Leave a comment

Comments 26

rustem_akhunov November 11 2013, 15:36:16 UTC
Не могу вспомнить в каком году троицкие Рахманкуловы пригласили Тукая на кумысолечение?

Reply

rbvekpros November 11 2013, 16:51:20 UTC
Я помню об этом эпизоде, но не смогу вспомнить частности, не смогу вспомнить, где я об этом читал или слышал, оставаясь человеком, не обременным особой памятью, и дилетантом... я и к книге Нуруллина обращаюсь эпизодически, по мере того, как сталкиваюсь с темами мне мало известными, и чем больше я вчитываюсь в то, что написал Нуруллин, тем печальнее на душе... Сам удивляюсь, что в столетие смерти Тукая постоянно возвращаюсь к тому, что толком никогда не знал, но что так или иначе пытались вложить предки.
Вообще, характер у Тукая, конечно, не подарок. Мальчишка по сути, но крайне своенравен, умён, тонок и упрям... Подарок для татарского народа... От языка я всё дальше, но интонацию в чтении мамы (у нас долго хранилась книга его стихов на латинице), родных помню и люблю... переводы, за редким исключением, очень плохи... чувственно-смысловые интонации никак не отражены.
Одним словом, сирота он и есть сирота

Reply

rustem_akhunov November 11 2013, 17:03:39 UTC
Своенравность весьма характерна для большинства поэтов, тем более почувствовавших признание.
Я к тому про кумысолечение, что точная датировка позволяет определить те или иные поступки человека. У Нуруллина, наверное, не во всём точность соблюдена. Что-то откорректировано по идейным соображениям.
Как мне рассказывали тройчане, Тукая приглашали и Яушевы, вроде даже в тот самый яушевский пассаж с зимним садом. Но Тукай, даже располагая определенными средствами, не любил и не умел хорошо одеваться. Отчасти и тяготился этим. Именно по этой причине не хотел встреч с троицкими богатеями. Казалось бы пустячная деталь, но она определяла поступки и трудность налаживания взаимоотношений с другими людьми. Видимо последнее именно вышло из того самого замкнутого "сиротского характера"

Reply

rbvekpros November 11 2013, 17:19:51 UTC
Точно замечено. Так хотелось бы, чтобы к нашему диалогу присоедились нынешние "учёные", которые имеют доступ и к архивным материалам, но им, по-моему, сегодня наплевать, что кого-то интересует судьба поэта в контексте того, что думали, чем жили другие. А в тот период татарский мир бурлил. Кто его знает, что могло появиться из недр этого бурления, если бы... Не знаю.
Читал Нуруллина и думал, если бы он смог дописать, пополнить, уточнить в свете того, что было открыто для доступа после перестройки...
Тукай очень часто кажется мне крайне избалованным вниманием, но затаённая обида ли, невозможность её преодолеть или честолюбие гения, который лишь талантлив и признан в среде своего, мало кому известного народа, разъедаемого склоками, противоречиями, болезненным и беспомощным честолюбием, который не замечает своих же талантов и с подобострастием относится к бездарностям... Наверное, он и не мог быть иным. Почему "наверное"? Он и не был другим, вот и поспешил уйти...

Reply


byltyr November 12 2013, 11:45:20 UTC
У Ибрагима Нуруллина позднее кстати была опубликована на татарском языке новая переработанная книга о жизни Тукая. В которой характерные для эпохи выхода этой книги "коммунизмы", если и не убраны полностью, но заметно сокращены. Как мне кажется, в новой книге Тукай стал менее идеологизированным.

Reply

rbvekpros November 12 2013, 14:29:11 UTC
Очень интересно было бы познакомится с этой работой ( ... )

Reply

byltyr November 13 2013, 11:02:25 UTC
эту книгу Нуруллина можно прочесть тут: http://gabdullatukay.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2048&Itemid=143
написана в 1974-1991 годах.
кстати по поводу идеологизации Тукая - в прошлом году была издана книга Михаэля Фридериха. "Габулла Тукай, как объект идеологической борьбы" - http://www.azatliq.org/content/article/24446807.html
книгу эту я купил, но признаюсь, что пока так и не прочитал.

я Гаяза Исхаки не только "прощаю", но и защищаю, во первых, за его великолепные литературные произведения, во-вторых, он - был большой татарский патриот, и в третьих, полагаю, что в эмиграции, жилось достаточно бедно. Оставшись он здесь он несомненно попал бы под каток репрессий.

Reply

rbvekpros November 13 2013, 19:40:32 UTC
Большое спасибо и за эти ссылки, но здесь уже потребуются иные усилия при моей застарелой оторванности от татароязычной среды ( ... )

Reply


byltyr November 19 2013, 10:10:41 UTC
по поводу преобладания среди кредиторов-акционеров Алафузова немцев и евреев - конечно удивительно. Но что здесь было первостепенно симпатии или холодный экономический расчет одназначно определить не смогу.

Reply

rbvekpros November 19 2013, 10:27:33 UTC
Там есть ещё гипотеза с привязкой к выборам в Госдуму... Возможная подоплёка банкротства. Выборы в 4-ю Государственную Думу 1912 года. Черновик http://rbvekpros.livejournal.com/92663.html
История путанная, потому только гипотезы. К сожалению, не знаю, чтобы кто-нибудь из татарских учёных занимался этой составляющей. Здесь необходим не исторический, а финансово-экономический анализ. (Вот когда приходит тень сожаления, что не очень-то обдуманно бросил Финансово-экономический в Питере, в который, кстати, просто повезло попасть, на тот факультет, на который я хотел попасть, я просто не добрал баллов, предложили учиться на другом, а потом выбрал наш провинциальный философский, на котором, конечно, были предметы и экономические, но уровень Свердловска сравнить с питерским просто невозможно, здесь никакой экономической школы и не было, но...)
Я не могу провести никаких параллелей, никаких сравнений... только предположить на основе тех данных, которые нашёл...

Reply

byltyr December 12 2013, 11:20:34 UTC
кстати, книгу Фридериха можно прочитать вот тут: http://www.tatknigafund.ru/books/2367

Reply

rbvekpros December 12 2013, 11:37:33 UTC
Спасибо большое за ссылку!
Правда, теперь нужен повод и время, чтобы вернуться к теме.
Но по опыту знаю, что рано или поздно повод найдётся... А некоторая горячность с моей стороны?.. Если бы не она, я бы не стал подымать залежавшиеся в столе документы, не увлёкся бы разбором работ Бессмертной, не обратил бы вновь внимание на фигуру Султана http://rbvekpros.livejournal.com/192380.html, уже благодаря этому возвращаясь к неизбежно к судьбе и творчеству Джалиля (это как предчувствие, что рано или поздно возьмуться за пересмотр значения его творчества)

Reply


Leave a comment

Up