Черновик. Домой, или «чехословацкий мятеж». Гражданская война в России. Начало.

May 21, 2012 09:13


Должен признаться, что эта глава в черновиках ходит давно. Она крайне важна для меня. А понятие "дом" является ключевым (оставленный старый и не найденный или непостроенный новый, мировосприятие скитальца, бездомного, как в национальном, так и в языковом смысле). Но причесать её не удаётся. Заявка превосходит мои знания и способности. Возвращаюсь к ней, что-то подправляю и вновь бросаю. Вопросы, поставленные в ней, предполагают погружение в историческую литературу  и в те жуткие времена, о которых пойдёт речь. А о них хотелось бы забыть. Чудовищно не хочется возвращаться, но и забыть невозможно... Подозреваю, когда-нибудь придётся вернуться, раз не получается забыть, но когда-нибудь потом... (Р.Б., 21 мая, 2012)

Надо отметить, что при знакомстве с некоторыми событиями гражданской войны, у меня создавалось впечатление, что сам русский народ (крайне сложное понятие, сколько оттенков, какой разброс и диапазон, сколько «вливаний» и влияний, и сколько народов и народностей на территории России со своими сложными отношениями между собой) с крайней неохотой втягивался в нее. Какая война?! Навоевались! Домой! Декрет о мире подкреплен декретом о земле. До тех пор пока не сформированы диктаторские режимы Колчака и Деникина, и война не приобретает всеобщий характер, и обе армии от добровольной мобилизации не переходят ко всеобщей мобилизации, народные выступления носят стихийно-местный характер. Но война становится зловеще-беспощадной, отныне никто не может остаться в стороне.


Трудно говорить о национальной окраске событий. Но следует заметить, что партийная деятельность представлена евреями. (В данном случае позволю себе писать без оглядки, что кто-то будет обвинять меня в антисемитизме и национализме, умный поймёт, остальные могут дальше не читать, ибо ничего не почерпнут для себя.) Одна из самых трагичных судеб - судьба Троцкого, отрекшегося от национального. Ни одна страна не приняла его - изгой. Троцкий - одно из ярчайших проявлений трагедии еврейского народа, противоречия, заложенного в еврействе, «отрекающегося от отца», духа-отца, духа иной культуры, культуры, которая становится почвой для расцвета уникальных способностей, но не спасая от разорванного осознания себя как «чужого», наследующего кровь по материнской линии. Страшное исповедальное стихотворение далеко невыдающегося поэта Багрицкого, вдруг написавшего выдающююся поэму, приоткрывает страшную тайну отречения. Воспевшего кровавый отблеск революции, за которым меркнет “ради чего”. Это дно еврейской души, но в то же время, ужас, охватывающий того, кто решался заглянуть туда, заставлял раскрываться необыкновенный еврейский гений фактически во всех областях человеческой деятельности. XX век стал веком величайшего расцвета и величайшей трагедии еврейского народа…

Опустошение, следующее за отречением. Поэма-исповедь, обнажающая предельный эротизм (образ отца в теории Фрейда, супер-эго... чтобы его опрокинуть, его нужно было обозначить, неразрешимая эдиповская загадка возвращения к материнскому лону) подобного революционного пафоса, который приводит к бессмысленной жестокости. Трагическое предназначение Иуды. Защитников гения Багрицкого достаточно, но я не понимаю, как его творчество можно вырвать из контекста времени:

“Я беру тебя за то, что робок
Был мой век, за то, что я застенчив,
За позор моих бездомных предков…
Я беру тебя как мщенье миру,
Из которого не мог я выйти!
Принимай меня в пустые недра,
Где трава не может завязаться, -
Может быть, мое ночное семя
Оплодотворит твою пустыню”.

Охватывает ужас, когда понимаешь, сколько разрушительной энергии может скопиться в многовековом унижении. Он насилует Россию как эту равнодушную к нему девушку. Голем… невероятно сильное в своей бездушности существо, созданное для защиты еврейского народа, которое, в конце концов, «превышает свои «полномочия», заявляет свою волю, противоречащую воле его «создателя»… Но что в итоге? Он насилует лишь свою душу, которая покидает его растерзанное больное тело…

Именно к Троцкому прилипло “иудушка”. Что самое, быть может, страшное, что фашистам не трудно было использовать это идеологическое оружие: евреи стали носителями большевизма. Но где же у еврея дом? Куда же им идти? В великом переселении народов эпохи мировой и гражданской войн, одним евреям неясно было, куда идти. Земля обетованная потянула за собой кровавый шлейф, и сегодня палестинский еврей оказался оккупантом. Остается строить новый дом, в котором никто никогда тебя не унизит (или не напомнит, что ты - еврей?). Быть может, поэтому именно евреи становятся противниками самоопределения наций вплоть до отделения. Ведь именно эта формулировка однозначно выказывает, что у еврея на этой территории нет своего дома, нет родины… (см. главу “Бунд, троцкизм и национализм». Как бы ни пыжились татарские учёные обнаружить выдающиеся теоретические открытия татарских революционеров, они повторяли зады. Читать их - занятие крайне утомительное и скучное. Теоретические основы культурно-национальных автономий были разрабатываются еврейскими мыслителями на территории Австро-Венгерской империи в конце XIX и начале XX вв. И многовековой опыт самостоятельного управления, особого уклада и жизни в гетто - прообраз и отчасти модель автономии.) Но и окончательный развал империи прератил бы её в колониальные лоскуты, контролируемые различными государствами, кровавые междоусобицы вспыхивали бы постоянно и бесконечно… И быть может, в этом смысле еврейские теоретики и практики оказались самыми дальновидными. Поэтому однозначной оценки быть не может. Трагедию империи разделили все народы империи, ответственность за трагедии не разделить - ноша коллективная. Впрочем, бессмысленное занятие - пытаться представить, что было бы с Россией, если бы… Называть глупой идею интернационализма в ленинском понимании - глупость, иных основ для выживания такой империи быть не могло, но и руководствоваться этой идеей недостаточно, в итоге власть концентрируется в руках диктатора…

Самые организованные и боеспособные части Красной армии - латыши. Позже - венгры. Активное участие в событиях принимают башкиры. Особо стоят казаки. Самые дееспособные части белой армии в 18-м году, конечно, - чехословаки. Тугая, но ясная логика Сталина меркнет в свете ослепительной иезутской логики Троцкого: “Если бы чехословаков не было, то их следовало бы выдумать”. Эти слова сорвутся с его уст в сентябре 1918 года. [1] С точки зрения оправдания жестокости собирания народа в один кулак и расправы над врагами он прав.

Домой. Отныне все солдаты и военнопленные представали передо мной просто людьми, заветная мечта которых - скорее вернуться домой. Обстоятельства же распоряжались судьбами людей по-своему. Домой! Но у кого-то этого дома не было. Эти люди особенно сильно хотели построить единый одноцветный мир, в котором ослепляющее национальное разноцветие смешается в серое.

За годы первой мировой войны в России накапливается огромное количество военнопленных и беженцев. По сведениям Генерального штаба к 1 сентября 1917 года в русском плену находилось 1 961300 военнопленных, из них интересующих нас венгров 500 000, чехов и словаков 200 или 250 тысяч. [2] Им суждено сыграть особую роль в развитии революционных событий. И прежде всего это касается военнопленных мадьяр и чехословаков. Австро-венгрия с самого начала выступает союзницей Германии. В Чехословакии никогда не затухали антигерманские настроения. Принудительно мобилизованных чехословацких солдат нельзя назвать надежными, слишком сильны прославянские настроения. Уже в конце 1914 и в начале 1915 года чехи и словаки начинают переходить на сторону российской армии. Как к славянам и возможным союзникам к ним особое отношение. После февральской революции в марте-апреле Киеве создается филиал Чехословацкого национального совета, действовавшего в Париже и проводившего политику сотрудничества с Антантой. 13 июля Ставка Временного правительства по просьбе филиала Чехословацкого национального совета издает распоряжение о переформировании чехословацкой бригады в дивизию. Филиал с согласия властей направляет в лагеря военнопленных своих эмиссаров для вербовки в дивизию и для создания национальных чехословацких комитетов. 27 сентября 1917 года выходит приказ о формировании чехословацкого корпуса. В октябре его насчитывают 30000 человек. В октябре 1917 года между Центральной украинской радой и филиалом чехословацкого национального совета подписывается соглашение, по которому Рада берет на себя обязательства Временного правительства, а Национальный совет обязуется содействовать укреплению власти Рады. Чехословацких корпус берет на себя выполнение задачи по поддержанию порядка. По сути, это - карательные функции. [3] Но ниже мы познакомимся и с другим мнением.

Конфликт чехов с мадьярами, вспыхнувший в России, вынесен из недр австровенгерской империи (я постараюсь отдельно и более детально рассмотреть этот вопрос позже). Выставлять венгров жертвами было бы нелепо. В то же время в книге Тагирова мы встречаем сведения о выполнении ими карательных функций. Подразделения, состоящие из венгров и латышей, жестоко расправлялись с татарскими крестьянскими восстаниями в 1919 году. Уполномоченный Чистопольского уездного Исполкома Советов Кирам Хамзин, направленный в Каргалинскую волость для восстановления деятельности Советов, 23 февраля 1920 года докладывал, что «больше всего население пострадало от мадьяр, которые вытаскивали граждан из домов и расстреливали, учиняли массовые грабежи, при этом не интересовались никакими предъявляемыми гражданами документами, они все отбирали, что им попадалось на глаза». [4] Это не удивляет - во все времена наймиты и легионеры любой национальности отличались особой изощренностью при выяснении отношений с местным населением. С другой стороны, вот что вспоминает один из венгерских участников гражданской войны Сучак о событиях весны 1918 года под Троицком: «С особым ожесточением велся бой против чехословаков, которые подвергали тяжелым пыткам даже раненых и потом их расстреливали. Особенно если это были венгры. В ответ интернационалисты тоже не брали в плен чехословацких белогвардейцев». [5] В докладе Высшему военному совету от 14 июня 1918 года командующий фронтом Р.И.Берзин отмечал: «В самом городе Екатеринбурге рабочие Верх-Исетского завода на многотысячном митинге не давали говорить представителям Советской власти и заявили, что с чехословаками у них вражды нет… Отношение чехословаков к мирному населению такого: против крестьян в карательных экспедициях они не участвуют, все зверства совершают примазавшиеся белогвардейцы, преимущественно из казаков. На некоторых участках фронта чехословаки возвращают пленных русских красноармейцев, пленных же интернационалистов «мадьяр» они безжалостно мучают и расстреливают». [6] Можно подумать, что идет гражданская война между чехами и мадьярами!

Итак, в 1917 году по инициативе Союза чехословацких обществ из военнопленных и эмигрантов чешской и словацкой национальностей в России сформирован под командованием генерала В.Н.Шокорова Отдельный Чехословацкий корпус. В январе 1918 года корпус был объявлен автономной частью французской армии, а в марте правительство РСФСР дало согласие на переброску частей корпуса во Францию через Владивосток при условии сдачи оружия и удаления из корпуса русских офицеров. К весне 1918 года чехословацкие эшелоны попадают в весьма двусмысленное положение. Об особом легионерском характере чехов говорить не приходится, независимо от того, что деньги сыграли не последнюю роль. Сталин в телеграмме Ленину от 3 октября 1918 года отметит по поводу Троцкого, что он «повредил делу своим крикливо-дипломатическим жестом еще в мае месяце», сравнивая этот жест с поведением Троцкого при заключении Брестского мира. [7] В этом, безусловно, есть смысл. Весной 1918 года под эгидой и при финансировании французов начинается движение бывших военнопленных чехов через Урал, Сибирь и Дальний Восток на западный фронт. В связи с выступлением атамана Семенова и высадкой японского десанта на Дальнем Востоке движение чехославацких эшелонов приостанавливается. Советская Россия начинает переговоры с представителями Антанты о возможности переправки чехословаков через Архангельск и Мурманск. Переговоры затягиваются. Положение чехов крайне неясно. Среди них распространяются слухи о возможной выдачи их немцам. Одна из партий чехов находится уже на Дальнем Востоке, вторая в районе Иркутска, третья в Челябинске, четвертая в Пензе. Общая численность этих формирований достигает 65 тысяч человек.

3 марта 1918 года - заключение Брестского мирного договора. Поворотный пункт в судьбе российской революции. Для чехов и словаков война была войной национально-освободительной. Рушатся надежды увидеть свою родину свободной. Отныне Советское правительство, подписавшее сепаратный мир, становится врагом чехословацкого национально-освободительного движения. Что это - новый плен. Позволить себя разоружить? Вновь лагеря? Или выдача союзникам-немцам? Передвижение эшелонов остановлено. Надежды связаны лишь с Францией. Но Франции ли с союзниками не попытаться сделать все, чтобы вновь открыть восточный фронт? Это выглядит гораздо реальнее, чем переброска 60-тысячного корпуса вокруг земного шара. И вполне возможно, что в апреле 1918 года представители Антанты и российских контрреволюционных организаций на секретном совещании во французском посольстве в Москве приходят к решению не спешить с переброской чехословаков. [8]

16 мая в Челябинске на национальной почве происходит конфликт между чехословаками и венграми, тоже пленными. На станцию Челябинск прибывает эшелон с возвращающимися на родину военнопленными австровенграми. Кто-то из них швыряет в чехословацких легионеров ножку от чугунной печки и ранит одного из них. Чехи останавливают эшелон, выгоняют военнопленных из вагонов. Десять человек было ранено, а пленного Иоганна Малика, отказавшегося вступить в корпус, закалывают штыками. [9] Власти Челябинска принимают положенные меры: 10 чехов арестовано. Вскоре чехи входят в Челябинск, занимают основные коммуникации и выдвигают перед властями требование освободить арестованных. Совет телеграфирует Троцкому о возникшем конфикте. Ответ Троцкого безапелляционен: немедленное разоружение чехословаков. И это тогда, когда у властей нет для этого сил. Власти Челябинска во избежание конфликта освобождают заключенных. Вновь назначается комиссия по расследованию чехословацко-мадьярского конфликта, в которую входят представителя ч-х корпуса. 25 мая чехи требуют пропустить их с оружием. Затем разоружают красноармейцев, занимают правительственные учреждения, наконец захватывают склады с оружием. [10] Если до конфликта на 1000 солдат  было около ста винтовок, то после захвата челябинского арсенала, чехи не только вооружены, у них появляются артиллерийские орудия, пулеметы, автомобили и военные припасы. Вскоре они захватывают Омск. На участке Челябинск-Омск численность чехов достигает 15 тысяч человек. Вскоре к чехам присоединяются казаки и башкирские формирования. В считанные дни возникшие войска выступают в сторону Екатеринбурга. В Екатеринбурге начинается паника.

Итак, 25 мая чехословацкие эшелоны Гайды выступили в Сибири, 26 мая Войцеховский захватил Челябинск, и 28 мая Чечек Пензу и Сызрань. Революция закончилась и началась гражданская война, тот ее этап, когда определяющую роль играют иностранцы. Похоже, сами русские никак не возьмут в толк, что происходит, для них война наконец закончилась. А 29 мая 1918 года ВЦИК принимает постановление об обязательной мобилизации в Красную Армию. Пусть до осуществления постановления еще далеко, но это становится определенной вехой в разворачивании гражданской войны.

Положение венгров не менее двусмысленно. В глазах чехословаков они будут всегда на стороне Германии. Можно ли ждать пощады от чехов? Возвращение в Германию - переброска на западный фронт. Так ведь и там, кстати, они столкнулись бы с теми же чехами. Австро-венгерская монархия крайне медленно принимает решения, возвращенные военнопленные уже не те солдаты. Только 15 мая 1918 года Австро-Венгрия ратифицирует договор о Брестском мире, до 4 июля приходится ждать обмена ратификационными грамотами. Все это время действует только соглашение об обмене инвалидами и больными военнопленными, подписанное 7 февраля 1918 года. Кстати, германских военнопленных в России всего около 160-170 тысяч. Наконец только 3 июля 1918 года Австро-Венгрия подписывает соглашение об обмене здоровыми военнопленными. Когда пути возвращения военнопленных венгров из Сибири, Туркестана и Урала отрезаны чехословаками. Начало лета - начало массового вливания венгров в ряды Красной армии. В России отныне действуют две организованные военные силы, обладающие опытом военных действий. В силу обстоятельств ни чехи ни венгры не могут вернуться домой. Им остается только сплотиться и защищаться, и прежде всего, защищать себя. Вот несколько характеристик венгерских частей. И. Кутяпов о боях под Уральском: “мадьяры храбро защищались, ибо знали, что “военнопленному”, попавшему к казакам, пощады не будет: его не расстреляют, а будут истязать и изрубать по частям. Раненые мадьяры, которых не успевали взять свои, кончали жизнь самоубийством…” [11] Один из любимых командиров венгров Винерман наводил на казаков просто ужас. А вот, что говорил Буденный С.М. летом 1918 года: “В боях под Царицыном, которые мы вели против белых казаков донского атамана генерала Краснова, сражались интренациональные отряды. Среди бойцов было много венгров: бывшие солдаты австро-венгерской армии, которые вместе с русскими красноармейцами защищали революционную власть Советов в России. Кавалерийские подразделения этих отрядов постепенно передавались в мое подчинение: я был командиром кавалерийской дивизии особого назначения, а затем командиром конного корпуса. По двум важным обстоятельствам я охотно брал венгров. Во-первых, я и раньше знал, что венгерские бойцы-интернационалисти являются несгибаемыми бойцами революции… Во-вторых, я сам был старым кавалеристом, участвовал в первой мировой войне и знал, что венгерская конница считается одной из лучших. Нам пришлось вступить в борьбу с опытной казачьей конницей, следовательно, нужно было создавать такую конницу, которая бы превосходила казачью. Таким образом, присутствие венгерских кавалеристов явилось для нас большой находкой. Они и другие бойцы-интернационалисты не случайно находились у нас в привилигированном положении. Из венгров, чехов, словаков, сербов и лучших русских бойцов я создал образцовый кавалерийский эскадрон во главе с прославленным сербом Олеко Дундичем. Это эскадрон был моей опорой, личной охраной, он готов был умереть ради победы”. Во, что говорил Блюхер об интернациональном батальоне: Это был очень спаянный, боевой и стойкий батальон добровольцев, не раз в боях… показывавший чудеса храбрости, выдержки и героизма”. [12]

По различным данным количество венгров, втянутых в события гражданской войны, приблизительно такое же, как и чехословаков, - около 60 тысяч. К осени 1918 года в Красной армии - 800 000 человек, по подсчетам Йожа и Милеи 10% интернационалисты. Согласно материалам венгерской группы РКП(б) от 60-70% интернационалистов, участвовавших в боях в этот период, составляли венгры. [13] Прежде всего, они становятся сдерживающей силой. По подсчетам Йожа и Милеи одна пятая часть красной армии представлена иностранцами. Под Екатеринбургом и Пермью больше. [14] Именно венграм удается задержать на некоторое время наступление чехов на Екатеринбург под Аргаяшем. Венгры защищают Златоуст, Омск, Симбирск. Уступают они чехам только потому, что организация последних началась намного раньше. Русские медленно постепенно втягиваются в войну. В 1918 году русская “Народная армия” абсолютно не боеспособна, КОМУЧ вместо 50 000 тысяч солдат, путем репрессий смог мобилизовать только 12-15 тысяч, и то эти солдаты расходятся по домам.

10 октября 1918 года Й.Швец, командовавший чехословацкими частями под Казанью доносил С.Чечеку, что “народная армия полностью разложилась, солдаты частично разбежались, частично перешли к красным… Разложение русских войск так сильно деморализовало наших солдат, что боеспособность людей упала ниже нуля. Вообще взоры всех обращены не на запад, а на восток”. “Собственный народ на собственной земле не желает эту землю защищать”. 22 и 24 октября в Аксаково и в Белебее чехословаки отказались подчиниться Швецу. “Если уж первый 1-й полк отказался, то все потеряно”. На рассвете 25 октября Швец застрелился. В первой половине ноября приходит сообщение о капитуляции Автсро-Венгрии и провозглашении Чехословацкой республики. Война в России теряет всяческий смысл. Вскоре генерал Гайда снимает все чехословацкие части с передовых позиций. К зиме корпус фактически потерян для белых и интервентов. “До бот Сибирж!” - Прочь из Сибири! [15]

Чехи не симпатизируют диктатуре Колчака, но под давлением союзников признают ее. «Когда же до чехословацкой массы дошла весть, что Германия капитулирует, никакие силы не могли уже заставить эту массу продолжать войну. Лозунг «домой» стал самым популярным среди чехов». Так характеризует ситуацию Гинс. [16] Эшелоны начинают активно продвигаться на Восток. Теперь чехи сосредоточены на охране железной дороги. В конце концов они и выдадут Колчака.

Пусть сами чехи оценят свое участие в событиях в России: “ Из самой глубины души шли искренние и взволнованные слова делегатов о том, что они проклинают день и час, когда стали невольными палачами российского пролетариата, соучастниками преступлений против народов России”. “…За кровь, которая течет ныне на необозримых полях братоубийственной войны в России, - говорил один из делегатов второго съезда чехословацких воинов  в России Кучера, - чехословаки несут наибольшую ответственность; за эту кровь должна отвечать чехословацкая армия в Сибири, которая с ужасом отварачивается от дел рук своих”. [17] Но этот союзнический опыт ничему никого не научит, чтобы понять это, нужно, чтобы прошло всего двадцать лет...

[1] Константинов С.И. Выступление чехословацкого корпуса: детонатор гражданской войны или возможность ее альтернативы? (Опыт альтернативной истории). //  Урал в событиях 1917-1921 гг. Челябинск, 1999. - с.61.
[2] Копылов В.Р. Зарубежные интернационалисты в Октябрьской революции 1917-1918 г. - М.,1977. - с.7.
[3] Копылов В.Р. Зарубежные интернационалисты в Октябрьской революции 1917-1918 г. - М.,1977. - с.90.
[4] Тагиров И.Р. Очерки истории Татарстана и татарского народа. (ХХ век). - Казань, 1999. - с.103.
[5] ЦДООСО, ф.221, оп.2, д.707, л.89.
[6] Константинов С.И. Выступление чехословацкого корпуса: детонатор гражданской войны или возможность ее альтернативы? (Опыт альтернативной истории). //  Урал в событиях 1917-1921 гг. Челябинск, 1999. - с.65.
[7] Краснов В., Дайнес В. Неизвестный Троцкий. Красный Бонапарт. - М.2000, с.100
[8] Йожа А., Милеи Д. Венгерские интернационалисты в борьбе за победу Октября. - М.,1977. - с. 180.
[9] Йожа А., Милеи Д. Венгерские интернационалисты в борьбе за победу Октября. - М.,1977. - с. 181.
[10] Выступление чехословацких эшелонов. - Уральская жизнь, 30 мая, 1918.
[11] Кладт А., Кондратьев В. Братья по оружию. М.1964, 224 с. - с.44.
[12] Йожа А., Милеи Д. Венгерские интернационалисты в борьбе за победу Октября. - М.,1977. - с. 223, 227.
[13] Йожа А., Милеи Д. Венгерские интернационалисты в борьбе за победу Октября. - М.,1977. - с. 213.
[14] Йожа А., Милеи Д. Венгерские интернационалисты в борьбе за победу Октября. - М.,1977. - с. 195.
[15] Клеванский А.Х. Чехословацкие интернационалисты и проданный корпус. - сс.261,266, 269,271,280.
[16] Какурин Н.Е. Как сражалась революция. - М.1990, С.42
[17] Клеванский А.Х. Чехословацкие интернационалисты и проданный корпус. - с.322.

Домой!, венгры, Челябинск, латыши, Австро-Венгрия, Интернационализм, Ленин, Троцкий, чехословаки, казаки, Еврейский вопрос, Национальный вопрос, Интервенция, Гражданская война

Previous post Next post
Up