О монетизации льгот

Jan 14, 2005 11:50

Возможно, имеет смысл критиковать определенные проблемы в реализации программы, задержки выплат на местах (с уровнем компенсаций, судя по заявлениям ответственных лиц, проблем быть не должно) и тому подобное, но сама идея монетизации льгот явна правильная. Очевидным, как мне кажется, является то, что на льготах наживаются как раз люди побогаче, а бедные люди с них ничего не имеют. Иначе говоря: "Реально льготами пользуются не те, кому они предназначены, и состоятельным удобнее пользоваться льготами для бедных, чем самим бедным, которым это сделать практически невозможно". Достаточно вспомнить ту же фармакологическую мафию. Или транспортные льготы старикам, постоянно сидящим дома.

В сложившейся системе льгот вместо того, чтобы отдать людям им причитающееся напрямую, используются непонятные промежуточные этапы, где деньги либо вообще исчезают, либо используются нерационально. И я не призываю в данном случае смириться с коррупцией, я предлагаю осознать человеческую природу, которую не переделать, даже если посадить тысячу наиболее крупных воров каждой отрасли. Чем больше возможностей воровать предоставляет система, тем больше будут воровать.

Да и не в коррупции, собственно, дело, а в уровне обслуживания и, в конечном итоге, в качестве жизни граждан. Ну хорошо, вкинем мы, н-р, деньги гостранспорту, чтобы он льготников возил бесплатно. Пусть даже ничего из этих денег не разворуют. Но как узнать не много ли дали, или, может, не хватает? Это первая проблема. Очень важная. Проблема рационального использования средств и их регулирования.

Второе. Пусть появится частная фирма (фирмы), которая с бОльшим комфортом, быстрее и за те же деньги станет возить людей. Получится, что воспользоваться услугами фирмы как раз льготники и не смогут: проездной не действует, а денег нет. Тем самым не только дискриминируются люди бедные, но и вообще уничтожается возможность конкуренции.

А где нет конкуренции, а есть запутанное и нерациональное использование денег, там начинается разруха. Зачем мне ждать, пока ЖЭК соизволит сделать ремонт в подъезде, который через две недели можно будет начинать делать по новому. Пусть деньги напрямую идут жильцам, а они уж и найдут мастеров, и работу проконтролируют. И почему не выдать пенсионерам стоимость проездного деньгами? Пусть тем транспортом из ста регулярно пользовались пятьдесят пенсионеров. Они ничего не проиграют. А другие 50 еще и приобретут. Один десять раз съездит на автобусе, другой - три раза на такси, а третий, которому никуда не нужно, купит подарок внучонку. Возможность выбора и ответственность за него - это тоже не маловажно.

В результате монетизации льгот вместо того, чтобы безадресно утекать в непонятно чьи - но явно не тех бабулек, которые перекрывают улицы - карманы, деньги теперь будут направлены простым людям. И это правильно. Вообще-то, нужно было пойти еще дальше, перестать размазывать крохи по огромному количеству людей (когда в льготниках числится почти вся страна - это нонсенс), а обеспечить на должном уровне тех, кто действительно нуждается.

Что касается коэффициентов - это как раз тема для разговора. Но не может быть в этом вопросе все так плохо, если президент рапортует о 6-кратном увеличении денежных выплат по сравнению с тем, что раньше шло на обеспечение льгот. Другое дело, что многое существовало лишь на бумаге. Но кому было легче от таких "бумажных" льгот?
Previous post Next post
Up