Штаты - не потому, что они такие красивые, а потому что это наиболее ярко выраженный клинический случай.
Я уже как-то
писала про сайт под названием Coursera, где можно забесплатно поучиться всякому-разному у преподавателей самых престижных (и не очень) учебных заведений мира (в основном американских, ясен пень).
И вот там сейчас как раз идёт интереснейший курс под названием
An Introduction to the U.S. Food System: Perspectives from Public Health, причём ведут его не кто-нибудь, а университет Джона Хопкинса. И там доступно и наглядно рассказывается-показывается, откуда берётся еда в американских супермаркетах. Кому интересно, можете записаться и сами лекции прослушать, ну а я просто стащу оттуда кое-какую информацию (чисто в образовательных целях, так что надеюсь, Джон Хопкинс будет не в претензии).
Итак, к концу XIX века в США стало происходить нечто небывалое: вместо традиционных семейных ферм стали появляться целые индустриальные комплексы, причём целей у индустриализации сельского хозяйства было три:
1. "освободить" американцев от труда на ферме
2. сделать еду и сельское хозяйство дешевле
3. способствовать развитию потреб... консьюмеризма, скажем так.
Надо сказать, что все три цели были успешно достигнуты. Каким образом? Переводом сельского хозяйства на промышленные рельсы благодаря:
1. специализации
2. механизации
3. стандартизации
4. технологиям
5. экономии за счёт увеличения размеров
6. консолидации
7. концентрации
В переводе с олбанского на нормальный язык, это означает, что вместо множества мелких ферм, которые занимались всем сразу, появилось несколько крупных агропромышленных комплексов, каждый из которых специализировался на чём-то одном: выращивание кукурузы, производство яиц, молока, свинины и так далее.
Причём реально огромные, где численность поголовья исчисляется даже не сотнями, а тысячами, а в случае с курицами, так и вообще средний размерчик птицефабрики - 125 тысяч голов.
А всего в год в США забивают на мясо 9 миллиардов коров, свинок, курочек и индюшек (в основном, птичек: конечно, но и коров-свинок примерно по миллиарду в год получается) - и это, на минуточку, на 300 миллионов населения. Представьте теперь, что все 7 миллиардов сапиенсов будут так жрать мясо - а ведь мясо надо тоже сначала откормить!
Для обработки огромных полей требуются огромные трактора/комбайны и т.п., которые жрут море бензина/дизеля и вываливают на землю горы удобрений/гербицидов/пестицидов. При этом на одном и том же поле всегда сеют одну и ту же культуру одного и того же сорта.
Знаете, сколько сортов риса было в Индии? Десятки-сотни-тысячи сортов - до тех пор, пока туда не пришла Монсанто... Но это я вперёд забегаю, пожалуй.
Ладно, не буду утомлять вас скучными подробностями, давайте лучше цветные картинки посмотрим.
Вот, например,
карта эрозии почв в США:
Показано на ней, сколько тонн почвы в год вымывается водой/выдувается ветром с одного акра.
На 2007 год имеем минимальное за приведённый период значение в среднем по стране на уровне 4,8 тонн с 1 акра в год.
Это, конечно, гораздо лучше, чем 7,3 тонны в 1982.
Но если подумать, то один акр - это примерно половина стандартного футбольного поля. Не так уж много, правда?
И за один только 2007 год с него исчезает 4,8 тонны почвы - а это чуть не половина объёма кузова среднего "Камаза"! И раньше было ещё хуже...
И хотя статистика жизнерадостно
рапортует о снижении объёмов эрозии, я так думаю, что это не эрозии меньше стало, а просто почвы почти не осталось.
Первые симптомы интенсивной эрозии появились уже в 30-е годы XX века, когда приключилась серия пыльных бурь, названных
"Пыльный котёл":
"К 1934 около 40 млн га почв частично или полностью потеряли верхний гумусовый горизонт в результате ветровой эрозии. К 1935 до 80% площади Высоких равнин оказалось в той или иной степени эродировано."
И выглядело это так:
А ведь когда-то в Северной Америке были огромные прерии, где тысячи лет паслись бесчисленные стада копытных - это ж сколько там чернозёма-то было! И где он сейчас? А что дальше-то будет, а? До скального основания дойдём?
А всё потому, что глубокая вспашка буквально сдирает слои почвы, развеивая её по ветру.
Но если бы проблема была только в этом...
Проблемы тут со всех сторон - куда ни ткни.
Так что продолжение следует. И да, каждый последующий песец всё зубастее...