"Мне кажется, что, пока мы не создадим общество, на деле исходящее из веры в то, что талант есть в каждом человеке, и прилагающее все усилия к тому, чтобы этот талант раскрылся, мы не будем иметь морального права утверждать, что талант был не у всех. И может, только тогда поймём, что держать людей на правах «перегноя», выполняющего только рутинные работы и не находящего свое собственное, особенное вдохновение - это эпоха варварства, из которой надо выходить"
Ну не у всех же есть талант. Люди все разные. Всем по разному дается. Я вот сталкивалась с человеком разносторонне одаренном, три диплома - все красные, поет, за что не возьмется все освоит, а работать не может. Только рассказывать. А как до дела - ноль. Даже за деньги сидит и ничего на работе не делает. И общество ни причем, все освоенные человеком специальности востребованы, только не может на работе работу работать. Хотя... Общество могло бы переделать на лесоповале))))
Бывает и такое. Но всё равно и здесь нет уверенности, что таланта не было. И думаю, что если поможет лесоповал, то нашлись бы и не унижающие человека способы.
Случай, когда человек не хочет работать - это явно проблема не из области отсутствия таланта, а как раз из области более приземлённой - отсутствие заинтересованности. А это прямо зависит от педагогов, от среды. Экзюпери об этом тоже ведь писал:
> Меня мучит не вид нищеты, - в конце концов люди свыкаются с нищетой, как свыкаются с бездельем.
Талант есть! И не один! И педагоги все были довольны! Выдали ей везде красные дипломы. В этом конкретном случае нет никаких нареканий. И деньги ей были нужны, она одна содержит сына и мать. Но работать не хочет. У нас мы терпели 5 месяцев. И не только у меня, с двух предыдущих работ так же ушла. Мы брали потому что знакомы были с ее покойным отцом, хотелось поддержать. Но она категорически не могла трудиться. Даже дома она не мыла полы, говорила - я не приспособлена мыть полы. И причем тут общество, если человек засранец сознательный.
Ну вот видите, талант есть :) Хотя я не уверен, что красный диплом - гарантия таланта. А свободу воли у человека отнять нельзя. Можно только его разными способами убеждать.
"Я предвижу эпоху ЭПИДЕМИЧЕСКОЙ гениальности!" - Генрих Нейгауз. И, все же, необходим какой - то "навигатор". При рождении и во младенчестве сумма врожденных качеств, их неповторимый рисунок часто виден весьма отчетливо, но жизнь засасывает и нивелирует. И т.д.
Интересно, предвидели ли в своё время люди "эпидемию" грамотности.
И всё же мне кажется, что талант - это не только от рождения, это какое-то сочетания врождённого и приобретаемого. Одно только врождённое, пожалуй, даже может быть как-то измерено, зарисовано, но само по себе это ещё не талант.
"Интересно, предвидели ли в своё время люди "эпидемию" грамотности." Не всякий грамотный - гениален, но это первый, необходимый шаг к этому. Правда, без обратной связи - стремления самой личности к этому самораскрытию, слова Нейгауза (так и останутся) покажутся безнадежно наивными.
Но и с грамотностью так же. Если нет собственного желания - нет и грамотности. Тут есть какое-то качественное отличие между взятием барьера всеобщей грамотности и взятием барьера всеобщей гениальности, но оно в чём-то другом.
А раньше было интересно? Что же, люди испортились? Гены плохие стали?
Видимо, одних "возможностей" мало. Сейчас, например, вместе с возможностями нахлынуло ещё большее количество соблазнов - тех самых "низкопробных кабаков". А ещё многие люди просто потеряли работу, в которой видели призвание. Учителя, врачи, учёные. Занимайся репетиторством. Лечи платно в частных клиниках. Ставь эксперименты без финансирования или ищи новую работу. Это "возможности" - как-то пристроиться, но не раскрыть талант.
Экзюпери писал про "заботу садовника" в целом. Забота включает в себя всё: и возможности, и оберегание от вредных воздействий, и подбадривание, и строгость. Он ведь ещё долго размышлял, чтобы, уловив вначале ощущение жалости, понять, что вовсе не в жалости дело. Так и здесь. То, что его мучит, "не излечить бесплатным супом для бедняков". Не вылечить и одними только возможностями.
Не совсем. Не следует наивно ждать решения проблемы "сверху" - от начальников и властей. Родителям следует так воспитывать своих детей, чтобы их таланты не оказались утерянными.
Согласен, по всем нормам, основная ответственность за детей - на родителях.
К сожалению, в сильно неблагоприятной среде уже просто выжить и хоть чему-то ребёнка научить - почти подвиг. И на второй подвиг обнаружения и раскрытия таланта ребёнка уже может просто не хватить сил. А может, это просто отговорки? И на самом деле родителям надо просто искать учебники по педагогике и просматривать их в надежде там что-то найти? Пусть даже немного в ущерб своей работе, материальной обеспеченности своих же детей.
Comments 23
Reply
Полностью согласен.
Reply
Reply
Случай, когда человек не хочет работать - это явно проблема не из области отсутствия таланта, а как раз из области более приземлённой - отсутствие заинтересованности. А это прямо зависит от педагогов, от среды. Экзюпери об этом тоже ведь писал:
> Меня мучит не вид нищеты, - в конце концов люди свыкаются с нищетой, как свыкаются с бездельем.
Reply
Reply
Reply
Reply
И всё же мне кажется, что талант - это не только от рождения, это какое-то сочетания врождённого и приобретаемого. Одно только врождённое, пожалуй, даже может быть как-то измерено, зарисовано, но само по себе это ещё не талант.
Reply
Reply
Reply
Reply
Видимо, одних "возможностей" мало. Сейчас, например, вместе с возможностями нахлынуло ещё большее количество соблазнов - тех самых "низкопробных кабаков". А ещё многие люди просто потеряли работу, в которой видели призвание. Учителя, врачи, учёные. Занимайся репетиторством. Лечи платно в частных клиниках. Ставь эксперименты без финансирования или ищи новую работу. Это "возможности" - как-то пристроиться, но не раскрыть талант.
Экзюпери писал про "заботу садовника" в целом. Забота включает в себя всё: и возможности, и оберегание от вредных воздействий, и подбадривание, и строгость. Он ведь ещё долго размышлял, чтобы, уловив вначале ощущение жалости, понять, что вовсе не в жалости дело. Так и здесь. То, что его мучит, "не излечить бесплатным супом для бедняков". Не вылечить и одними только возможностями.
Reply
Reply
К сожалению, в сильно неблагоприятной среде уже просто выжить и хоть чему-то ребёнка научить - почти подвиг. И на второй подвиг обнаружения и раскрытия таланта ребёнка уже может просто не хватить сил. А может, это просто отговорки? И на самом деле родителям надо просто искать учебники по педагогике и просматривать их в надежде там что-то найти? Пусть даже немного в ущерб своей работе, материальной обеспеченности своих же детей.
Reply
Leave a comment