Закончился Чемпионат Мира по фигурному катанию, впервые за сто последних лет прошедший в Москве. Пока не стерлись воспоминания об этом по всем статьям достойном действе, попробуем с пылу с жару, но холодно, т.е. спокойно и без иллюзий, проанализировать главное соревнование сезона фигуристов.
Присутствовать - не присутствовал, но по словам как официальных лиц, так и спортсменов с журналистами, организация была на высоком уровне: качество гостиниц, питания и проведения соревнований соответствовала западным стандартам.
Поначалу по телевизионной картинке показалось, что качество льда не идеально - около бортика с дверкой для фигуристов расплылась большая лужа. Однако на лед никто из фигуристов так и не пожаловался, да и падений на ровном месте, как это, например, случилось с Плющенко во время произвольной программы на прошлом ЧМ в Дортмунде, не было.
Неприятно удивили свободные места в спортивном дворце, вмещающем всего то 12 тысяч человек. Впрочем, и билеты в кассах отсутствовали. Российские спекулянты, которые не только загнали цены в небеса, но еще и серьезно думали, что европейцам все равно, сколько платить за вход, оказались в дураках - что радует, но, в какой-то степени оставили в дураках и всю Россию - что огорчает.
Европейцы действительно привыкли платить за посещение культурных и спортивных мероприятий больше, чем это пока еще принято в России. Но переплачивать европейцы, наученные считать каждую копейку, не любят категорически. Надеюсь, теперь это поймут и в Москве.
Приятно поразили те зрители, которые все же смогли себе позволить купить билеты и посетить соревнование. Немецкие комментаторы «Евроспорта» (отсылаю к ним, ибо сам могу быть в данном вопросе субъективен) были поражены как хорошо российский зритель разбирается в предмете и как здорово он приветствует всех спортсменов, даже прямых конкурентов российских фигуристов, что не является обычном делом ни в Европе, ни в, особенно, в Америке, где зрители обычно концентрируются на представителях своей страны.
Турнир спортивных пар оставил двойственное впечатление. С одной стороны, нельзя сказать, что парное катание на ЧМ продвинулось вперед. С другой стороны, порадовали, как результаты российских пар, так и их выступления.
Ренессанс переживает «старейшая пара фигурного катания» - Петрова-Тихонов. Если когда-то их обвиняли в излишнем академизме, слабой скорости катания и даже в ужасной прическе партнерши, то в этот раз новая прическа была на месте и удивительно подходила Марие, по скорости пара явно никому не уступала, а, как мне показалась, даже превосходила остальных, поддержки Петровой-Тихонова по-прежнему остались «неповторимыми», в том смысле, что их до сих никто из других пар повторить не может, а по коэффициенту «цитируемости» пара далеко оторвалась от соперников, которые не стеснялись заимствовать находки их тренера, Людмилы Великовой направо и налево. Ну а «интеллектуальность» пары никуда и не пропадала.
Тотьмянина-Маринин продемонстрировали замечательную короткую программу и несколько зажато исполнили произвольную, но выиграли заслуженно. Остались далеко в прошлом времена, когда два отличных одиночника катались рядом друг с другом - теперь это действительно пара со своим особым стилем, чем-то напоминающим Белоусову и Протопопова, - строгость линий, точность движений - одним словом, классика.
Поведение на льду пары Обертас-Славнов многие поспешили сравнить с цирковым представление или акробатическим этюдом. Хотя казалось бы, обвинять гранд-даму мирового парного катания Тамару Москвину в том, что она не понимает, что делает, а возможно лучшую фигуристку-парницу мира Юлию Обертас, что она неправильно катается, - по меньшей мере смело. Критики не понимают, что фигурное катание - это вещь состоящее из мифов, которые принимаются, в том числе и судьями, без доказательств. Так когда-то вбили в голову общественности, что катание Мишель Кван плавное, нежное, женственное и т.д. - и все: как Кван ни катается, она всегда в этих компонентах лучше других, хотя это давно уже не так. Все равно каждый видит то, что хочет увидеть.
Так вот, теперь каждая собака знает, что Обертас-Славнов - самая техничная пара в мире. А не какие-то там китайцы, чье техническое преимущество уже несколько лет как казалось всем очевидным, став очередным мифом-аксиомой фигурного катания. Сейчас все уверены, что Обертас-Славнову недостает именно художественной составляющей и что, подняв ее, они станут непобедимы. А что может быть проще, чем это, для Тамары Москвиной, постановщицы великого «Чаплина» для Бережной-Сихуралидзе. Остается только в очередной раз в восхищении снять перед ней шляпу.
Китайцы же в этот раз не поразили. Первая китайская пара была травмирована, но не уверен, что она бы смогла составить россиянам конкуренцию даже в здоровом состоянии. Особенно учитывая достаточно разобранный вид остальных двух китайских пар. Сняться с произвольной программы было наверняка мудрым решением для Шен-Джао - таким образом, они формально никому не уступили, и это хорошо для судейского подсознания на Олимпиаде - но сделали они это как-то слишком скандально, откатав разминку и не выйдя на лед для исполнения. Как заметил немецкий комментатор, китайцы могли хотя бы появиться, извиниться и помахать ручкой зрителям.
Вторая китайская пара Тонг-Панг разочаровала количеством брака, а третья, Жанг-Жанг, просто осталась на своем прежнем уровне и не показала прогресса, который от нее всеми ожидался. Тем не менее, именно эта самая молодая китайская пара наиболее талантлива и, наверняка, станет через несколько лет главным конкурентом российских спортсменов.
Об остальных участниках турнира пар писать, по большому счету, нечего - они катались в другой лиге. Можно разве что упоминуть Алену Савченко, сменившую украинского партнера на немецкого, и занявшего с ним 6-ое (1-ое среди «остального мира») место, оставив далеко позади свою прежнюю «половинку», выступавшую с новой пассией. Теперь немцы ломают головы, как до Олимпиады выдать Алене немецкое гражданство.
Мужчины в этот раз на Чемпионате оказались самым слабым звеном. Получив травму, отказался от участия Евгений Плющенко. Решение верное как в плане тактики (см. выше), так и в плане страгегии (здоровье превыше всего). Жаль только, что Мишин не снял Женю с соревнований раньше. Если Плющенко повторит судьбу Урманова, загубленного выступлениями с недолеченной травмой паха, то это станет просто величайшей несправедливостью. Напомню, что Урманов - олимпийский чемпион, Плющенко - пока нет.
Учитывая, что в России на данный момент фигуристов экстра-класса - один (и еще один в потенциале), то рисковать этим единственным фигуристом ради того, чтобы получить три места на грядущей Олимпиаде в высшей степени неразумно.
В отсутствии Плющенко чемпионом стал Ламбьель, фигурист с великолепными вращениями, талантливый, артистичный и не с самыми уверенными прыжками. Лучше его в Москве действительно никого не осталось. Жубер, клон Ягудина, который будучи, как любая копия, бледнее оригинала, никогда не отличался большим артистизмом, не справился с нервами и умудрился завалить еще и прыжки. Как на пьедестале оказались безликий но улыбчивый канадец Баттл и вечный неудачник произвольной программы юниорских чемпионатов мира без-четверного-прыжка-американец Ласачек, науке не известно. Известно, что благодаря этому в пролете оказались китаец Ли с двумя исполненными четверными и американец Вейр с просто отличным прокатом произвольной.
Именно Вейр, если добавит сложности и уверенности в прыжках, станет главным соперником Плющенко на Олимпиаде. На чемпионате Вейр, кроме всего прочего, запомнился словами «я люблю тебя Россия» на чистом русском практически без акцента и выбором «Юноны и Авося» для показательных выступлений. Этот парень и его команда работают, похоже, серьезно и без мелочей. А таланта у него и так немеряно.
Другому российскому участнику Грязеву - еще расти и расти, но, пока Плющенко выступает, время у него есть. Как и у проходящего лечение и пропускающего предолимпийский год Ильи Климкина.
Соревнования танцоров прошли, как и предполагалось. Из единой массы скроенных по новым правилам программ ярко выделялась композиция французской пары Делобель-Шонфельдер на музыку из кинофильма «Фрида». Как будто «старые добрые танцевальные времена» вернулись в Москву в выступлении французов. Но эта постановка - исключение подтверждающее правило: количество заданных элементов в танцах в этом году достигло уровня, при котором тренеры практически не могут делать свою работу. Впрочем, ISU поняла ошибку, и со следущего года требования будут изменены и количество обязательных элементов снижено.
Вернемся к французам. Жаль, что их лишили заслуженного второго места (как минимум) в произвольной программе и, сответственно, третьего в итоге. Еще на одну ступеньку ниже поставили в результате болгарских танцоров Денкову-Ставиского. Их эксперименты этого года (помесь Баха и африканских ритмов) не пришлась судьям по душе. Что-то подобное, тоже с африканскими ритмами и минимумом музыки, в свое время позволила себе исполнить замечательная российская пара Крылова-Овсянников. Однако стоит учесть: Крылова с Овсянниковым являлись тогда общепризнанными лидерами и, в конце концов, все равно были вынуждены изменить, облегчить программу для восприятия на ЧМ. В общем, болгары, которые большинством специалистов еще недавно считались сильнейшими среди всех танцоров, сделали перед Олимпиадой совершенно ненужный шаг назад, и кто знает, как им этот шаг через год отзовется.
Однако, наиболее опасными для золотых олимпийских надежд россиян представляются американцы Белбин-Агосто. Эта молодая пара уже сейчас показывает талантливое, хотя и все еще несколько юниорское катание. Тем не менее она вносит в танцевальный мир некую свежесть, которой танцам давно не хватало, а потому уже сейчас имеет огромное число поклонников. И американский флаг за спиной. Единственная проблема - Танит Белбин канадка и, если она не получит гражданства до начала Олимпийских Игр, а по всем американским законам она его получить и не должна, то пара на Олимпиаде не выступит. Так что американцы чешут сейчас репу почище немцев - чемпионов в танцах у Америки еще не было.
Российская пара Навка-Костомаров долго и упорно карабкалась наверх, и теперь свергнуть ее с пьедестала любому сопернику представляется задачей практически непосильной. У кого-то еще, быть может, лучше произвольная программа, у кого-то сложнее оригинальная, но в сумме всех танцевальных компопнентов, по тому, как они заполняют лед своим присутствием, равных россиянам нет. Старая школа.
Наверное, так же долго находятся на льду и украинцы Грушева-Гончаров. Только складывается впечатление, что катают они, с разным варияциями, все один и тот же танец. В этом году количество наконец перешло не в качество, но в бронзовые медали, которые часто выдают за выслугу лет. В данном случае, за год до Олимпиады, от украинцев поспешили откупиться - на пьедестале в Турине их не будет: даже если американцы пропустят Игры, медали уйдут болгарам и сделавшим себе в этом сезоне имя французам.
Приятное впечатление оставила вторая российская пара Домнина-Шабалин. Именно им, похоже, бороться с американцами в следующем олимпийском цикле. Пожелаем им в этом удачи - остальное все у них есть. Своих постоянных конкурентов в «молодежной лиге» итальянцев Фаелла-Скали россияне в Москве переиграли. Кажется, в первый раз.
Наиболее острой была в этот раз борьба среди фигуристок. Чемпионка мира прошлого года японка Шизука Аракава заметно прибавила как в собственном имидже, так и в артистичности на льду, показывая местами феноменальное катание. Вот только формы не было - и японка сложила с себя полномочия чемпионки, открыв дорогу другим претенденткам. Прочие японки также не отличились: Сугури выступила на своем уровне без блеска, а самая младшая, Андо изначально имела только один козырь - стабильной четверной прыжок, но сделать его она так и не рискнула.
Куда-то подевался особый стиль Саши Коэн. Вернувшись к своему старому тренеру Никсу, Саша окончательно пришла в себя после злоключений и чехарды с тренерами последних сезонов, а также пришла к стандартному американскому стилю женского катания - гламур, гламур и еще раз гламур. Никаких резкостей, никаких углов - все плавно и нежно. А еще, конечно, улыбка. На уровне рефлекса.
Нельзя сказать, что и величайшая американская фигуристка, любимица нации Кван делала что-либо, выходящее за эти рамки. Другое дело, что она перфекционировала этот стиль, довела его до идеала. Впрочем, время берет свое: Кван все больше уступает себе прошлой и только былые заслуги держат ее на плаву. Та же финская одиночница Пойкио сейчас больше похожа на Кван прежнюю с ее великолепным катанием и «ласточками», чем сама Кван.
А тут еще и новая система подоспела. Если раньше Кван изначально имела у судей преимущество перед, к примеру, Слуцкой, которой нужно было пытаться преодолеть свое отставание технической сложностью. То теперь уже Слуцкая получила изначальное преимущество благодаря элементам и компонентам программы, которое Кван требовалось отыгрывать. Та постановка произвольной, с которой Кван стала чемпионкой Америки по старой системе судейства, в Москве по новой системе Мишель помочь не могла. Впервые за много лет Кван осталась за чертой призеров.
Зато медаль завоевала молоденькая итальянка Каролина Костнер, крестная и двоюродная сестра великой горноложницы Изольды Костнер. Специалисты начали расточать комплименты Каролине уже несколько лет назад. Однако, затем развитие фигуристки замедлилось - сказалась перестройка женского организма, которой в определенном возрасте не избежать. И вот, наконец, заслуженная «бронза» и отличные перспективы на будущее.
Порадовала Соколова. Ее выступление, обеспечившее, кстати, три стартовых места российским одиночницам на грядущей Олимпиаде, возможно, заслуживало и большего, но Россия поставила на Слуцкую, жертвуя Соколовой, и, в конечном счете, не ошиблась. Выступление Ирины в произвольной программе войдет в историю. В тот день у нее не смог бы выиграть никто, и даже сделанный в азарте «третий лишний» ридбергер (как результат - 1.5 балла вместо 6.5 за элемент) ни на что не повлиял. Разве что лишил Слуцкую мирового рекорда по сумме короткой и произвольной программ - рекорд по-прежнему держит Коэн - но кого это интересовало.
Новая судейская система идеально подходит для спортивной манеры катания Ирины Слуцкой, а потому шансы и на золотую олимпийскую медаль в женском катании у России достаточно велики. Во время показательного выступлении Слуцкая продемонстрировала свой потенциал по части создания шоу на льду, а также садо-мазо костюм, почему-то выбранный для образа «женщины-кошки». Впрочем, через несколько минут глаз привык и к этому костюму.