Подвисшая история

Jan 28, 2013 19:19

"Уральский край", 22 июля, № 155, 1909.
Письмо в редакцию.

"Милостивый Государь, Редактор!
Позвольте посредством Вашей уважаемой газеты выяснить недоразумение, появившееся с напечатанием в № 153 "Уральского края" от 19 июня (опечатка - июля, - Р.Б.) 1909 г. хроникерской заметки под заглавием "Предание суду полицейских чинов".
Прочитав эту заметку, мы пришли в крайнее удивление, так как из содержания ее можно вывести заключение о связи между чинами ирбитской полиции, которые по словам заметки брали "взятки", и братьями Агафуровыми, учинившими якобы "в ресторане Семенова во время Ирбитской ярмарки ряд дебошей и скандалов".
Само собой понятно, что подобная заметка для людей, чутко относящихся к своей чести и человеческому достоинству, является крайне обидным фактом, тем более, что упоминание в ней об "учиненных" якобы братьями Агафуровыми "дебошах" - плод явного недоразумения.
Ни один из нас, братьев Агафуровых, во время Ирбитской ярмарки ничего подобного не учинял.
Упоминание нашего имени наряду с фактом подкупа полиции для того, чтобы "замять дело", является каким-то странным недоразумением, и только одной грубой неосмотрительностью хроникера мы можем объяснить подобное сообщение, так как, конечно, невозможно допустить мысль, чтобы оно имело заведомо-клеветнический характер.
Остаемся при глубоком убеждении, что редакция Вашей уважаемой газеты, всегда бережно относившаяся к печатному слову, постарается исправить обидную для нас ошибку своего сотрудника и поместит в самом непродолжительном времени соответствующее разъяснение ее.
Братья Агафуровы".

Ищем заметку.
"Уральский край", 19 июля, № 153, 1909. - с.2.
"Предание суду полицейских чинов.
Состоялось постановление губернского правления о предании суду чинов ирбитской полиции во главе с бывшим там исправником статским советником Становым за неблаговидные по службе действия, выразившиеся в том, что чины полиции брали взятки.
Расследованием, произведенным старшим советником губернского присутствия Ивановым, выяснилось, что исправник Станов замял дело бр.Агафуровых и Серебренниковых, учинивших в ресторане Семенова во время ирбитской ярмарки ряд дебошей и скандалов.
Кстати сказать, г.Станов бывший мировой судья и земский начальник.
Следователем по особо важным делам начато предварительное следствие". (Подписи, естественно, нет. Как и в предыдущих текстах жирным шрифтом выделяю я. - Р.Б.)

Клевета могла иметь место, но и она требует некоторых умственных усилий и оснований. Я-то, кстати, сначала ахнул... но потом сверился, нет, там фамилия была другой - Серебряков... А вот фамилия Станов мне попадалась... Опять придется возвращаться назад.
"Ирбит того времени славился своим ресторанами. Самыми известными из них были заведения москвича Васильева и ресторан «Эрмитаж» Семенова из Екатеринбурга. Эти рестораны соперничали между собой роскошью убранства, изысканностью кухни и театральными представлениями". - Не густо Сувенироград - Ирбит. Свердловская область.
Серебренниковы - фамилия в Ирбите слишком известная, крайне сомнительно, что они имеют отношение к конфликту. Есть следы, которые ведут в сибирскую Тару, но сведения и крайне скупы и крайне незначительны. Будем разбираться...
Ответа редакции на письмо Агафуровых я пока не нашел. Личность редактора - Спасского - весьма неоднозначная, за его кадетской прогрессивностью есть какая-то двусмысленность, но пока я не пойму финансовых механизмов, которые разворачивают деятельность издания и рулевого (а я, возможно, этого никогда не пойму), мое заявление о двусмысленности, опирающееся на сомнительные интуиции, - бессмысленно. Здесь мы должны будем вернуться к процессу над кадетами в Екатеринбурге, к роли Спасского, к роли и личностям адвокатов. Обвинения были бессмысленны, а процесс только дискредитировал власть... В данном случае доктор и кадет Спасский намекнул и на свою нечистоплотность и неряшливость: дебош, грубо или мягко говоря, по-русски - "буйство, скандал с шумом, руганью, дракой, разгул и пьянство..." А "ряд" - это уже правило, последовательность, система! Любой нормальный человек был бы несколько "удивлен" такими "разоблачениями".
В 1909 году уже совершенно ясно, что расклад сил необратимо изменился, купечество исчерпывает и свои возможности и свое время. На сцену выходят более образованные и смекалистые люди. Говорить о компрадорской буржуазии и прилипающей к ней обслуге по отношению к нашей истории не принято, но, возможно, однажды попробую поделиться на этот счет своими мыслями.
Вероятно, позже также попробую сопоставить "прогрессивность" газет "Уральской жизни" и "Уральского края". В разрезе нашей темы, "Уральская жизнь" тяготеет к польско-католической диаспоре, "Уральский край" - к еврейской. Я не говорю об особых национальных интересах, так или иначе, при любых тяготениях, думающие люди надеются, что Россия сможет подняться, в то же время с нарастающей тревогой следят за тем, как падает промышленность Урала, скупаемая за бесценок иностранным капиталом, но противопоставить этому нечего... и ты вынужден лишь способствовать ускорению этого процесса, сам оказываясь воплощением и заложником неразрешимого противоречия.
О татарах бессмысленно говорить, образованных людей нет, представлять интересы иностранного капитала они не могут, торговый капитал свой потенциал исчерпал... Зайнетдин Агафуров, который стал моим проводником, - абсолютно одинок, это - исключение, за которым я не вижу правил, только безликую массу, которую составляют люди, надеющиеся пока только как-то пристроиться в этой жизни. Семья Агафуровых - также абсолютно одинока, поддержка мусульманской диаспоры - необходимый элемент в деятельности братьев, но о каком-то влиянии на перспективы развития  национального самосознания говорить и говорить постоянно с оговорками, запутываясь в собственной тавтологии? А говорить ведь нужно? Вопрос, как не потерять своего национального лица (парадокс, ибо и черты этого лица еще расплывчаты и неопределенны), но быть в русле общенационального развития, - неразрешим... еще и потому, что сам вопрос постоянно видоизменяется, и любой ответ - заведомо ложен.
Русские? Будут выбирать, самостоятельного пути, похоже, они не видят... отчаянье этого "невидения", как мучительного похмелья в поисках, чем опохмелиться, или в поисках виноватых, не может не отрыгнуться погромами и черносотенным национализмом... А внутри все равно "горит", завтра пойдешь занимать у того, кого вчера громил, на опохмелку...
Закрывать глаза на то, что национальный вопрос для социал-демократов станет одним из основных, а его "решение" решит и исход революции, мне кажется, - просто неприлично. Постановка того же национального вопроса привлекла в ряды партии свободы национальную буржуазию, но решения этого вопроса в контексте кадетской программы быть не могло, и очень скоро национальная буржуазия скатывается к предсказуемому национализму. На этих противоречиях иностранный капитал с легкостью обустраивается в России, превращая ее в уникальнейшее образование - империю и колонию в одном лице.
А немцы в контексте моих предположений о польско-еврейской (или иудейско-католической) подоплеке событий на Урале? - особый вопрос. Через пару десятилетий в Восточной Европе он проявит себя и обернется катастрофой. Мы при всем желании не сможем не возвращаться к этой теме.
А пока поделюсь своим подозрением, что 1909 год - год наивысшего влияния на Урале польско-католической диаспоры, далее начнется постепенный ее закат, пояснять, кто придет на смену, излишне. Война и революция сотрут польско-католические следы.
Не перестаю удивляться прозрениям Мамина-Сибиряка. В "Хлебе" - можно назвать и "Водкой", талант и энергия по-своему удивительных людей в итоге уйдут в прибыльное дело спаивания и разорения народа, в приданое нажитым на этом деньгам каждый получит свое национально-родовое проклятие, - Мамин-Сибиряк каждому - поляку Май-Стабровскому, еврею Ечкину, немцу Штоффу и русским - отводит свою роль... никто в таких ситуациях никогда не выигрывал...
Но что еще сделает Мамин-Сибиряк! - А чуть не расскажет о польском погроме, отнимая привилегию на погромы на Урале у евреев, несчастный еврей Ечкин будет приласкан Устиньюшкой, носительницей лучшего, что Мамин видел в русских, ну а русский герой, который повелся с инородцами в погоне за наживой, будет духовно и душевно опустошен и покончит с собой... Не пора ли запретить произведения Мамина-Сибиряка изучать в школах? - спрошу я вас... Впрочем, я уж и не помню этого, доверяясь пересказу Ларисы Митрофановой.

А впереди у нас - дискуссия Спасского и Сущинского...

Примечания.Весьма достойную и крайне интересную заметку написала Лариса Митрофанова, сделав массу тонких замечаний, одно меня смущает: боюсь, не из ссыльных Козелл-Поклевские, боюсь, тайна там неприятней...
Лариса Митрофанова. Водочный король Зауралья. А. Ф. Козелл-Поклевский в творческом наследии Д. Н. Мамина-Сибиряка. - Опубликовано в журнале:
«Урал» 2008, №1.

Польско-еврейский вопрос возникал и в Перми, но по представленному документу (правда, без ссылок на источник) там поляков и евреев объединили. В этом есть смысл, противоречия будут обнажаться позже. Не забывайте, что мы продолжаем двигаться в русле гипотез, доказать мы ничего не можем, но и опровержений пока не находим...
о polikliet Две листовки октября 1905 года. Пермь. (в духе "долой жидов и поляков" - Р.Б.)
Интересно также поставить вопрос, насколько поляки являлись проводниками евреев, будучи затем ими выдалеными, когда речь зашла о появлении иностранного капитала на Урале. Не знаю, я просто пытаюсь своими неискушенными татарскими глазами наблюдать за тем, как меняется жизнь на Урале, как представители цивилизованных народов подталкивают страну к войне и революции... Куда б я делся? - непременно бы впрягся в ту же телегу...

Спасский Александр Михайлович (1872-1934)
Род. в семье священника. Закончил духовное уч-ще и мед. ф-т Казанского ун-та (1899). Работал земским врачом в Серебрянском з-де, затем санитарным врачом в Екат. у. земстве. В 1904-05 в составе санитарного отр. участвовал в рус.-японской войне. По возвращении принимал участие в обществ. движении. Вступил в Екат. орг-цию кадетов, избран пред. Екат. обл. ком-та. Кроме того, С. возглавил редакцию газ. "Уральский край" (позднее "Голос Урала" и "Зауральский край"). За публикацию полит. ст. подвергался адм. арестам, а в 1908 был отдан под суд за принадлежность к кадетской партии. В 1908-14 С. активно работал в обществ. орг-циях Екат., в 1914 в качестве военного врача ушел на фр. Возвратившись в дек. 1917 в Екат. , С. стал ред. "Зауральского края" и активным деятелем кадетской орг-ции, к-рая ранее выдвинула его канд. в Учредительное собр. В 1918-19 - участ. антисов. борьбы. Дальнейшая судьба неизв."
(Микитюк В.П. Уральская историческая энциклопедия. - УрО РАН, Институт истории и археологии. Екатеринбург: Академкнига. Гл. ред. В. В. Алексеев. 2000.)
И трудами дальневосточного исследователя:
"Уроженец Пермской губернии, он в 1898 г. окончил медицинский факультет Казанского университета. Еще в студенческие годы он печатался в "Вестнике общественной медицины и гигиены". С 1902 г. А.М. Спасский работал земским санитарным врачом в Екатеринбургском уезде. Здесь началась его общественная и журналистская деятельность. В Екатеринбурге доктор А.М. Спасский возглавил большую либеральную газету "Уральский край", там же вступил в партию народной свободы, был выборщиком в Государственную Думу. В русско-японскую войну он работал врачом в медицинских учреждениях Читы. В 1906 г. вернулся в Екатеринбург, где занимался частной практикой, редактированием газеты "Уральский край" и общественной работой.
В 1914 г. с началом I Мировой войны доктор А.М. Спасский был призван в армию. В 1917 г. он вернулся в Екатеринбург, работал в газете, переименованной в "Зауральский край", а также руководил врачебной частью екатеринбургского отдела союза городов.
По приезду в Харбин А.М. Спасский сразу включился в жизнь нового для себя города. В 1920-1921 гг. он был заведующим медико-санитарным бюро городского самоуправления Харбина [13]. На этой должности он занимался не только текущими вопросами, но и теоретической разработкой вопросов по улучшению врачебно-санитарного дела в городе. В 1921 г. А.М. Спасский руководил мероприятиями по борьбе с эпидемией чумы. Уволившись из городского самоуправления, А.М. Спасский работал консультантом при больнице общины сестер милосердия Красного Креста, а с 1927 г. занимался только частной практикой [12].
В Харбине уральский врач установил связь с единомышленниками по партии кадетов, при участии А.М. Спасского летом 1920 г. в городе вышла антибольшевистская газета "Русской голос". В 1924 г. газета была переименована в "Русское слово", а А.М. Спасский стал редактором-издателем газеты [22]. В начале 1930-х гг. А.М. Спасский стал учредителем и почетным попечителем "Общедоступной и благотворительной амбулатории и больницы в память доктора В.А.Казем-Бека" [19].
Источники:
П.Э. Ратманов. Уральские врачи в Харбине (1920-1930-е гг.). Дальневосточный государственный медицинский университет, г. Хабаровск. - электронный журнал «Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России».
Diao Shaohua. Краткий обзор истории русской печати в Харбине. Revue des études slaves. Année 2001 Volume 73 Numéro 73-2-3 pp. 403-445

Уральский край - (с 1912 “Голос Урала”, с 1913 “Зауральский край”), газета. Издание товарищества “Газета “Уральский край” (основано в декабре 1905). В товарищество входили видные екатеринбургские предприниматели (П.В.Иванов, П.С.Первушин, В.А.Поклевский-Козелл и др.). Пробный номер вышел 28 декабря 1905, с 1 января 1906 газета стала выходить ежедневно. В газете работали многие известные уральские журналисты (Ф.Н.Лебедев, Н.И.Станиславов, С.К.Тарин и др.). В газете широко освещалась общественно-политическая, экономическая и культурная жизнь Урала. В редакции работали люди различных политических ориентации, но в целом газета была органом екатеринбургских кадетов. Редакторы газеты (И.П.Вогулкин, А.М.Спасский, А.И.Шубин и др.) неоднократно привлекались к суду за политические публикации. В декабре 1911 Уфимский окружной суд закрыл газету и лишил товарищество права издательской деятельности. Организаторы товарищества нашли нового издателя (М.А.Мамину) и стали выпускать в 1912 газету “Голос Урала”. В 1913 товарищество “Газета “Уральский край”" восстановлено в правах и стало издавать газету “Зауральский край”. В 1918 газета закрыта, товарищество ликвидировано, а типография передана для издания газеты “Отечественные ведомости”. - Литература: Савиных Г.М. Периодика Урала. Вып.1. Свердловск. 1976. - сайт Энциклопедия Екатеринбурга.

Ирбит, Агафуровы, 1909, Спасский, Еврейский вопрос, Полиция, Ирбитская ярмарка, Польский вопрос

Previous post Next post
Up