re3

Выборы как проблема общества, или избирательное сумасшествие

Mar 06, 2012 09:04

\к очеркам политпсихологии и психиатрии, или с иронией - о серьезном
для Открытой линии\
Избирательный марафон финишировал успешно, победителем стал общеизвестный фаворит (за последний десяток с лишним лет в массовое сознание вошел стереотип: "мы говорим - президент, подразумеваем - Путин"). Впрочем, никаких неожиданностей в этом нет - было понятно давно, что так именно и будет (о чем и я писал неоднократно
1, 2, 3, 4)
Сюрпризом стал лишь "разгромный" разрыв между победным финишем ВВП и результатами ближайших преследователей (хотя и они, каждый зная свой политтехнологический "маневр", в этой "гонке за лидером" работали на повышение рейтинга последнего).
Ожидалось, что правящая Система сработает аккуратно, тютелька-в-тютельку, на грани фола второго тура - 50 с небольшим, а она допустила очередной административно-технический перегиб, "додавили" аж до 64! Перестарались - хотели, как лучше, а получилось - дорога в никуда. Точнее, дорога к новым протестам: "несогласные" будут еще более несогласны, что и продемонстрируют как в онлайне, так и в офлайне, а производители белых ленточек будут обеспечены заказами на 6 лет вперед:))
Казалось бы, все запланировано четко: дать народу зрелищ (то есть электоральное шоу "за стеклом" - пусть смотрят все, ведь фокусник тоже проделывает свои трюки на глазах у пораженной публики, просто то, что он выставляет напоказ, призвано отвлечь зрителей от главного) и хлеба (сравнительно недавние повышения пенсий, а также содержания для силовиков) - и все будет в порядке. Ан нет - именно достигнутый впечатляющий результат, то бишь тактическая победа Системы, впечатляет ровно настолько, что вселяет опасения. Ибо заставляет задуматься о грядущем в достаточно близкой перспективе стратегическом проигрыше - увы, не столько Системы, сколько общества в целом. И вызывает сомнения во вменяемости и дееспособности электорального большинства населения страны, которая по всей видимости больна - не столько экономически и политически, сколько психически. Причем по сути именно душевное нездоровье нашего общества и используется политтехнологами для массовых манипуляций массовым сознанием, для управления поведением электората. Отдают ли они себе отчет в том, насколько это потенциально опасно? Ведь если человека, страдающего серьезным душевным недугом, не лечить, а использовать, потакая его болезни, то рано или поздно он может "сорваться" - поведение станет неуправляемым и приведет к общественно опасным действиям (или как минимум - опасным для него самого).

Итак, начнем наш анализ душевного здоровья общества с того, что признаем обнародованные ЦИКом цифры реальными; в конце концов, фальсификации и нарушения - локальные искажения, вносимые на уровне региональном, куда более важные системные процессы протекают на уровне общества в целом. И тогда по официальным результатам выборов вполне возможно поставить обществу "диагноз". Дело не только в том, что такое единодушие - без малого 2\3 избирателей проголосовали одинаково - возможно только в патерналистском, авторитарно управляемом обществе. Но еще более важна предвыборная динамика отношения к избранному лидеру. Уровень поддержки ВВП, продемонстрированный избирателями на выборах, по сравнению с осенними опросами возрос почти в 2 раза. Что могло за короткое время, каких-то 3 месяца, так "раскачать" массовые настроения? Думаете, агитация "за"? Нет, конечно - эта часть агитации была по большей части направлена в пустоту. Абсолютное большинство проголосовавших за ВВП не читали подписанных его именем интеллигентно-рассудительных статей, а на телеэкране лицезрели не политиков, а Малахова с Гузеевой, да танцевальные потуги "селебритиз".
Главное, что на массового избирателя оказало воздействие, или можно сказать, психологическое давление - медиавнушенные опасения "лишь бы не стало хуже". Иными словами, пресловутый "фактор Болотной площади", демонстративно-экзальтированного (на грани истероидного) протеста, умело инспирированного/захваченного политтехнологами и наивно подхваченного недальновидной частью недовольного населения (как справедливо возмущенного результатами думских выборов, так и маргинального, всем-и-всегда-недовольного, ищущего удобный повод для инфантильно-показушной демонстрации этого недовольства).
Агиткампания запугивания населения "оранжевой угрозой" в формате "снежной революции" (даже в Европе в нее поверили! Не задумались, что движущей силой "снежной революции" могут быть только "снежные люди", а также политтехнологи-провокаторы и журналисты-фантазеры) сработала - она изначально была нацелена на про-путинский электорат. В начале нулевых "путинское большинство" составляли повышенно тревожные электорально активные женщины в возрасте лет около 50-ти и старше, потрепанные "послеперестроечной" жизнью, измотанные нервотрепкой "лихих 90-х" и уставшие жить в тревожных опасениях за будущее детей - оттого и привлекательными для них были "наведение порядка" в стране "сильной рукой", а потом "стабильность".
Сейчас, в условиях неопределенности будущего (которая, похоже, намеренно поддерживается в умах россиян), на фоне четырехлетних медийных стенаний по поводу глобального кризиса и его неизбежного грядущего углубления, численность повышенно тревожной прослойки общества еще более возросла. (А то было к концу второго президентского срока ВВП они привыкли к стабильности и малость подуспокоились, стали не то чтобы менее лояльны, но определенно менее активны - оттого и понадобился тандемный кульбит, чтобы освежить отношения власти с народом.)
А как известно, тревожных людей хлебом не корми - дай им только конкретный повод для беспокойства! Оно им жизненно необходимо - людям, живущим в напряженном состоянии СТОНА - Синдрома Тревожного Ожидания Неудач. Живущим не в ожидании такого будущего, которое светло и прекрасно - а в ожидании всевозможных бед, которые могут произойти - хотя как правило и не происходят, а лишь по истечении срока ожидания заменяются на новые тревожные "заморочки". Тревожный человек всегда напряженно готов к неведомым несчастьям, а когда они обретают конкретные контуры, когда он начинает бояться чего-то конкретного, ему становится легче (происходит "канализация" тревоги).
И вот для них она пришла, эта долгожданная, сияющая и зияющая угроза! И даже целый "букет" угроз, символизируемых белыми ленточками и преувеличиваемых, катастрофизируемых в тревожных умах и сердцах по закону Толмена, закону стереотипного повторения опыта и отыскания самого плачевного, самого пугающего прецедента - а значит, попытки минимизации возможных негативных последствий по принципу "выбора наименьшего зла".

В числе таких угроз:
-грядущая революция и разруха (аналогия с 1917-м годом)
-враги внешние (пресловутый вашингтонский обком!), грантами подкупающие врагов внутренних (они же "враги народа"), устраивающих демонстрации, а в перспективе, за грязные заморские деньги - покушения и провокации (больше всего тут пугает немолодых людей аналогия с 37-м годом)
-развал страны и оккупация (аналогия с 41-м)
-рост криминала и грядущий передел собственности (тут уже аналогия совсем недавняя, с 90-ми)

Куда же бедному обывателю податься, что ему надлежит сделать для спасения родины (то есть себя, своих близких и имущества)? Всего лишь опустить бумажку в избирательную урну, поддержать единственного проверенного "спасителя" (поиск "спасителя" - известная форма экзистенциальной психологической защиты)? Нате вам, пожалуйста! (Кстати, и явку избирателей "болотный фактор" вне всяких сомнений повысил, что также на руку технологам - мол, добавить волеизъявлению граждан массовости, а новоизбранным вершителям судеб народных - легитимности.)

Впрочем, все это - лишь объяснение того, "кто виноват" в происшедшем.

Что же будет дальше? В игру вступает внешнеполитический фактор. Нынче даже пенсионеру понятно: пока нефтяные цены держатся на уровне, достаточном для наполнения нашего госкармана госбюджета и содержания социалки - будет в стране хоть и поверхностная, но стабильность. Этим, конечно, Россия обязана не столько собственной власти, сколько американцам, демократически бесцеремонно поправшим независимость Ирака и Ливии ради укрепления своей экономики. (Сирия и Иран - в очереди на американские госуслуги? Хватит, чтобы 6 лет удерживать цены на бочку нефти выше 100 долларов?)
Во внутриполитической жизни - будут, очевидно, заменены местечковые руководители, допустившие на подотчетных им территориях процент "правильно" проголосовавших меньше установленного. Но это - их личные проблемы.
В остальном - "есенизация" внутренней политики. Пора жить проще, в духе "народности" старого времени - вернуться к корням, к истокам, которые только и способны обеспечить общенациональное согласие граждан, независимо от экономических различий между ними. Массы надо подкармливать, социальные контрасты сглаживать, а "недовольных" отсекать от масс трудового народа и представлять в глазах оного виновниками его бед ("бездельниками") и изгоями общества ("бандерлогами"). В общем, рецепт известный - "разделяй и властвуй", или "эффект массы": направить большинство, массу на меньшинство, разжечь внутренний конфликт. Раньше были у нас меньшинства этнические и сексуальные, а теперь на первый план будут выдвигаться политические (включая обещанную народу многопартийность). В терминах психопатологии такое дробление социума, нарушение коллективной идентичности равносильно на индивидуальном уровне личностному расстройству, то бишь психопатии. Человек с подобным расстройством живет в состоянии постоянного внутреннего конфликта, борется сам с собой - оттого и не справляется с трудностями жизни, многие из которых сам же себе и создает. То же самое применимо и к обществу в целом.
На стыке внешней и внутренней политики - продолжится нарастающими темпами отток капитала из России и скупка зарубежной недвижимости россиянами - для тех, у кого есть капиталы:) Для тех, кому нечего перемещать за рубеж, кроме себя самих (или своих детей) - возрастет миграция (нынче эстафету "философского парохода" перенимает "креативный самолет"). Но это - их личный выбор. В терминах психопатологии - дромомания, попытка бегства от внутренних проблем путем внешнего перемещения)) Кроме того, будут шириться социальные эпидемии. В условиях усиления социальных стрессов все больше граждан будут прибегать к традиционным способам снятия напряженности путем приема успокоительных средств, как рецептурных, так и безрецептурных (алкоголь, наркотики) - это ведь тоже попытка бегства от проблем, только бегства внутрь себя. Может возрасти и число желающих "убежать от себя" самым радикальным способом (рост суицидов, увы, вполне возможен). Ну а там где усиливаются подобные проявления самоагрессии, можно ожидать и роста агрессии в целом, в масштабах общества (начиная с молодежи и подростков, "поколения жесть").
Но перечисленное, при всей серьезности, еще не самое негативное, ибо в любом случае затронет лишь часть общества. А вот то, что касается всех - возрастание риска социальных конфликтов в случае экономической нестабильности. И в упомянутом выше разделении общества заложен риск его раскола, возрастания напряженности (в терминах психопатологии, этакий социальный аналог шизофрении). Самое же главное, что возрастание тревожности общества может привести к ее перерастанию в агрессивность (так работают известные механизмы психологической защиты. И если тревожные, пассивно-агрессивные группы населения объединятся с активными агрессивными (например, национал-экстремистскими), будут ими подталкиваться (индуцироваться) - быть большой беде. Подобное "массовое сумасшествие", как известно, может протекать в разных формах: острой (беспорядки - на локальном уровне; бунт - когда беспорядки становятся массовыми, но их удается подавлять или хотя бы сдерживать; революция - когда подавить уже не удается) и хронической (националистической, по образцу Германии и Италии 30-х годов ХХ века).

В общем, главная проблема не в том, что выборы "неправильные" - это как раз правильные выборы в ""неправильном" обществе. Проще говоря - в обществе больном.
Как вы думаете, каким будет для него прогноз? И какие средства лечения могут быть использованы?
Previous post Next post
Up