Из вариантов названия: Из истории провинциальных балаганов.
Какие фильмы смотрели в Екатеринбурге до революции? Наверно, те же самые, что и в других городах России. Стал уточнять. Оказалось, не так-то легко ответить на этот вопрос. Интернет был крайне скуп, и в заметках о дореволюционном кинопрокате в Екатеринбурге много путаницы. До 1911 года информации нет, после - ее слишком много, но перечисление фильмов ничего не даст, кинокритики фактически никакой, никакой информации о владельцах кинотеатров и прокатных конторах. Невозможно сделать никаких выводов относительно того, как кинематограф влияет и преображает массовое сознание... Я предполагал сделать небольшую заметку, зацепившись за попытку Садретдина Агафурова попробовать свои силы в деле кинопроката, но тема затянула, особенно когда я понял, что не в состоянии ответить на элементарнейшие вопросы... А один вопрос потянул за собой второй и третий, вопросы разветвлялись, путались, потом выяснялось, что я отправлялся по ложному пути... Одним словом, пришло время поделиться своими размышлениями.
Предполагаю делать и исправления, и уточнения, и дополнения, буду весьма признателен за любые подсказки и замечания.
Приступая к изложению найденного материала, я ставлю себе ряд ограничений:
1. Ни слова о кинематографе как искусстве! Пусть этим занимаются дипломированные киноведы (а кинологи расскажут нам об их исключельном нюхе) и искусствоведы (ведомые искусом и искушаемые пометами первых). Задачу ставим грубо и зримо: кинематограф - это индустрия развлечений и инструмент пропаганды. И, конечно же, коммерческий проект. Из потенциала (но нас интересует "кинематика". В этом контексте функция Лагранжа обычно берётся в виде разности кинетической и потенциальной энергии механической системы. Эх, чуть-чуть не совпали фамилии, но так или иначе, это позволит запомнить название одного из первых электротеатров Екатеринбурга), заложенного в новом техническом явлении, и противоречий, в которых сосуществуют развлечения и пропаганда, постепенно оформляется просветительская - или, как говорили до революции, просветительная, - роль кинематографа.
2. А в силу того, что весьма непросто - или отсутствие информации, или ее обилие - найти, что смотрели (потребляли и перерабатывали) горожане сто лет тому назад, мы посмотрим, что они смотреть не могли, потому особое внимание будем уделять информации, касающейся запретов, т.е. цензуры.
Фамилия, с которой мы сталкиваемся, как только приступаем к рассмотрению темы, даст нам в руки путеводную нить, - Маржецкий.
Маржа: от простого кредита маржинальный отличается тем, что получаемая сумма денег (или стоимость получаемого товара) обычно превышает размер залога (маржи)... В слове есть и другие
отзвуки... Какие гарантии, что риск будет оправдан? (Не следует фонетические (чувственно-смысловые) изыскания принимать и воспринимать буквально. Мне подсказывают - от слова "март", см. ком.)
Маржецкий - просветитель? Возможно. Маржецкий - авантюрист и шарлатан? Не исключено. Мы не можем ни опровергнуть, ни доказать ни одного из предположений... В конце этого путешествия, мы увидим, как Маржецкий балансирует на грани законности. Итак, в путь.
Повертевшись на екатеринбургских сайтах, я вынужден был отправиться за помощью к сибирякам.
В общей информации, как я уже говорил, полная путаница.
Кое-что есть у
Ирины СЕРОВОЙ. «Живая фотография» в Екатеринбурге. - "Уральский следопыт", № 8, 2002 г,
из печатных изданий: М.Шифрин "Вчера и сегодня свердловского кинематографа" - Свердловск, 1967 (!!!). Две странички в маленькой брошюрке о предыстории кинодела в Свердловске, где автор умудрился послать по ложному следу, назвав издание, из которого берет цитату, "Екатеринбургскими вестями"... Пауза длиться несколько десятилетий. Наконец, появляется книга нашего выдающегося профессора-киноведа Натальи Кирилловой с весьма претенциозным названием "Феномен Уральского кино", в которой она просто, даже не удосужившись проверить ссылки, переписывает текст Шифрина со всеми его неточностями. И тем не менее, эта книга - явление почти историческое, собственно, этим и ограничивается вся библиография.
Исходная точка у Ватолина, с книгой которого мы будем работать, - тот же Маржецкий. Книга Ватолина рассказывает о развитии кинопроката в Сибири, но ведь миновать Урал, отправляясь покорять сибирские просторы, не так-то легко:
Виктор ВАТОЛИН Синема в Сибири. Очерки истории раннего сибирского кино (1896-1917). - 2002, "Киноведческие записки" N60.
Наберете фамилию Ватолина в поисковике и выйдете на сайт друзей
Г.М.Мотовиловой, которая представит и главы из книги Ватолина. Так или иначе все авторы препарируют цитату их "Екатеринбургской недели". Мы же возьмем заметку полностью.
"Екатеринбургская неделя", 10 ноября, № 44, 1896. - с.1053:
«Кинематограф, в первый раз появившийся в нашем городе и демонстрированный его владельцем г. Маржецким 7-го ноября в городском театре, представляет собой интересное, поучительное зрелище, заслуживающее внимания как поразительное доказательство того, до чего дошел гений изобретательности Томаса Эдиссона».
Отсюда и начнется вся путаница, которой заинтересуется и Ватолин.
«Перед зрителями на туго натянутом белом полотне происходит ряд сцен из обыденной жизни со всеми их перипетиями: люди идут, экипажи едут, железнодорожный поезд мчится и т. п. Прототип Кинематографа - известный стробоскоп Стамфера - может дать учащейся молодежи некоторое, весьма отдаленное, понятие о новом изобретении Эдиссона, но между тем и другим такая же неизмеримая разница, как между первоначальной электрической машиной времен Ломоносова и результатами утилизации этой силы природы в наше время.
Учащимся мы особенно рекомендуем посмотреть картины кинематографа; если к тому же преподаватели физики объяснят им теорию, на которой изобретатель основал свое изобретение, то несомненно, это навсегда сохранится в их памяти.
Нельзя не пожалеть о том, что г. Маржецкий, сообщая о демонстрировании кинематографа, прибегает к такой широковещательной рекламе. Дело говорит само за себя, и, ставя свой аппарат на сцене нашего театра, нет ни малейшей надобности употреблять гостиннодворские приемы - «не похвалишь - не продашь». Театр не балаган, и изобретение гениального Эдиссона не «живая водяная Сирена с острова Месопотамия, предсказывающая почтеннейшей публике настоящее, прошлое и будущее».
...
А далее мы последуем уже за Ватолиным, текст у него перегружен личными переживаниями, выберем самое существенное.
1. Кинематограф покоряет сибирские просторы по мере строительства железных дорог.
2. Сомнения, что Маржецкий раскатывает по Уралу и Сибири с аппаратом Эдисона возникают сразу - аппарат Эдисона дорогой и громоздкий, его кругосветное путешествие кажется невероятным. Кстати, и какой именно аппарат? Это не кинетоскоп, изобретенный Эдисоном в 1888 года, не предполагавший проекцию на экран, предназначенный для индивидульного просмотра движущихся картинок. Может быть, это - Витаскоп?
Vitascope (вайтоскоп, витаскоп ранее «фантаскоп» Phantoscope) - один из ранних прототипов современных проекционных аппаратов, впервые был продемонстрирован под именем Phantoscope в Атланте в 1895 году американскими изобретателями Чарльзом Френсисом Дженкинсоном и Томасом Эрмейтом позже права на аппарат были проданы Kinetoscope Company, которая после ряда усовершенствований начала массовое производство аппаратов представляя новинку как изобретение Томаса Эдисона под названием «Vitascope», первая публичная демонстрация которого состоялась 23 апреля 1896 в Koster and Bial’s Music Hall в Нью-Йорке.
В связи с началом продаж компанией Эдисона в ноябре 1896 собственной разработки - Projectoscope производство и рекламная компания вайтоскопов была приостановлена. Тем не менее вайтоскопы получили значительное распространение, опережая в ряде стран и городов появление кинематографа.
Ватолин это подмечает, смириться не может, но и как-то ревностно относится к французам, в итоге добирается до Лондона. Но все по порядку, вслед за Ватолиным:
"Итак, 5 октября 1896 года (и полгода не прошло от первых киносеансов в Питере и Москве! - В.В.) газета "Пермские новости" публикует следующее объявление: "Новость! "Кинематограф" - живая движущаяся фотография и микрофон. Ежедневно демонстрируются от 4 до 11 вечера. Сеанс каждый час. За вход 50 коп., дети 30 коп., нижние чины 20 коп."
Затем последовала коротенькая заметка о подготовке к сеансам, а еще через неделю газета публикует пространную статью о них...
"В Перми, в доме Ковальского 6 октября С.О. Маржецким, который в прошлом году был у нас с фонографом, демонстрируются два изобретения короля электричества Томаса Эдисона, именно: микрофон и кинематограф, из которых последнее самое новое. Пишущему эти строки на днях пришлось быть на демонстрации этих аппаратов и, к удивлению своему, зрительный зал он нашел почти пустым. Между тем эти шедевры между прочими изобретениями гениального американца представляют очень много интересного не только с научной, но и с эстетико-воспитательной стороны... Кинематограф поистине составляет чудо нашего века..."
Далее Ватолин говорит об ошибках Маржецкого: в рекламе и в выборе помещения. Не зная, какими средствами располагал Маржецкий, я скептично отнесся к этим рассуждениям, а зная, что на первых порах к кинематографу местные власти относились, как к аттракционам, полагаю, что Маржецкий мог просто не получить разрешение на демонстрацию картинок в общественном месте, и уже догадываясь, что без жульничества не обошлось...
Цитата из той же газеты:
"...На полотне проходит ряд живых сцен, например: пожар и спасение, катанье велосипедистов, карточный скандал, уличная жизнь в Москве и прочее. Перед вами, положим, последняя из названных сцен. Сцена представляет Никольскую улицу в Москве как раз против парфюмерного магазина знаменитого Брокара. По улице видите движение людей разных профессий: прислуги, гимназистов, чиновников - пешком и в экипаже. Скучился народ, кучер остановил лошадь. Очистив путь, он продолжает оный. Вот деревенская баба зазевалась на прохожих и остановилась, сзади идущий господин подталкивает ее, как бы говоря: "Чего остановилась? Иди вперед или дай дорогу!". А вот озабоченно идет молодой солидный мужчина. Вдруг ему вспомнилось, что он что-то забыл, быстро ударив себя пальцем в лоб, поворачивает и идет поспешно назад. И другие сцены в том же роде. Впечатление получается поразительно эффектное: вы невольно как бы переселяетесь в представленную обстановку".
Далее следует невосимо длинное рассуждение, скрепя сердце, опускаю некоторые детали, привожу его:
"Из Перми в Екатеринбург Маржецкий приехал по Урало-Сибирской железной дороге, построенной в 1888 году и связавшей Пермь с Тюменью, а также имевшей ветку на Челябинск... с 1 октября текущего 1896 года началось регулярное движение от Челябинска до станции Обь (нынешний Новосибирск)... временное движение начато уже до Красноярска, а оказией можно пробраться даже до Иркутска... запущен в эксплуатацию участок от Владивостока до Хабаровска (Транссиб строили сразу с двух концов)..."
Так, понятно, и кинематограф мог двигаться-катиться с двух концов. Далее Ватолин:
"...В начале декабря 1896 года и состоялся самый первый киносеанс на сибирской (а то бери и выше - вообще всю Азию!) земле. Предпочтительней, похоже, шансы Тюмени (вероятность Челябинска и Кургана): трудно представить, чтобы Маржецкий отказался от наверняка щедрых сборов в старинном богатом городе с 30-тысячным населением (4 - 5 позиция в крае), до которого и езды меньше суток. Ну, а предрождественские и рождественские праздники явно проведены в Кургане и Петропавловске...
Далее Омск. Но! "Дело в том, что в газетных материалах Омска, Читы, Благовещенска и Хабаровска нет упоминания фамилии Маржецкого, а в остальных оно существует". - Ватолин молодец! Вы читаете вольно смонтированные заметки из газет, и вдруг в конце монтажер вам объявляет, что о Маржецком ни слова, и начинает вам "доказывать", что других быть не могло... Может быть. Но зачем это трюкачество?
Газета "Степной край" от 16 января 1897 года о событиях почти недельной давности:
"Были демонстрированы пять картин:
1. Человек-змея, гимнастические упражнения на трапеции, (не идентифицировал - Р.Б.)
2. Столярная мастерская, (у Люмьеров - «Мастерские в Ла-Сьота» / Ateliers de La Ciotat (утраченный фильм) - Р.Б.)
3. Купальня (возможно, Люмьеры, 1895 - «Морское купание» /La Mer (Baignade en mer) - Р.Б.)
4. Улица Парижа, (не идентифицировал - Р.Б.)
5. Приход поезда ж. д. (1896 - «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» / L’Arrivée d’un train en gare de la Ciotat. В русскоязычных источниках фильм также упоминается как «Прибытие поезда» и «Прибытие почтового поезда», самый знаменитый фильм братьев Люмьер.- Р.Б.)
От всех картин получилась иллюзия, которая должна быть полною, когда будет применено в кинематографе цветное изображение. После каждой картины публика громко аплодировала и просила повторения. Была повторена 3-я картина "Купальня". На этот раз пришлось особенно пожалеть ту публику, которая явилась в манеж посмотреть знаменитое изобретение Эдисона и в то же время была вынуждена предварительно терпеливо лицезреть на сцене исполнение труппою антрепренера Миронова "Наталки-Полтавки".
Ну, что ж, мы можем предположить, что в 1896 году именно эти ленты могли увидеть и екатеринбуржцы. Таким образом, пока останавливаемся на варианте, что фильмы были люмьеровские.
Красноярск:
"...Некоторые "сцены жизни" (не могу назвать их картинами, т.к. слово "картина" у нас связано с понятиями о неподвижности, однообразности) выходили очень удачно. Если б только размер побольше, да краски - сиди и изучай географию и этнографию. Но как обидно - видеть занимательную сценку, к тому ж из незнакомых мест и нравов, увлечься ею - и вдруг - хлоп: одно светлое пятно, дополняй, мол, дальше воображением. "Повтори хоть опять то же! Голубчик! - вопит публика..."
"Одно из гениальных изобретений Эдисона будет демонстрироваться сегодня вечером в городском театре - это кинематограф, привезенный сюда С.О. Маржецким, ездившим для этой цели в Америку, где в Нью-Йорке г-н Маржецкий и ознакомился со способом употребления этого изобретения..."
Иркутск:
"...Как особенность кинематографа г-на Маржецкого, - пишет местная газета, - можно отметить значительно лучшую постановку им картин, чем это было при демонстрировании предыдущего кинематографа. Поэтому и сама иллюзия живых сценок у г-на Маржецкого была значительно полнее. Очень недурно удались сцены: уличная жизнь Вены, Парижа, Москвы во время коронации, купанье в р. Сене, пожар, игры детей в чехарду и др. Выбор картин у г. Маржецкого довольно значителен, самого разнообразного содержания".
"Так как в театре Вольского далеко не для всех окажется доступным ознакомление с кинематографом, то было бы желательным, чтобы лица и учреждения, имеющие отношение к учащимся, а также к рабочему серому люду, позаботились ознакомить их с этим замечательным изобретением техники, которому в истории народов суждено будет сыграть весьма крупную просветительную роль".
"Обрыв" железной дороги? И использование гужевого транспорта, как пишет Ватолин?
Чита.
Май 1897 года. Читинская газета "Жизнь на восточной окраине": "Сеанс 22 числа в Общественном собрании с кинематографом привлек большое количество публики, которая была приведена действием этого прибора в полный восторг. В самом деле, движение пара, дыма, течение и плеск воды, движущийся поезд железной дороги, фигуры лошадей и животных и прочее производит полную иллюзию у зрителей и невольно заставляет преклоняться перед гением изобретателя прибора - чуда XIX века".
Та же газета через несколько дней: "...В Кяхте теперь находится кинематограф Эдисона, и благодаря Ел. Н. Немчиновой, ученицы местной гимназии могли с ним познакомиться в своем здании".
Благовещенск.
29 июня. "В воскресенье, в театре Общественного собрания состоялся последний сеанс впервые демонстрированного у нас кинематографа. Публики собралось очень много <и> Самая интересная картина в этот сеанс была "Торжественное шествие Величайших Особ на Священное коронование, которая была бисируема и показана вторично. Картины же "Купание", "Игра детей в чехарду" вызвали раскаты смеха".
Хабаровск. (свойства аппарата)
Из "Приамурских вестей" за 6 июля 1897 года: "В Общественном собрании демонстрируется новинка - кинематограф, в точном переводе - записыватель движения... Демонстрируемый аппарат не принадлежит к числу вполне совершенных, почему замечаются пробелы и просветы, замечается дрожание аппарата, затемняющее картину, что зависит от отсутствия автоматического вращательного приспособления (вращение ручное)... Наконец неясность снимков из-за несовершенства их установки в фокус. Выбор картин не велик".
"Однако не видевшим стоит посмотреть эту новинку. Некоторые картины очень хороши: уличная жизнь г. Москвы - угол Кузнецкого моста и Неглинной, вид Елисейских полей, виды Вены и др., гребные гонки на Сене, купанье - реальное изображение воды, брызг и т.д. Демонстрирование было 29 июня, 1, 3, 4 июля и последнее будет сегодня вечером. Остается еще ждать хромо-кинематографа (как известно, опытами цветного фотографирования в последнее время устранены бывшие ранее препятствия) в комбинации с фонографом, и тогда возможности оптического и акустического удовлетворения выразятся для нас в возможности послушать в Хабаровске целую оперу в драматическом исполнении лучших артистических сил, доступных ныне лишь большим центрам".
...Владивосток - финал восьмитысячеверстного пути. Увы - опять с неприятным сюрпризом: пару недель назад город уже познакомился с кинематографом на сеансах некоего демонстратора А.П. Хегберга. Пришлось опять быть вторым, но на сей раз, судя по всему, уже без иркутского успеха. Пресса ограничилась (впрочем, и с Хегбергом она обошлась не лучше) лишь помещением такого объявления: "Вновь прибывший аппарат Т. Эдиссона будет демонстрироваться в павильоне Кунст и Альберс в продолжении только 4 дней. За отъездом в Америку аппарат продается за одну треть стоимости. Прошу не смешивать аппарат, который демонстрировался до моего приезда: общего по конструкции ничего не имеют. С. Маржецкий".
А далее какая-то каша:
"Как следует из пермских помет (помечают собаки или кошки, неужели нельзя конкретно называть источник?! - Р.Б.), он (Маржецкий - Р.Б.) - скорее всего коммивояжер, занимавшийся рекламой и распространением эдисоновских звуковых аппаратов. Легко определяется и фирма, от которой он работал. Она расположена в Москве на Тверской и широко рекламирует себя даже в провинциальных газетах: "Единственное депо в России. Настоящие американские фонографы... Всегда в выборе машины, получаемые непосредственно из фабрик Эдисона в Нью-Джерси". Отметим, что последнее утверждение в рекламе - некоторое преувеличение: приборы по странам Европы расходились не со складов непосредственно Нью-Джерси, а из пакгаузов Лондона, где "Североамериканской компанией фонографов", сосредоточившей всю торговлю в своих руках, был создан специальный филиал для продаж на европейском континенте...
А теперь дочитаем до конца заметку из красноярской газеты (а вот и красноярская газета! - Р.Б.). В начале ее, если забыли (!!! естественно забудешь и запутаешься, где пермская, а где красноярская газета, это уже не монтаж, а каша! - Р.Б.), поминалась поездка Маржецкого в Нью-Йорк и покупка там аппарата. Дальше газетчик пишет: "...Нам пришлось видеть кинематограф г-на Маржецкого в Москве, в театре Гейтен, хотя кинематограф тогда давал на полотне несколько колебавшееся изображение движущейся фотографии, в сравнении с кинематографом, показывавшемся каким-то французским евреем в Эрмитаже Щукина, он был слабее, но в общем получалась довольно полное впечатление, и некоторые картины производили на зрителя полнейшую иллюзию".
А далее Ватолина посещает озарение: "рекламная залепуха", "оживляж"! Конечно, ведь "маржуха"! Не только от слова "маржа", видоизмененная "моржуха" ещё отправит нас в Ярославль.
А вот здесь с почтением и благодарностью снимаю шляпу перед Ватолиным:
...все та же красноярская заметка... с упоминание о сеансах в театре-саде Гейтен. О тех же сеансах... кропотливейший московский исследователь В. Михайлов. Фамилии Маржецкого... нет, но: ...сеансы эти шли параллельно сеансам в Эрмитаже и прекратились они в июне после скандала Люмьера в московской прессе, учиненного в очередной раз в тщетных попытках удержать в своих руках монополию на проекционную аппаратуру. Вот тут и назван аппарат, работавший у Гейтен - аниматограф, сконструированный лондонским оптиком-механиком Полем. Так мы вернулись к... европейскому филиалу "Североамериканской компании фонографов". Поль тесно сотрудничает с ней.
Начало 1896: Люмьер продолжает упорствовать и не продает свои аппараты, спрос же на кинопроекторы растет, и тогда Полю поручается "сочинить" свою конструкцию, и к началу весны его аппарат поступает в продажу. "Аниматограф" Поля получился не во всем удачным, но обладал одним сильным достоинством - был дешев. Вот его-то покупка и состоялась...
... в ярославских и казанских газетах за июль и август наличествуют (без имен, к сожалению!) рекламы слово в слово повторяющие сибирские. Так что вояж Маржецкого, вероятно, мог бы даже подрасти на пару тысяч верст. Но кроме рекламы иных доказательств нет, поэтому будем считать все от Перми".
Ничего внятного у Ватолина об аниматографе и скандале Люмьеров мы не найдем, он отпраляет нас пусть не в Нью-Джерси, так в Лондон, нет уж, далековато, не поедет Маржецкий туда... а вот о Гейтен мы кое-что найти можем. К сожалению, заметка анонимная, а первоисточник я не нашел, но сомневаюсь, что хозяева сайта
Прокино:. С чего всё начиналось… могли выдумать тако
Известная балерина приглашает…"После премьерных показов фильмов в саду «Эрмитаж» в Москве появилась еще одна площадка - летний сад «Гейтен» на Садово-Триумфальной улице. Здесь была разнообразная концертная программа, названная в рекламе «Ночь чудес и превращений», которая завершалась демонстрацией люмьеровских фильмов.
Артистка императорских театров Л. Гейтен, владевшая столь популярным у москвичей летним садом, заломила за представление высокие цены - билет стоил 1 рубль (в «Эрмитаже» - 40 копеек), но это зрителей не остановило. Очередь и здесь появилась сразу. Возможно потому, что зал в одном из садовых павильонов был выбран небольшой. И первый показ, который состоялся 29 мая 1896 года, прошел, как и в «Эрмитаже», с большим успехом.
А самый сильный эффект произвела коротенькая лента «Разрушение стены». Снявший ее оператор Феликс Месгиш, вспоминая об этой картине, писал: «Однажды ударами заступа была разрушена фабричная стена. На следующий день мы показываем разрушение этой стены на экране. Рабочие, принимавшие участие в этом деле, приглашаются нами на проекцию и сидят, разинув от удивления рты. И мы слышим, как они говорят друг другу: «Наши хозяева - колдуны».
Российских зрителей, очевидно, поражал сам процесс: как работают люди, как падают старые кирпичи и возникает огромное облако пыли… То есть то, что происходит на экране, воспринималось как волшебство. Некоторые зрители после сеанса искали потайную дверь за белым полотном. И, конечно, ничего не находили.
Необычные представления заканчивались очень поздно, и родители, приходившие сюда с детьми, просили балерину начинать показы фильмов пораньше. Ничего не поделаешь - пришлось идти на уступки публике.
Однако не все у Гейтен ладится. Часто возникают неожиданные проблемы. Желая придать кинопоказам особый смысл, хозяйка сада называет новый аттракцион звучным словом «аниматограф». Анимато - термин музыкальный, и означает он «одушевленно, оживленно». Это кажется Гейтен лучше, чем непонятное слово «синематограф». Тут и ее подстерегала опасность. Кто-то из французов увидел новое название на афише, и через несколько дней на страницах газеты «Московский листок» появилась грозная заметка о том, что господа Люмьер готовы возбудить уголовное дело против лиц, которые по собственному усмотрению меняют название их изобретения.
Что же в таком случае делать?
Гейтен не остается ничего другого, как подчиниться и снять прежнюю вывеску. Но на рекламном щите написано теперь все же не совсем то слово. Разница заключается всего в одной букве. И именно это слово входит в нашу жизнь - кинематограф!
Тем не менее, актриса на этом не успокоилась. Гейтен где-то узнала, что Люмьер не одинок, есть «живые картины» и в других странах. Свет клином на французах не сошелся! И решила хозяйка сада обратиться к англичанам. Она договорилась с ними о показе фильма «Волны моря». Как реагировали зрители на эту ленту, догадаться нетрудно. Им казалось, что набегающие волны моря вот-вот окатят всех, и люди инстинктивно отодвигались назад…"
Впрочем, умные люди всегда говорили: Ищите женщину! А остальное приложится!
Итак, похоже, что аппарат у Маржецкого был люмьеровский, как и фильмы... Правомерно ли упоминание имени Эдисона? Конечно. Аппарат Братьев Люмьер - лишь новый шаг к совершенству, удешевлению, публичности.
Вернемся к изысканиям Ватолина: "Взглянем теперь (!!! наконец-то - Р.Б.) на гастрольную афишу Маржецкого: "Чудо, величайшее открытие XIX столетия... Два последние изобретения знаменитого ученого, американского изобретателя Томаса Эдисона. 1-й аппарат "КИНЕМАТОГРАФ", живые движущиеся сцены. Аппарат передает в 1 секунду 15 движущихся сцен..."
Маржецкий исчезает... а Ватолин заканчивает рассказ о Маржецком следующим небезынтересным замечанием:
"В машинописном варианте рукописи книги А.А. Ханжонкова "Первые годы русской кинопромышленности" (а примерно половина рукописи в текст книги не вошла) упоминание об организации в 1909 - 1910 гг. крупной фирмы, "...обслуживающей весь западный край". Сложилась она путем объединения ряда мелких контор. Одна из них принадлежала некоему Заржецкому".
Русский язык своими фонетическими и смысловыми переливами не может обойтись без иронии...
Мы, к счастью, закончили конспектирование непростого труда сибирского исследователя. Насколько я знаю, книга Ватолина - первый серьезный труд, посвященный этой теме, потому мне, конечно, немного стыдно, что я не мог удержаться от иронии, что-то мне подсказывает, что Ватолин продолжает работу... Автор представил путь (лабораторию) своих поисков - это дорогого стоит! С некоторыми ремарками я цитировал по:
Виктор Ватолин. Глава 3. Киновояж в восемь тысяч верст.
Но если вы думаете, что на этом мы расстаемся с Ватолиным, - ошибаетесь. Есть у него еще одно замечание, хотя противопоставление балагана (передвижного, "кинематического", ускользающего мира иллюзий, бардака, борделя, прошу прощение, но вы поймете, почему я позволяю себе такую вольность, познакомившись с тем, какие проблемы для властей и общественности создают развлечения с "парижскими сценками", а пока советую заглянуть на изящную страничку к Мише Севрьян
mi6a_severjan -
Бардак или Бордель - Р.Б.) излишне, суть в движении, в кинематике (кинематограф) и фиксации (графировании) движения:
"Кинематограф первых 5 - 7 лет его жизни называют по-разному: "бродячий", "балаганный", "ярмарочный"... Нет, "бродячим" или "балаганным" период первого десятка лет кинематографа в Сибири не назовешь. Скорее он гастрольно-железнодорожный".
Виктор Ватолин •• Глава 4. Сибирские гастроли.
Мы вынуждены будем потратить немало времени и слов, прежде чем достигнем цели нашего путешествия - небезызвестного в своё время колбасного магазина в Ярославле, с тем, чтобы понять, откуда кинематограф появляется в Екатеринбурге, но для этого нужно набраться терпения, которого не достает прежде всего мне самому...
А если так:
"По данным Александра Пройдакова, директором и владелецем московскай фирмы "С.О.Маржецкий" был Степан Осипович Маржецкий, который её и основал в 1897г. С 1897 по 1903 годы он производил записи на валиках из коричневого воска, а с 1904 года стал одним из торговых агентов фирмы "Братья Патэ". - И вновь огромное спасибо
russian-records, Александру Пройдакову и Юрию Берникову. Проделанная работа кажется просто невероятной!
"Юношеская запись на фонографическом валике известного российского скрипача Михаила Гавриловича Эрденко (1885-1940). Произведена московской фирмой "С.О.Маржецкий" в 1901-1903г. Директор и владелец - Степан (Станислав - см. ком.) Осипович Маржецкий основал свою фирму в 1897г. В 1897 -1903 он производил записи на валиках из коричневого воска, а с 1904г стал одним из торговых агентов фирмы "Братья Патэ". Имена артистов в торговых каталогах Маржецкого не указывались, но известно, что кроме Михаила Эрденко были записаны пианист В.К.Коссовский, тенор Н.Каржевин, комик Петр Невский и др. Валик и футляр не нумерованы и без надписей. Возможный каталожный № 348 (анонимное *Скрипичное соло, "Серенада" Ф.Дрдля"). Представлена часть фонограммы: 1мин 32 сек. из 2 мин. 23 сек. Выйдет полностью на CD "Marston" в этом году. Анонс: "Валики Маржецкого, Сувенир, исполнит Михаил Эрденко". По видимому говорит сам скрипач, т.к. все известные записи анонсируются не специальным диктором, а самими артистами". -
russian-records.
Нам осталось уточнить время регистрации фирмы...
Послушаем?
...
И на заметку:
"Уральская жизнь", 15 декабря, № 269, 1909. - с.3. В профессиональном обществе приказчиков.
Речь в заметке о благодарности бывшему председателю общества г.Маржицкому...
К портрету киноведа-профессора:
КИРИЛЛОВА Наталья Борисовна. Уральский государственный университет в биографиях.
А так советую посмотреть книжку Кирилловой "Кинометаморфозы. Время. Портреты. Судьбы", читать ее, конечно, необязательно, если не хотите испортить себе настроение, а вот полистать фотографии с ее собственной персоной стоит, что в итоге и добило мое настроение, к примеру, где они с Макеранцем выпивают вместе с Росселем и Михалковым, удовольствие и самодовольство на лицах говорит о том, что, похоже, кусок делят приличный и обделенных не будет. Многое станет понятно, как продвигались к вершинам своей карьеры выдающиеся провинциальные кинематографисты.
Продолжение следует
Из истории провинциальных аттракционов. Часть 2. 1897-1906.