Люди так устроены, что предпочитают закрывать глаза на неприятные вещи. Например, все мы знаем, что каждый из нас смертен, но думают о смерти единицы - и те "ненормальные".
Уже в 1956 году Мэрион Кинг Хабберт предсказал, что в 1970 в США будет пик нефти, а мировой пик нефти придётся на 1995 год. Тогда над ним кто посмеялся, кто пальцем у виска покрутил. Тем не менее, с первым он угадал, со вторым немного ошибся - лет так на 15-20. Впрочем, плюс-минус десяток-другой лет роли не играют, ибо ничего не меняют. Скорее всего, пик мы уже проскочили, и дальше остаётся только лететь вниз.
США уже попробовали это удовольствие на вкус в 1973, и выглядело это примерно так:
Однако это их ничему не научило, так что предстоит повторение невыученного урока. Только с гораздо более масштабными последствиями.
Что такое пик нефти и почему он неизбежно должен случиться, я долго рассказывать не буду: чего тут рассказывать, ежу понятно, что если есть пирог конечного размера, то рано или поздно от него останутся только крошки. А делать нефть без помощи Матушки-Природы мы пока не научились. Поэтому скоро нам предстоит научиться жить без нефти. Ну, почти. Совсем она, конечно, не исчезнет, но стоить будет так дорого, что позволить себе кататься хотя бы на VW или слетать в отпуск на юга смогут далеко не все.
Давайте посмотрим на Штаты, ибо именно они сполна заплатят за всё, сожранное в кредит.
Берём факты:
1.
США производят 11,6% мировой нефти, а потребляют 21,3% - 3-е место по производству и 1-е по потреблению
2.
США импортируют 57% потребляемой нефти, 3.
причём 70% нефти потребляется в транспортном секторе Как видите, именно Штаты сидят на нефтяной игле, причём очень крепко - настолько крепко, что и самих американцев беспокоит проблема зависимости от внешних источников. Ну ещё бы, при таком потреблении по нынешним ценам Штаты вынуждены платить за импортируемую нефть около миллиарда долларов В ДЕНЬ. А вы думаете, чего они столько зелёных фантиков-то печатают? Тут на одной нефти разориться можно.
Ну, так может, надо просто меньше жрать?
Увы, не получится.
Посмотрите ещё раз на пункт №3. Главный потребитель нефти - это транспорт. И значительное снижение этого потребления станет для Штатов катастрофой. Потому что:
1. Огромная часть населения живёт в "пригородах", расположенных в десятках километров от ближайших школ, больниц и даже магазинов. Причём общественного транспорта там просто нет - да и нерентабельно туда пускать общественный транспорт, ибо слишком мала плотность населения. Там и тротуаров-то зачастую нет, ибо пешком ходить просто некуда - не дойдёшь.
(Нечто подобное я лично наблюдала в Зеландии, но там хотя бы каждый район города имеет необходимую инфраструктуру (торговый центр, почта, банки, школа, медицинские центры и автобус/электричка/паром до центра города). Скажу я вам, без машины в Окленде, как без ног - на работу не доберёшься. А в некоторых районах и продукты не купишь.)
Для лучшего понимания, что такое "suburbia" и чем им грозит пик нефти, можно посмотреть вот
это или вот
это.
2. БОльшая часть товаров, особенно продукты, доставляются грузовиками, вместо более экономичных ж/д и морского транспорта.
3. Индустриальное сельское хозяйство не может работать без машин и удобрений - то есть целиком основано на нефти.
Теперь прикинем, что получится, если цена на бензин в Штатах поднимется хотя бы
до уровня нынешних цен в Европе - то есть примерно в 2 раза:
в среднем каждый автолюбитель будет платить около $6000 в год, что составит около
14% медианного дохода.
Думаете, это не так уж много? Для начала вычтите из дохода налоги - а в Штатах это 30% (
для ровного счёта, на самом деле вполне может быть гораздо больше) - и уже получим, что процентов 20 дохода будет уходить только на бензин!
Но ведь и цены на прочие продукты, в первую очередь, на продовольствие, тоже взлетят! (см. пункт 2 и особенно 3 выше)
А где деньги, Зин? Откуда у населения деньги, если в стране практически ничего не производится - ибо дешевле, например, собрать хлопок в Луизиане (наняв для этого нелегалов из Мексики), перевезти его в Китай, там превратить хлопок в одежду и привезти её обратно в Штаты - чтобы продать в Wallmart за пару долларов.
Конечно, удорожание нефти поставит крест на таких глобальных перевозках туда-сюда (до свидания, бананы из Эквадора!), зато сделает производство внутри Штатов более выгодным - вроде бы, некоторые компании уже передислоцируются обратно. Вот только поздно пить боржоми, когда производственная база уничтожена - вместе с квалифицированной рабочей силой (горячий привет из Детройта!).
Теперь догадываетесь, куда летит Америка?
Как только цена на нефть достаточно поднимется, в Штатах начнётся полный армагеддец: безработное население, застрявшее в пригородах без еды, будет вынуждено хоть как-то бороться за жизнь. Представляете себе эту картинку? Новый Орлеан после Катрины покажется пикником скаутов.
Скорее всего, в Штатах таки не все тупые, и некоторые вполне догадываются, куда летит их бронепоезд, но зачем же пугать население? Тем более, что сделать всё равно ничего нельзя: просто физически невозможно переселить миллионы людей или кардинально поменять инфраструктуру. Про привычки и мышление населения вообще молчу.
Западная цивилизация крепко сидит на нефтяной игле и соскочить с неё не может в принципе. Вот именно поэтому Западу приходит кирдык: нельзя жрать пять планет, если живёшь на одной-единственной.
Впрочем, у пика нефти есть и свои плюсы: во-первых, без бензина и дизеля много не навоюешь, особенно на чужой территории (до свидания, Ирак, Япония, Германия и далее по списку); во-вторых, с глобализацией и чипизацией тоже пролёт получается - чем больше времени и затрат требуют путешествия, тем больше съёживается доступное пространство. Так что грядёт не глобализация, а локализация.
Но это уже для тех, кто переживёт армагеддец - который ведь придёт не только в Штаты. Просто в Штаты он придёт раньше всего и устроит там самый большой фейерверк.
Но довольно хреново придётся, например, и Австралии с Зеландией, которые в одночасье лишатся туристического потока, а также добывающей и сельскохозяйственной промышленности: прикиньте, сколько топлива надо на добычу угля открытым способом у чёрта на куличках, например.
А если встанет добыча угля, то чем топить электростанции? Особенно с учётом того, что 54% добытого угля Австралия экспортирует -
в Японию и Китай, прежде всего. Так что добавьте опять же стоимость морских перевозок - кстати, чем перевозить-то, пароходами? Или парусниками?
Или сколько топлива надо на доставку молока-мяса-овощей-фруктов в рефрижераторах и их переработку, а главное на экспорт готового продукта на "большие земли" - одна маленькая Зеландия всё ею производимое сожрать не может в принципе. Да и как вообще сельскохозяйственную продукцию производить без нефти?
А как ловить рыбу без дизеля для лодок, катеров, кораблей?
И куда девать население, внезапно оказавшееся без работы? И как это население кормить? В условиях островного государства особенно.
Так что нефть - это та первая косточка домино, которая потянет за собой ой какую длинную цепочку.
Впрочем, пик нефти - далеко не единственная напасть, угрожающая Штатам в частности и человечеству в целом. Будущее уже здесь, просто инкубационный период ещё не кончился, так что присутствие вируса будущего пока незаметно невооружённым взглядом.
Но письмена уже на стене - для тех, кто умеет читать.
PS Прежде чем пускаться в рассуждения о биотопливе и электрокарах, убедитесь, что предмет рассуждения вам хорошо знаком.
продолжение