Кому верить? Часть 5. Женщины на голоде. Екатеринбургский уезд

Jan 30, 2013 20:45

Уже к осени 1911 года было ясно, что население уезда будет голодать. Помощь припозднилась. Но упрекать во всех бедах правительство - запутывать ситуацию. Башкирские деревни никогда богатством не славились. И любое стихийное бедствие фактически всегда оборачивалось катастрофой. Только после этого правительственные органы начинали разбираться в причинах. Недоумевали: земли-то ведь было достаточно, а озера, не скупившиеся в те времена на рыбу, а лес?.. В той же Самарской губернии еще и замерзали без дров... Но не хватало всего остального, сама земля родить не будет: общей культуры, культуры работы на земле, учителей, агрономов, врачей... вот муллы были в каждой деревне... не хватало знания новых форм организации труда, законов, а ведь развивалась система кредитования, кооперативные формы организации труда... наконец, не хватало просто знания русского языка. А к этому непосильному для неуверенного в своих силах населения грузу проблем непременно, как магнитом, притянет нерадивых и вороватых чиновников, и, конечно, найдутся соплеменники, жаждущие помочь и освободить тебя хотя бы от лишнего груза нескольких монет, которые самостоятельно ты в своем дырявом кармане не найдешь. Но и крестьян не упрекнешь, нужно было помогать. Пусть запоздавшая, но помощь приходила.

"Голос Урала". Екатеринбург, 20 апреля, 1912.
"Помощь башкирскому населению уезда.
Комитет Попечительства при местном Комитете общества Красного Креста отправил для башкир деревни Иткуль 4 пуда 6 фун. сахару, 16,5 фун. кирпичного чаю и 8 фун. фамильного чаю - последний для детей школьников, и для учащихся в Карабольских школах 293,5 арш. материи на штаны и рубашки".

"Голос Урала". Екатеринбург, 20 мая, 1912.
"В комитете попечительства по окончанию помощи пострадавшему от неурожая населению.
В Карабольской волости (башкирской). Заведывает делом врач А.А.Самойлова. Всех столовых девять. Кормят в столовых свежей кониной или супом из проса с картофелем и коровьим маслом или бараньим салом. Благодаря уходу на заработки, число едоков уменьшается. Больным и выздоравливающим, также маленьким детям выдается на дом молоко. Отряд А.А.Самойловой производит весьма отрадное впечатление. Она сама, сестры милосердия и заведывающая столовыми снискали себе любовь и признательность не только местного, но и окрестного населения. Прекратить кормление в столовых до свежего хлеба А.А.Самойлова не находит возможным. Семенная ссуда не всеми башкирами использована по назначению. По случаю запоздания выдачи, а отчасти за недостатком лошадей (некоторые противоречия бьют по глазам - Р.Б.), некоторые не посеяли семян и променяли их на чай и сахар или обмололи и съели. Амбулаторных больных масса. Прием продолжается чуть ли не целый день. Больше всего являются больные малокровием, общей слабостью и упадком сил, как результатом недоедания. Необходимо, ввиду могущей развиться цинги, которая за последнее время появлялась, отряд А.А.Самойловой не расформировывать и оставить в волости".

В Алабуге работало 3 столовых, в Караболке (баш.) - одна. (23 мая)

Сообщение от 7 июня: отряд Самойловой расформирован, она и 2 сестры милосердия приглашены на службу в Екатеринбургскую уездную земскую управу и оставлены пока в том же районе уже от управы.

Газета "Голос Урала" также публикует заметки о работе отрядов Красного Креста в пострадавших от неурожая районах Челябинского уезда (9, 22, 26 мая).
И о халатности: несмотря на предупреждение, в башкирских деревнях на столовых вывешивали красный крест, что автоматически вызывало недоверие, если не страх перед отрядами, которые приезжали, казалось бы, помогать населению: не идут - так значит, все в порядке. (22 мая)

1912, Челябинская область, Екатеринбургский уезд, Красный Крест, Женский вопрос, Голод, Медицинское обслуживание, Башкиры

Previous post Next post
Up