Что такое жизнь - 3

Mar 18, 2005 10:10

Итак, существует ли физическое различие между объектами, несущими знание, и объектами, не несущими знание, различие, котороое не зависит ни от среды, окружающей объекты, ни от их влияния на отдаленное будущее, а зависит только от непосредственных физических качеств этих объектов, как то предполагали древние. Удивительно, но существует.Чтобы его увидеть, необходимо принять перспективу множественности вселенных (мультиверса). Сразу оговорюсь, что то же, в определенной степени, получается и без мультиверса, - и я это продемонстрирую, но так оно проще и красивее.

Представим, что в ДНК медведя мы обнаружили следующую цепочку из десяти молекул, реализующую важный кусочек знания - ТЦГТЦГТТТЦ. Ради доказательства предположим, что такую же последовательность можно найти и в негенетической (дефективной) части медвежьего ДНК. Второй отрезок ДНК не реализует знание и не делает практически никакого вклада в собственную репликацию. Это случайная последовательность. Таким образом, мы имеем два физически идентичных объекта, один из которых обладает знанием, а другой нет. Но может быть, они только кажутся идентичными? Давайте посмотрим на них еще раз так, как они выглядят в других вселенных. Мы не можем наблюдать другие вселенные непосредственно, поэтому нам придется воспользоваться теорией.

Нам известно, что ДНК живых организмов естественно подвержена случайным варияциям - мутациям. Большинство из них вредны - они либо делают ген неспособным к репликации, либо делают репликацию менее вероятной (т.е. сужают нишу гена), и лишь ничтожная часть мутаций повышает вероятность репликации. Таком образом происходит естественный отбор. С каждым поколением вариации и репликации степень адаптации выживающих генов стремится к возрастанию.

Случайная мутация, вызванная, например, проникновением космического луча, станет причиной вариации не только внутри популяции организма в одной вселенной, но и между вселенными: когда частица космического луча проникает в цепочку ДНК и вызывает мутацию, некоторые из ее двойников в других вселенных не попадают в свои копии цепочки ДНК, а другие проникают в эти цепочки в других местах, вызывая, следовательно, другие мутации.

В результате всей этой лавины мутаций в различных вселенных отрезок гена медведя будет иметь такую же последовательность, как и в нашей вселенной, - ТЦГТЦГТТТЦ. Так происходит потому, что, по-видимому, этот ген обладает высокой степенью адаптации, а это значит, что большая часть его вариантов не сумеет скопироваться в большинстве вариантов окружающей среды, а потому, не сможет появиться именно на этом участке ДНК живого медведя. Наоборот, когда отрезок ДНК, не несущий знание, подвергается почти любой мутации, мутированный вариант, тем не менее, остается способным к копированию. За многие поколения репликации произойдет множество мутации, и большинство из них не окажут никакого влияния на репликацию. Следовательно, отрезок дефектной последовательности, в отличие от своего генного двойника, будет абсолютно гетерогенным в различных вселенных. Таким образом, с перспективы мультиверса два отрезка даже отдаленно не похожи друг на друга.

Мы видим, что древняя идея о том, что живая материя имеет особые физические свойства, почти истинна: физически особенна не живая материя, а материя, несущая знание. В одной вселенной она выглядит нерегулярно; во всех вселенных она имеет регулярную структуру, подобно кристаллу в мультиверсе.

Таким образом, знание - это все-таки фундаментальная физическая величина, а явление жизни чуть менее фундаментально.

Представьте, что вы смотрите на молекулу ДНК клетки медведя в электронный микроскоп, пытаясь отличить гены от негенетических последовательностей и оценить степень адаптации каждого гена. Вам пришлось бы сделать множество копий ДНК с вариациями, применить генную инженерию, чтобы создать множество эмбрионов медведей для каждого варианта ДНК, вырастить этих медведей, поселив их в различные среды, представляющие нишу медведя, и посмотреть, какие медведи оставят больше потомков.

Но с волшебным микроскопом, который мог бы заглянуть в другие вселенные (что, я подчеркиваю, невозможно: мы используем теорию, чтобы представить - или передать - то, что, как нам известно, должно там находиться), эта задача стала бы проще. Гены отличались бы от «негенов» точно также, как обрабатываемые поля отличаются от джунглей на фотографиях, сделанных с воздуха. Что касается степени адаптации гена, оценить ее почти также просто. Гены с лучшей адаптацией будут иметь одну и ту же структуру в более обширном диапазоне вселенных - у них будут более крупные «кристаллы».

Тривиальным стал бы поиск жизни на других планетах. Нужно было бы искать сложные структуры, которые кажутся нерегулярными в любой одной вселенной, но идентичными во многих близлежащих вселенных. Если вы увидите что-то подобное, вы обнаружите некое физически реализованное знание. Где есть знание, там должна быть жизнь, по крайней мере в прошлом.

Посмотрим на вселенную. Что увидит наш магически вооруженный глаз? В отдельной вселенной самые поразительные структуры - это галактики и скопления галактик. Большинство звезд имеет довольно точную сферическую форму во всем мультиверсе, а большинство галактик имеет спиральную или эллиптическую форму, как того требуют законы физики. Но ничто не простирается в отдаленные вселенные, не изменив свою детальную структуру до неузнаваемости. Т.е. кроме тех немногих мест, где есть реализованное знание. В таких местах объекты простираются через огромное количество вселенных, оставаясь при этом узнаваемыми. Возможно в настоящее время Земля - единственное подобное место в нашей вселенной. В любом случае такие места выделяются как места расположения процессов (жизни и мышления), породивших самые крупные своеобразные структуры в мультиверсе.
Previous post Next post
Up